Морозы, растопившие сердца
28.03.2006 09:20
…новый вид услуг - делают на футболках надписи «Я пережил зиму-2006». Жаль, что воспользоваться ею не по карману людям без определённого места жительства. А ведь именно на их груди это заявление смотрелось бы наиболее уместно и оправданно.

Казалось бы, в условиях, в которые нас поставили минувшие январь и февраль, каждому больше пристало бы быть эгоистом и заботиться только о собственном спасении. И уж тем более можно было бы не вспоминать о такой презренной многими части украинцев, как бомжи.

Некоторые, как, например, нынешний губернатор Луганщины Геннадий Москаль, их так вообще за людей не считают. В свою бытность начальником УВД Днепропетровской области он распорядился силой погрузить местные «асоциальные элементы» на паром и вывезти далеко за пределы областного центра, бросив в степи, по сути, на выживание. Похожая практика существовала и в Киеве. Милиция периодически устраивала облаву на бездомных детей и вывозила их за 100 километров от города, оставляя там, предоставленных самим себе, даже в холодную зиму.

Тем не менее, на сегодняшний день существуют и другие факты, которые позволяют сделать вывод, что украинское общество прошедшей зимой оттаяло, побеспокоившись не только о себе, но и об этих беззащитных людях. Во Львове, Черкассах и Виннице, например, для бездомных были установлены палатки, где они могли бесплатно переночевать в тепле и получить горячее питание. Даже если рассматривать это как чиновничье желание отличиться перед выборами, всё равно оно не могло возникнуть на пустом месте. Значит, в обществе появились соответствующие настроения, на фоне которых можно заработать либо одобрение, либо осуждение – в зависимости от того, учитывать их или нет.

Бомжей пускали греться в вокзалах, собирали спецмашинами. Некоторые имели возможность переждать холода в социальных приютах, ночлежках. Замерзающих людей подбирали машины скорой помощи и доставляли в больницы.

Но для того, чтобы спасти всех бездомных, этих мер было явно недостаточно, и статистика жертв прошедшей зимы удручает. Более 4 тысяч человек были госпитализированы с диагнозом переохлаждение организма, обморожение, более 600 умерли - такие данные привела уполномоченный по правам человека в Украине Нина Карпачёва. Нетрудно догадаться, что большинство из них составляют люди, не имевшие крыши над головой.

Эти, можно сказать, робкие проявления гуманности ярко обозначили наметившийся сдвиг, поворот в коллективном сознании. Мы увидели в бездомных людей, вспомнили, что они тоже имеют право на жизнь. Даже пренебрежительный термин «бомжи» заменили более тёплым – «бездомные». Доросли, граждански созрели? А может быть, прочувствовали, что от сумы сегодня не застрахован никто? Скандал с «Элита-Центром» наглядно продемонстрировал, что остаться без жилья проще простого. Один из акционеров рассказывал, что продал свою гостинку и вложил деньги в надежде получить расширенную жилплощадь.

А если мы и дальше будем идти по капиталистическому пути, то пополнение рядов бездомных неизбежно. Выселение за неуплату на «загнивающем Западе» - явление весьма распространённое. А после этого выкарабкаться трудно.

Так неужели мы ограничимся только разовыми актами милосердия во время сильных морозов? В свете таких обстоятельств мы должны быть кровно заинтересованы в том, чтобы выстроить государственную систему поддержки бездомных, перевода их из разряда «асоциальных элементов» в разряд членов общества. Не мешает всё-таки подумать о своём возможном будущем.

Поддержка эта должна основываться на трёх китах: временное жильё, медицинская помощь, возможность трудоустройства. Кроме государства к этой работе нужно привлечь общественные организации и частных лиц. Помощь бездомным, как и несколько веков назад, должна стать делом престижа.

В Украине уже есть несколько ночлежек и гостиниц для бомжей – в столице и крупных городах, например, в Харькове. Но это, конечно же, капля в море. Проблему в значительной степени можно решить с помощью, как сейчас говорят, спонсоров. Многие из них и не догадываются о такой возможности эффективного с точки зрения моральной отдачи вложения средств. Возможно, их вдохновит следующий исторический пример. В начале прошлого века в Москве на средства различных благотворителей было выстроено несколько богаделен, ночлежек и десятки домов с дешёвыми и бесплатными квартирами, где проживало до 10 тысяч человек.

Из той же истории узнаём, что для бездомных организовывались работные дома, где они трудились в различных мастерских и могли даже заработать некую «стартовую» сумму для дальнейшего устройства жизни. Зачатки подобного подхода уже появились в Киеве. Есть здесь трудовые мастерские при центре социальной адаптации. Но на всех мест не хватает даже в столице, что уж говорить о провинции. А что касается участия общества в жизни беспризорных детей, то в этом не мешало бы воспользоваться опытом Советского Союза.

Нужно продумать и систему медицинского обслуживания. Возможно, кроме выделения средств на лечение создать для лиц бомж спецбольницы, поскольку пребывание их в одной палате с «домашними» людьми последним неприятно. К тому же милиционеры и врачи, работающие с этой категорией граждан, очень часто рискуют собственным здоровьем, ведь у бездомных порой целый букет болезней, в том числе и опасных. А государственной страховки медицинским работникам и работникам правоохранительных органов на этот случай не предусмотрено.

Отрадно, что в некоторых городах Украины местные власти уже пошли навстречу бездомным. Зачастую у этих граждан, кроме отсутствия места постоянного проживания, существует ещё и такая серьёзная проблема, как отсутствие документов. Это мешает им устроиться на работу, оформить пенсию. В Северодонецке по решению исполкома городского совета управление труда и социальной защиты населения начало постановку бездомных на учёт и выдачу им временных удостоверений, с которыми те легко и просто могут зарегистрироваться в паспортном отделении города.

Здесь же к решению проблем бездомных подключились и православные. При местном храме к лету планируется обустроить дом ночного пребывания на 10-15 коек.

Так что пора повернуться к лицам без определённого места жительства, так сказать, лицом, а не… гм… спиной. Но при этом не забывать улучшать жизнь и других граждан.