Украина. Перспективы ядерной зимы
03.09.2007 13:36
...увеличению численности человечества (в четыре раза за сто лет). На планете практически не осталось неосвоенных территорий (кроме Антарктиды), а подавляющее большинство прочих видов живых существ (кроме домашних животных) подошли к грани вымирания. Люди вплотную столкнулись с угрозой нехватки пищевых ресурсов.

Но значительно более актуальными являются экологические угрозы, связанные с эффектом глобального потепления и банальным загрязнением планеты отходами промышленной деятельности. Развитые страны стремятся переносить свалки химических, токсичных и ядерных отходов на территории «банановых республик», используя для этих целей лоббирование нечистых на руку и падких на деньги местных лоббистов.

Украине уже не раз поступали предложения устроить ядерную свалку в Чернобыльской зоне. Но если от официальных предложений, как правило, приходится отказываться под давлением общественности, то существуют способы, оставить не только граждан, но зачастую и правительственные структуры в неведении о «перспективных» планах «инвесторов».

С этой точки зрения, настоящей трагедией для Украины стала продажа Юрием Малаховым, директором Энергопроекта, акций коллектива предприятия компании «Группа Е4», подконтрольной известному российскому бизнесмену Михаилу Абызову. Заход именно этого субъекта на главное предприятие-проектировщика всех атомных станций и всего оборудования на АЭС в Украине не что иное, как приговор для всей отечественной ядерной энергетики.

Еще в 2001 году Малахов под давлением заставил членов трудового коллектива, являющихся основными акционерами ОАО «Энергопроект», продать ему акции предприятия. Примечательно, что выкупили у коллектива акции всего за каких-то 700 тыс. грн., а с Абызова Малахов получил уже все 40 миллионов. В этом случае выражение «срубить бабла» становится наиболее подходящей мотивацией для человека, поставившего данной сделкой под угрозу природные ресурсы, экологию и благосостояние страны, фактически продав свою Родину. Жажда наживы – вот что двигало человеком, который переступил через близкий ему трудовой коллектив, и пакет акций был просто напросто украден у работников Энергопроекта.

Появление на «Киевэнергопроекте» Абызова - одного из самых преданных соратников небезызвестного охотника за украинскими энергетическими объектами Анатолия Чубайса - не может предвещать нам ничего хорошего. Рейдерство, так хорошо прижившееся и отработанное российскими «искателями сокровищ» у себя на родине, никак не предполагает заботу о производственном потенциале захваченных объектов. Потому-то переход «Киевэнергопроекта» в руки россиян в перспективе опасен целым рядом факторов.

Во-первых, благодаря «партнёрству» Малахова и Абызова, стратегия развития украинской атомной промышленности вообще и атомной энергетики,в частности, рискует определяться в России.

Во-вторых, велика вероятность того, что эта «сладкая парочка» сознательно оснастит новые атомные энергоблоки на нашей территории материально устаревшими, ненадежными с точки зрения безопасности российскими реакторами ВВЭР-1000, которые были установлены на Чернобыльской АЭС и которые до сих пор эксплуатируются в России. Более того, «Энергопроект», как генеральный проектировщик Ровенской и Хмельницкой АЭС, будет готовить технико-экономическое обоснование под российские реакторы для третьего и четвертого энергоблоков на Хмельницкой АЭС.

В связи с этим хотелось бы напомнить, что стратегия Росатома заключается в том, чтобы создать для своих АЭС и для поставок на экспорт принципиально новый реактор. Но для его разработки необходима длинная серия экспериментов на уже существующих атомных мощностях. После аварии на ЧАЭС (причиной которой был выход реактора из-под контроля в процессе эксперимента) проводить такие мероприятия на собственных станциях россияне опасаются, но почему бы, опираясь на подконтрольный им «Энергопроект», не задействовать с этой целью мощности украинских АЭС? Тем более, что техническое обслуживание российских реакторов будут осуществлять российские же специалисты.

