Партия регионов: кто, за кем и почему
20.08.2007 14:00
…одной финансово-промышленной группы. Это доказал список кандидатов в депутаты, обнародованный на XX предвыборном съезде. Однако в нем по-прежнему наблюдается определенное противоречие. Но это все лишь потому, что партии пришлось оперативно перестраиваться в навязанных ей условиях. В данном случае получается, что внеочередные выборы стали благом для регионалов. Не дали их партии закоснеть и превратиться в собрание представителей одного региона, «захвативших» власть в Украине. Теперь ПР идет по нормальному пути развития крупной партии с либерально-консервативной идеологией. Во всяком случае, именно такой вывод можно сделать из анализа ее обновленного состава.

Конечно, новый список регионалов был плодом договоренностей и компромисса. Наличие в нем лидеров представителей политических сил, которых еще полгода назад нельзя было заподозрить в сотрудничестве с регионалами, показывает совершенно очевидную вещь: естественный процесс кончины бесперспективных мелких партий на обоих фронтах политического бомонда страны позволяет представителям этих сил реализовать себя «в деле», получив шанс на попадание в парламент и реализацию своих идей вместо бесконечного прозябания на задворках. Предвыборные слияния и поглощения, в результате которых был сформирован список ПР, не только прошли без скандалов, характерных для оранжевого фронта, где, как всегда, препирались «три гетмана», но также принесли сюрпризы и заставили задуматься.

Загадки «пятерки»

Первая пятерка действительно стала неожиданностью. Чорновил, Богословская и Шуфрич - три ее главных сюрприза. Уж не американские ли технологи подсказали женскую «квоту» в первой пятерке? Хотя, думается, речь идет не об этом. Появление в рядах ПР такой личности, как Шуфрич, было целиком закономерным: занимая министерский пост, он не мог не задуматься о своем политическом будущем. После решения СДПУ(О) не идти на выборы самостоятельно, у Нестора Ивановича выбора почти и не было, если он, конечно, хотел остаться в обойме… Быть включенным в список ПР как представитель эсдеков он явно не мог - с этим у регионалов очень жестко.

Во всяком случае, СДПУ(О) потеряла одного из своих самых харизматичных и, в то же время, неоднозначных бойцов. Почему Нестор Иванович после этого получил суперпочетное место в списке - лично я могу объяснить желанием показать, КАКИЕ кадры теперь составляют ударный костяк «регионов». Опять-таки, возможно, это было следствием прямой договоренности экс-эсдека с руководством регионалов - почетное место в обмен на членство в партии. Так или иначе, Шуфрич для Партии регионов оказался важнее даже Кинаха, который занял 53-е место.

А вот это еще одна загадка списка. Почему Инна Богословская, с ее заведомо меньшим опытом руководящей работы и, будем откровенны, более слабой в финансово-кадровом плане партией, чем ПППУ Кинаха, красуется в первой пятерке, а Анатолий Кириллович - в шестом десятке? Они вполне бы могли поменяться местами. Ситуация становится яснее в связи с недавним решением в пользу возвращения НЗФ в сферу влияния Пинчука, а «Вече» и Богословская были его проектом.

Итак, Инна Германовна - очень полезный коммуникатор между «регионами» и Пинчуком. Плюс публичный политик, который может ораторствовать не хуже Леди Ю. Газюлю чисто по-женски и как политик не переносит (обе, кстати, ровесницы). Предположу и следующее: такое счастье Богословская заслужила также в обмен на полное слияние «Вече» с ПР в будущем. Кинах же вышел из ПППУ персонально, речи о слиянии, даже в далекой перспективе, пока нет. И следует в связи с этим задуматься о том, кто в возможном будущем кабинете Януковича-4 займет пост министра юстиции, а может, и министра экономики. Или вице-премьера (не первого, конечно, но «вице-» много).

Ну, а Тарас Чорновил - это, на мой взгляд, ходячая ошибка Партии регионов. Балласт в виде абсолютно не воспринимаемой ни на востоке, ни на западе страны фигуры, оказывается, все еще сильно нужен - в силу своего происхождения - регионалам. Но ставить в первую пятерку? Излишнее это место для Тараса. Выслуженное, но не заслуженное. Он - одна из немногих откровенно слабых - во всех смыслах - персон в бомонде ПР. Вполне мог бы красоваться под каким-нибудь 17-м, 55-м или 64-м номером - все равно бы проходил в Раду. Сдается мне, что сохранение Чорновила в первой пятерке - подсказка неких политтехнологов, некритически воспринятая руководством ПР.

Золотая середина

Далее идут почти в полном составе проверенные донецкие представители партии. У Рината Ахметова, похоже, традиционное уже 7-е место. Счастливое, видимо. 34-е место занимает Дмитрий Табачник, член Партии регионов относительно с недавних пор (как и Анатолий Толстоухов, стоящий ныне на 83-м месте, он стал им в мае). 49-е место - у главы еще одной карликовой партии, которая ввиду своей бесперспективности слилась с гигантом - Юрия Бойко, министра топлива и энергетики. Один из важнейший членов правительства Януковича, принадлежащий к донецкой группе, но доселе формально регионалом не бывший. Теперь ситуация выправлена.

