Президенты на два раза
14.04.2006 16:33
…пост. В случае, если Виктору Андреевичу удастся добиться второго срока, его подстерегает ряд опасностей, – во всяком случае, именно об этом свидетельствует опыт большинства дважды президентов. Об опыте Бориса Ельцина, Билла Клинтона и Тони Блэра редакция From-UA уже написала в первой части данного материала. Во второй же вниманию читателей предлагаются фигуры Джорджа Буша, Владимира Путина и, конечно же, Леонида Кучмы.

Мальчик-перевертыш Джордж Буш

Внешне противоречивая политика этого президента не пришлась по вкусу ни мировой общественности, ни самим американцам. Но соберите вместе все внешне нелогичные факты его политической биографии и увидите: за ними просматривается четкая политика ставленника Белого дома, которая ведет к уверенному завоеванию новых ресурсов и превращению США в единственную сверхдержаву.

Еще до первых выборов 2000 года Джордж Буш называл свою политику «сострадательным консерватизмом». На словах это означало «сделать так, чтобы американская мечта затронула каждое готовое к этому сердце»: понизить налоги, повысить социальные льготы. Президент предрекал стране прекрасное будущее…

Борьба с главным соперником, Альбертом Гором, была сложной. Скользкая тема подсчета итогов голосования во Флориде наверняка закрепилась в учебниках по прикладной политологии.

Придя к власти, Буш-младший начал с того, что ограничил права наемных работников, впоследствии он делал это не раз. Потом оказалось, что его совсем не заботит экология: Буш не борется с выбросами углекислого газа электростанциями, не выполняет Киотский протокол по сохранению озонового слоя земли, даже разрешает коммерцию на территориях, считавшихся ранее заповедными, он делает ставку на традиционные источники энергии – нефть, газ, уголь, ядерное топливо. Были расконсервированы стратегические запасы, запущены резервные нефтяные вышки и вновь открыты заброшенные было шахты.

Главное «достижение» Буша в первый срок – война в Ираке. Вначале он законодательно развязал руки военным, затем объявил о существовании «Оси Зла»: Ирака, Ирана и Северной Кореи. Начал войну против Афганистана, после того, как ему отказались выдать Усаму Бен Ладена. А после попросил международный конгресс разрешить разобраться с Ираком в целях безопасности США. Словно в фильме «Wad the dog» («Хвост виляет собакой»), президент начал войну, но настоящую. Он обвинил Ирак в незаконном производстве оружия массового уничтожения. Обвинение положило начало войне, но впоследствии не подтвердилось. Из-за недостоверности «Иракского досье» директору ЦРУ пришлось уйти в отставку.

Несмотря на все нововведения, которые не понравились в большей степени ни американцам, ни мировой общественности, Буш был избран на второй срок, и опять, как в 2000 году, с очень небольшим перевесом.

На самом деле борьба с терроризмом, которая лучше всего удалась «мальчику» с лицом старика, – всего лишь предпосылка к гораздо более серьезным действиям. Война Буша открыла для США дорогу к новым ресурсам, к перестройке геополитической карты мира. На втором сроке появились слухи, что Бушу отказывают в помощи бывшие друзья и сторонники, что Америка не подписывается под действиями своего президента, однако все шло по сценарию. Теряя личный авторитет, пугая мировую общественность и возмущая земляков, Буш свой завоевательный курс все-таки не изменил.

Можно сколько угодно подтрунивать над косноязычным Бушем, проворонившим ураган и набравшим в команду ряд сомнительных личностей. Можно сколько угодно распинаться о спецтюрьмах ЦРУ в Польше и Румынии, гибели американских солдат в Ираке, бессмысленности построения демократии в азиатской пустыне. Эта «имитационная» публичная дипломатия Вашингтона была направлена на создание иллюзии равноправия в мировом сообществе. И Бушу вполне удается эту иллюзию поддерживать до сих пор.

«Темная лошадка» Владимир Владимирович

Этот харизматический, волевой лидер пришел к власти в смутное время. В 1999 году Борис Ельцин скоропостижно подал в отставку, за президентское наследство началась отчаянная борьба. Обязанности президента стал выполнять премьер-министр, дотоле мало кому известный, Владимир Путин. Страна «почувствовала»: это свой президент. О программе Путина тогда не знал никто. «Свой президент» был эмоциональный, живой, в общем, человек во всех смыслах слова. За это его и полюбил народ, хотя сливки общества до сих пор в нем несколько сомневаются.

Владимир Путин в течение первого срока сделал то, что до него не смог сделать Ельцин на протяжении почти 10 лет: стабилизировал ситуацию в России. Он действительно утихомирил все встряски, революции, передряги на политической сцене, укрепил государство, сформировал ситуацию, при которой население стало регулярно получать зарплату, а пенсионерам начали возвращать задолженность по пенсиям, даже порог бедности сократился. Путин наладил отношения со странами бывшего СССР, его начали уважать в «большой восьмерке», он подал заявку на вступление России в ВТО, провел успешную операцию в Чечне. Владимир Путин повел себя так, что на Россию стали смотреть с уважением на международной арене. Тем временем погода в Государственной Думе установилась прокремлевская: оппозиции Путину не было. Теперь нужно было проводить социальные, военные, пенсионные, экономические реформы, бороться с бюрократией, коррупцией, но…

Президентская борьба 2004 года запомнилась отсутствием борьбы. Страна не стала менять президента, но изменила отношение к нему на более критичное. Изменился ли сам президент? Произошла целая череда событий, которые сделали Россию не только зоной нестабильности, но и провальной страной: банковский кризис в середине 2004 года, Беслан, монетизация льгот, отмена выборов, ухудшение ситуации на Северном Кавказе, перераспределение собственности и битвы вокруг Газпрома и Роснефти. Упал авторитет не только президента, но и страны. Путин сделал все, чтобы Запад начал доверять России, но прокололся на ЮКОСе. В то время страна требовала хлеба и зрелищ. Самое большое зрелище, которое устроил стране молодой горячий президент – наступление на олигархов.