Более того, именно слово «Энергопроекта» является во многом решающим и в определении возможности и целесообразности строительства ядерных могильников на украинской территории. Конечно, по договору всё отработанное ядерное топливо вывозилось и будет вывозиться в Россию – это один из краеугольных камней Договора о нераспространении ядерного оружия. Однако помимо отработанного ядерного топлива на станциях остаётся достаточно много прочего радиоактивного мусора, который, в отличие от отработанного топлива, никакой ценности не представляет, зато несёт огромную угрозу окружающей среде.

Вот этот-то мусор и надо где-то хранить, причём не только нам, но и россиянам, которые в ближайшее десятилетие собираются резко увеличить количество своих АЭС и действующих реакторов. Строить хранилища ядерных отходов в Сибири дорого, да и вечная мерзлота в условиях глобального потепления может растаять, а в Украине – рай земной. Собственный «Энергопроект» согласует самые дешёвые и, разумеется, самые опасные технологии строительства, и поедет к нам (не обязательно, кстати, в чернобыльскую зону) ядерный хлам не только из России, но и из тех государств, где россияне строят или будут строить АЭС, на условиях вывоза всего отработанного материала. По некоторым сведениям, для этого «Энергопроект» и приобретался.

Кстати, на экологической карте ООН Украина и так уже окрашена в черный цвет, как страна, где обитает вымирающая нация. Экологи утверждают, что у нас самая «грязная» страна в Европе. Украинцы в подавляющем большинстве (75%) пьют загрязненную воду, дышат загрязненным воздухом (на каждого приходится 85 кг вредных выбросов в год), живут на истощающихся почвах - часть эродированных земель уже составила 57,4% площади страны. В этом отношении степень воздействия на экологию и окружающую среду государства, как последствий аварии на Чернобыльской АЭС, так и жизнедеятельности ныне действующих в Украине атомных электростанций, просто катастрофическая.

К сожалению, на сегодняшний день признано, что безопасных способов эксплуатации ядерных объектов и хранения радиоактивных отходов не существует. Допустимые выделения и аварийные утечки с ядерных объектов во всём мире приводят к преждевременным родам, врожденным дефектам, росту детской смертности, умственной отсталости, сердечным заболеваниям, артритам, диабету, аллергиям, распространению рака и лейкемии, а также к появлению ранее неизвестных заболеваний. Сегодня эти болезни стали встречаться в тысячи раз чаще, чем прогнозировалось ранее.

Главной причиной возникновения многих заболеваний человека является непредсказуемо серьёзное воздействие малых доз радиации в течение длительного времени. Подтверждено, что малые дозы радиации вызывают случаи возникновения рака и лейкемии в 100-1000 раз чаще, чем рассчитывалось на основании доз облучения в Хиросиме и Нагасаки.

Принимая во внимание такие далеко не обнадеживающие цифры и расчеты, не удивительно, что к данному времени население Украины безостановочно сокращается - за 10 лет украинцев стало меньше на 4,1 млн. человек. При этом продолжительность жизни мужчин в Украине уменьшилась на 8-12, женщин - на 4-7 лет меньше, чем в развитых странах мира. Украинцы все больше болеют - число условно здоровых снизилось с 62,2% в 1990 году до 39,6% в 2003 году. Кроме того, растет смертность детей в возрасте до одного года. Существуют и другие, не менее устрашающие цифры.

Назревшая перспектива заполнения Украины российскими аналогами Чернобыля рисует нам «светлое» будущее в ядерной дымке. Логично спросить у чиновников, в чьей компетенции не дать господам Малахову и Абызову ускорить вымирание украинской нации: чего мы ждем? Мы ведь вроде бы хотим в ЕС вступать. Так, например, болгары накануне вступления в Евросоюз остановили свою атомную станцию, укомплектованную чернобыльскими реакторами, – таково было жёсткое условие Брюсселя. А украинцы, значит, собираются плодить у себя новые Чернобыли и рассчитывают, что просвещённая Европа этого не заметит.