Так как в списке оказались все министры правительства Януковича, кроме, понятное дело, социалистов, а также глава Антимонопольного комитета, то можно задуматься - каким может быть возможное правительство Януковича-4. Будет ли повторять персона в персону нынешнее? Думается, что вряд ли, хотя в большинстве своем, наверное, да. А вот экс-прокуроров в списке наличествует аж два: Пискун и Васильев. Гадать в этом случае сложно, с учетом странной роли Пискуна в событиях мая 2007 года. С другой стороны, должность Генпрокурора - традиционно одна из самых важных в политических торгах. Пискун слишком одиозен для Ющенко и оранжевых, но тем более им не нужен стопроцентно «донецкий» Васильев. В любом случае, оба станут теперь депутатами.

Фигурирует в списке и давно соскучившийся по Раде Александр Кузьмук. У доблестного борца с израильскими самолетами - 41-е место. Не исключено, что «регионалы» попытаются вернуть его в министерское кресло. Но вот этого как-то не хотелось бы… Пусть себе «курирует» силовиков из Рады. А то слишком уж он воплощает эпоху развала армии в 90-х. Модернизации вооруженных сил с таким старорежимным деятелем, к тому же склонным к непродуманным заявлениям («Второй Чернобыль» помните?), точно не видать. Разве что портянки в армию вернет…

84-е место - Валерий Коновалюк. С возвращением! Наигрался в самостоятельность? Покаялся? Добро пожаловать в родные пенаты! Да вот только зачем он нужен? Неужто человеку, который показал себя глубоким политическим лузером за последние три года, можно доверять? Или он на «испытательном сроке» у бывших соратников?

С 93-го номера в списке начинают попадаться те самые «перебежчики», из-за которых и разгорелся весь сыр-бор. Итак, перебежчик номер 93 - бывший «нашеукраинец» Сергей Головатый. Хорошее место, проходное. Значит, нужен. Значит, заинтересовал Партию регионов. Чем? Представительством в Совете Европы? А почему не предположить и это? Он вполне может остаться на этой должности. И от Украины подальше, чтобы не приходилось ему пост «внутри» подыскивать, и к роли привык. И вообще - неплохо в самом центре Европы как сыр в масле кататься. Пусть будет, в обновленном хозяйстве регионалов пригодится.

А вот интересная личность. Под номером 95 «затерялся» «кадровый резерв» Верховной Рады Украины (так в официальном списке), депутат 4-го созыва Нвер Мхитриян - глава киевской корпорации «Познякижилстрой», ныне ну очень обильно застраивающей столичную землю. Бывший член ПППУ. Так что ждем новой, еще более сильной экспансии «Познякижилстроя», в том числе, и в других областях Украины.

96-е место в списке - еще одна интересность - Андрей Деркач, глава Энергоатома и, что самое примечательное, бывший социалист. Единственный крупный перебежчик из Соцпартии в Партию Регионов. Или единственный, кого регионалы взяли в список? Если взяли - значит признали за ним право рулить Энергоатомом и далее. Значит, отторжения у них он, в отличие от «героев нашего времени» Рудьковского и Цушко, не вызывает.

На 97-м и 104-м местах - два «новехоньких» министра - жилищно-коммунального хозяйства Александр Попов и регионального развития и строительства, бывший днепропетровский губернатор Владимир Яцуба. Яцуба, несмотря на сугубо днепропетровские корни, прочно вошел в обойму регионалов. А Попов - новичок в министерских делах, но успешный мэр города Комсомольска на Полтавщине. Одна из лучших находок регионалов среди провинциальных управленцев. Не берусь предсказать будущее Попова, понимая, какой запущенной сферой ему приходится руководить, но думаю, что школа управления для него не завершена.

Убежище для беглецов

100-й номер - Василий Хмельницкий, бизнесмен и экс-БЮТовец. Правильно, зачем разбрасываться людьми с деньгами и возможностями? Хмельницкий исправил сделанный в свое время ход (тогда в сугубо «донецком» списке ПР не было мест, пришлось кланяться Юлии Владимировне) и теперь снова в обойме гарантированных избранников в высший законодательный орган. И заметьте, в отличие от своих коллег по «перебежке» из БЮТ, не рвал глотку за «новую фракцию» или что-то в этом роде. Тихо ушел - и незаметно всплыл в списке на проходном месте. Вот как надо делать, господа горлопаны! Напомним, что г-н Хмельницкий - один из совладельцев «Запорожстали», «Запорожкокса», «Киевэнерго», «Киевводоканала», «Укртатнефти». Вот какие предприятия теперь «ушли» из сферы влияния БЮТ и оказались в сфере регионалов!

Со 120-м местом проходит в парламент и такой же БЮТовец-бизнесмен Александр Един. Интересный человек. Начнем с того, что бывший офицер КГБ СССР (еще вопросы есть? Думается, что нет). Основной актив Едина - компания «Интер-контакт», которой принадлежат предприятия транспортной отрасли, страхования, фармацевтики, а также несколько сахарных заводов и Николаевская ТЭЦ. Как он вообще в свое время оказался в «в районе» БЮТ - непонятно (наверное, так же «с горя», как и Хмельницкий). Зато теперь логика соблюдена, и Един - регионал, к тому же происхождением - с Запада Украины (Львовщина).