Но крестовый поход против Ходорковского напугал зарубежных инвесторов. Начался отток капитала, а Россия стала тем, чем и должна была стать для Запада – сырьевым ресурсом: «Пусть они нам продают нефть и газ, будем с ними дальше сотрудничать по Ирану, по технологиям и т.д., но они – не наши». Россия еще долго будет оправляться после обвала 2004-го. Что ждет президента и страну завтра?

Пока говорят, что Путин не хочет менять конституцию и оставаться на третий срок. Он хотел бы уйти от власти, но так, чтобы власть осталась у той «питерской» команды, которую он представляет, с тем же направлением, которое он взял. Как бы то ни было, Путин – хороший лидер. До выборов еще далеко, но уже сейчас политологи думают о том, какое наследие оставит после себя Владимир Владимирович. Возможно ли, что третий срок?

Леонид Кучма – Президент-директор

Бывший директор ракетного завода «Южмаш» сделал из Украины одну большую директорию. К примеру, не любил самостоятельность подчиненных: к чему выбирать губернаторов, когда их можно и нужно назначить сверху?! 10 лет президентства Леонида Даниловича ушло на то, чтобы выстроить эту вертикаль власти. И выстроил-таки – теперь сверху назначались не только губернаторы, но и министры, их замы, начальники департаментов и даже местных администраций. Только вот реализация президентских программ шла как-то вяло – приказам подчинялись, но не выполняли. То ли программы были «так себе», то ли субординацию вольные атаманы-губернаторы нарушали…

Как заявил сам Кучма, первый срок ему понадобился для того, чтобы научиться управлять страной. Практикуясь, президент сократил национальный доход вдвое, объем промышленного производства упал на четверть, сельское хозяйство стабильно распадалось, из-за отсутствия финансирования прекратилось гражданское и промышленное строительство. А процесс приватизации и вовсе вывел цены из-под контроля государства: из-за дороговизны отечественные товары были недоступны населению, а из-за низкого качества – не нужны на внешних рынках. Западный лозунг «делать деньги» восприняли буквально: напечатали и вызвали инфляцию – 500%!

Итог первого срока – население, у которого не было иного дохода кроме зарплаты, оказалось за гранью нищеты. В это время в Украине стал появляться класс предпринимателей, которые богатели, покупали политиков, создавали рабочие места. Население убеждалось, что работать «на хозяина» (частника) лучше, чем на чиновника, и к 1998-99 годам в оппозиции к правительству оказалась вся страна.

Но выборы показали: любое недоверие можно преодолеть или хотя бы компенсировать другим, еще большим недоверием. В конкретном украинском случае, большим злом стал лидер коммунистов Петр Симоненко, оказавшийся в первом туре на втором после Леонида Даниловича месте. Одни связывали с Кучмой обуздание национализма и преступности, другие ждали новых реформ. «Леонид второй» остался на второй срок и пообещал чтить Конституцию, свободы и права граждан, суверенитет страны и добросовестно выполнять обязанности Президента.

К этому времени население уже свыклось с безработицей, многие подались в «частный бизнес», поскольку казна уже давно была разворована и за все «бесплатные» льготы давно приходилось доплачивать из своего кармана. А размер заработной платы был в 10 раз ниже прожиточного минимума. Тут же население получило кисло-сладкую пилюлю от Президента: Кучма пообещал вернуть украденные и съеденные государством сбережения граждан, и не просто вернуть, а увеличить. Но сбережений своих украинцы так и не увидели – нечем было возвращать.

Кучма действительно старался, но реформы тормозило разношерстное правительство и разворованный бюджет. Впрочем, положительные результаты на втором сроке тоже были: дефицит бюджета сократился на 10%, возросло долгосрочное кредитование экономики, инфляцию удалось затормозить на 12%. Кучма пытался потихоньку бороться с коррупцией и преступностью, которые к концу его управления разгулялись до немыслимых масштабов.

Но больше всего во второй срок президенту пришлось сражаться с собственным правительством за власть. С одной стороны подпирала поощряемая Западом оппозиция во главе с Виктором Андреевичем, с другой – набирающая мощь национальная буржуазия во главе с Виктором Федоровичем. Итогом борьбы стала новая Конституция и переход страны к парламентско-президентской форме правления.

***

Если на первой волне мы чтим и превозносим власть до небес, то после второго срока уже перестаем доверять. Страны и народы устают от президентов-второсрочников. И что бы ни делал дважды Президент для государства, как бы хорошо (или плохо) не проводил реформы, страна чаще всего будет относиться к нему, как к двоечнику, который остался за старой партой на второй год – знакомый, родной, но в чем-то бывший и как-то уже совсем неуместный.