«Озерка» - маленькая кормушка больших выборов
22.03.2006 16:51
Во всяком случае, денежные обороты финансово-промышленных групп остаются такими же – олигархи не «вынимают» деньги из бизнеса на выборы. Откуда же тогда берутся деньги? Каждый спонсор решает этот вопрос по-разному – некоторые собирают живую наличность по принципу «с миру по нитке», т.е. с подконтрольных по любым причинам бизнесменов, другие просто умудряются воровать прибыль из чужого бизнеса.

По оценке аналитиков и экспертов, выборы в общей сложности обошлись украинским спонсорам в миллиард долларов. Эта история – про 6 миллионов долларов из этого миллиарда. Потому как известно, откуда они взялись, у кого и, самое главное, кем.

В 2004 году Фонд госимущества Украины выставил на приватизационный конкурс 94% акций предприятия ОАО «Днепропетровский Центральный рынок» (известный в народе как рынок «Озерка»). Победителем конкурса стала коммерческая фирма ОАО «РегионОптСервис». Фирма перечислила в ФГИ деньги, получила от Антимонопольного комитета разрешение на концентрацию (т.е. покупку 94% акций предприятия). Нормы закона и юридические формальности – соблюдены, что подтверждено соответствующими документами.

Но инвестору так и не удалось вступить в законное владение предприятием ОАО «Днепропетровский центральный рынок». 22 февраля 2005 года на территорию рынка ворвалась толпа вооруженных лиц в количестве 60 человек, которые сломали забор, вломились в административный корпус и вынудили руководство «Озерки» покинуть территорию рынка. Остальных работников рынка вооруженные захватчики просто не пустили на рабочие места.

Группа налетчиков состояла из бойцов частного охранного предприятия «Бог», которое связывают с финансовой группой «Приват», и представителей подразделения принудительного исполнения решений отдела государственной исполнительной службы Днепропетровского областного управления юстиции во главе с замначальника данного подразделения Татьяной Данилевской.

«Основанием» для вторжения стало решение Кировского районного суда Днепропетровска, который также связывают с финансовой группой «Приват», восстанавливающее в должности председателя правления КП «Центральный рынок» гр-на Ефименко Г.А. Данный гражданин возглавлял «Озерку», когда она была коллективным предприятием. Конец его карьеры пришелся на СИЗО с уголовным делом о злоупотреблениях, утайке доходов и коррупции, а рынок вернули в управление государства. Ближе к «оранжевой революции» Ефименко вышел на свободу, а еще через полгода уже вернулся на рынок хозяйствовать дальше.

Тут надо понимать, что ОАО «Днепропетровский Центральный рынок», 94% акций которого в результате приватизационного конкурса осенью 2004 года получило ОАО «РегионОптСервис», является правопреемником КП «Центральный рынок». Соответственно, имущество Центрального рынка г. Днепропетровска «Озерки» перешло на баланс ОАО «Днепропетровский Центральный рынок», что подтверждено решениями районных и киевских судов (в т.ч. Апелляционным судом г. Киева).

Что в сумме? Инвестор рынка заплатил государству 10 миллионов долларов США на открытом конкурсе за право владения имуществом рынка. Спустя несколько месяцев на его собственность ворвались судебные исполнители и остановили нормальную хозяйственную деятельность предприятия. Администрацию и сотрудников рынка при этом выгнали с рабочих мест. Вот уже больше года представители КП «Центральный рынок» через кассовые аппараты, зарегистрированные на ОАО «Днепропетровский Центральный рынок», взимают с предпринимателей рынка кассовый сбор, но на расчетные счета законного владельца рынка – инвестора – эти денежные средства не поступают.

Многочисленные обращения сотрудников рынка к властям с требованиями навести порядок ни к чему не привели. Ехануров, в то время губернатор Днепропетровской области, заявил, что «конфликт сугубо корпоративный»; ФГИ, МВД и Прокуратура молчали. На «Озерке» же тем временем продолжался беспредел: законный собственник рынка фактически лишился права управлять своей собственностью, сотрудников администрации уволили, а предпринимателям отключали свет и воду.