Из бывших Газюлиных соратников проходит в Раду «главный логистик» Украины Михаил Зубец (174-е место). А вот дальше на грани фола (места 181, 182 и 184) балансируют Максим Луцкий («отмечен» за близость к Андрею Клюеву), Олег Надоша и Владимир Олийнык. Напомним, что именно эти места - самые «стремные», здесь список счастливчиков, прошедших в Раду, может оборваться. Вот будет обидно кому-то из упомянутой троицы, если их, некогда «скованных одной цепью», разорвет воля избирателя!

О тех, кого нет с ними…

Итак, что и кого мы видим в новом списке Партии регионов? О чем он нам говорит? Прежде всего, о том, что партия на правильном пути. Логика политического процесса, начатого весной, на пике могущества партии, не прервалась историей с досрочными выборами, а продолжила действовать, результатом чего и стал указанный состав списка. Конечно, в нем остаются личности, чья одиозность, увы, не идет на пользу партии. В частности, речь идет о Тарасе Чорновиле.

Вторая одиозная, на взгляд автора, фигура в списке - Кузьмук. Увы, но наш главный «зенитчик» вряд ли достоин снова занять место министра обороны. Его заявления на месте фосфорной аварии только подтверждают истину, что военным лучше в большинстве своем изъясняться на командном и иных понятных им наречиях, а не говорить на публику. Очень жаль, если Кузьмука будут «пропихивать» обратно в Минобороны. Если сравнивать его и Гриценко, то хрен редьки не слаще - во всяком случае, при Гриценко министерство не находится в центре международных скандалов, а ракеты не летят в жилые дома.

Не все могут воспринять в этом списке и Нестора Шуфрича. У этого политика много недоброжелателей и просто тех, кто рассматривает его несерьезно. Нестору Ивановичу придется немало потрудиться - причем действительно продуктивно - чтобы доказать это как своим новым соратникам, так и избирателю.

А теперь о том, кого в списке нет. Нет части перебежчиков из БЮТ, например, небезызвестного судьи Замковенко. И правильно. Пользы от судьи этого - никакой, зачем же жертвовать местом в списке? И кто сказал, что из БЮТа в свое время убежали сплошь прагматичные бизнесмены-политики? Мотивации могли быть всякими. И регионалам, судя по всему, такие тонкости хорошо известны.

Нет в списке и двух известных персон современного политикума - Леонида Кравчука и Виктора Медведчука. О возможности включения обоих в список говорилось. Но… Насчет Медведчука аналитики оранжевого толка сразу же поспешили заявить о «негативном имидже», который тянется за бывшим лидером СДПУ(О). Только, милые вы мои, о каком таком имидже идет речь? Негативном с чьей точки зрения? С вашей? В Партии регионов, как показано выше, есть еще одиозные фигуры, но извините, какова бы ни была «одиозность» Медведчука, его связи и опыт перевешивают все возможные «негативы» от такого решения.

Так что речь здесь не о боязни вызвать недовольство избирателей. Спросите у сторонника Партии регионов, чем ему плох Медведчук? То-то же… Вряд ли что-то внятное услышите. Вот если бы в списке был Черновецкий, прославившийся уже на всю Украину, и пресловутый «солдат партии» Калашников, или сам Сан Саныч Мороз… Вот это люди с конкретным, понятным негативом. А что, с точки зрения рядового избирателя (сторонника ПР, подчеркиваем), сделал плохого ему, избирателю, г-н Медведчук? За что его может не воспринимать шахтер из Енакиева и фермер из Джанкоя? Поэтому мотивы лежат явно не в этой плоскости.

Думается, что речь идет о неких более существенных для наших властей предержащих вопросах. Вероятнее всего - о взаимодействии чьих-то интересов в бизнесе. Ну что же, идеологические союзники не обязательно должны быть соратниками и по бизнесу. Главное - цивилизованно вести себя, а не заниматься реприватизациями на мотив оранжевых, а тем более, раздувать по этому поводу щеки и публично «мочить» конкурента под видом «наведения законности». Все цивилизованно. Договорились - отлично, не получилось - мирно разошлись. Без прокуратур, судов и рейдеров. Без грязи компромата и псевдореволюционной фразеологии.

А шановний Леонид Макарович - вот он-то как раз фигура идеологическая. Причем сугубо. Наша живая история. Его как раз могли не взять из-за имиджа человека, чья подпись стоит под Беловежским договором. Нечего давать всяким Витренко, да и Симоненко, при случае, повод лишний раз потыкать в Кравчука пальцем. Да и ветерану спокойнее. Памятникам вообще не место в списках. В этом плане уход из большой политики диссидента Лукьяненко на «той» стороне тоже показателен. Пускай себе мемуары пишут господа и товарищи монументы и символы. А дорогу нужно давать прагматикам. Что и делает, пусть и с определенным скрипом, Партия регионов.