Председатель правления ОАО «Днепропетровский Центральный рынок» Андрей Сумцов недоумевает: «Если мы законно, на приватизационном конкурсе, с соблюдением всех норм приобрели в собственность объект – почему мы лишены права на нем работать? Это вопрос даже не к представителям ДП «Центральный рынок» и Г. Ефименко, а к государству и Фонду госимущества Украины, которые по закону право собственности обязаны охранять. Если можно вот так прийти и силовыми действиями выгнать законных владельцев с принадлежащего им предприятия, то как вообще в стране можно заниматься бизнесом?»

Любопытно, что в данной ситуации пострадали не только собственники «Озерки», но и город. Планы реконструкции рынка остались в проектах и на бумаге. Руководством ОАО «Днепропетровский Центральный рынок» была достигнута договоренность с городскими властями о переносе трамвайных путей, строительстве парковки и обустройстве прилегающей территории. Из «Озерки» планировали сделать по-настоящему современный, европейского уровня рынок, одинаково удобный для торговцев и покупателей. Не успели. Получилось лишь полностью компьютеризировать рынок, ввести единый предпринимательский реестр и избавиться от бумажной работы. Электронный документооборот успешно действует и по сей день.

По словам Андрея Сумцова, ежемесячный доход «Озерки» составляет около 500 тыс. у.е. Если эти средства не поступают законному владельцу, то куда они идут? Речь ведь идет уже о сумме порядка 6 миллионов долларов США. Сейчас рынком фактически управляет Фонд госимущества Украины, что является юридическим нонсенсом. Что характерно, сразу после устранения от управления «Озеркой» менеджмента ОАО «Днепропетровский Центральный рынок» налоговые поступления в бюджет резко, на порядок, сократились.

Даже беглый взгляд на ситуацию позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, в нарушение всех норм законодательства нарушено право собственности. Инвестор, вложивший средства в предприятие, не может этим предприятием управлять и получать доход. Во-вторых, государство, являющееся гарантом права собственности как одного из базовых демократических принципов, не делает ничего, чтобы исправить ситуацию. В-третьих, рынком «Озерка» управляет Фонд госимущества Украины, не имея на то юридических оснований. Все попытки законного собственника урегулировать конфликт и получить возможность управлять предприятием ни к чему не приводят. Власти молчат – следовательно, их такая ситуация устраивает. В-четвертых, уровень доходности «Озерки», если верить текущим бухгалтерским балансам, резко сокращается. Объективных причин для снижения налоговых поступлений нет: рынок растет и работает, предприниматели торгуют, днепропетровцы покупают, да и цены ведь тоже растут, что увеличивает оборот.

Вырисовывается странная картина: при полном попустительстве Фонда Госимущества и правоохранительных органов, через сомнительное решение районного суда, силами структур «Привата» осуществляется силовой захват ранка, в результате чего госбюджет регулярно недополучает налоги.

Кому это выгодно? «Приват» контролируется Игорем Коломойским, который, по слухам, имеет финансовые обязательства по отношению к кампании Юлии Тимошенко. ФГИ возглавляет Валентина Семенюк, публичное лицо СПУ Александра Мороза. ФГИ, после захвата «Приватом» «Озерки», вопреки приватизационному конкурсу, берет предприятие под свое управление и не предпринимает ничего, чтобы восстановить права законного собственника. Другой социалист – Юрий Луценко, обязанный стоять на страже порядка как министр внутренних дел – также ничего не предпринимает. Очевидно, сложившаяся ситуация их полностью устраивает. Ситуация, в которой рынок номинально принадлежит законному собственнику, а прибыль получают захватчики.

На что идет эта прибыль? Вопрос риторический, но ответ на него вряд ли когда-нибудь станет известен широкой общественности, наблюдающей за размахом избирательных кампаний БЮТ и СПУ.

И всё, на что может рассчитывать инвестор, так это на то, что после выборов «Озерка», пусть и обескровленная, вернется своему законному хозяину, заплатившему 10 миллионов долларов – самую большую сумму, которую украинское государство получало за приватизацию подобных объектов за все годы независимости.