Политтехнологии – разбор полетов
20.04.2006 11:14
…неожиданных поворотов, сюрпризов и изощренных предательств. Сейчас, когда ленты новостей пестрят сообщениями о подписаниях межпартийных соглашений, хочется вспомнить, как же все это было перед самим голосованием. Все-таки подобное зрелище бывает всего раз в пять лет…

«Пост-оранжевый палаточный синдром». Этот прием стал самым востребованным во время кампании. Практически все участники гонки постарались воспользоваться магическим свойством главного инструмента украинской революции – уличной палатки. Каждая партия решилась поставить свою палаточку на улицах заснеженных городов.

Как они выстояли? Как не бросили занятые рубежи? Не ушли греться в теплые кафе и кабаки? Студенты и школьники-старшеклассники, стоявшие насмерть под ветром и снегом в неотапливаемых палатках. Рядом были конкуренты, или даже говоря точнее, противники. Каждый шаг под контролем. Люди спешат в метро, им нет дела до листовок, а их же надо раздать все до единой.

…Трудно оценить отдачу от такого метода работы с избирателями. Поскольку его в равной мере использовали почти все, а результаты оказались разные, то можно предположить, что особой пользы не было.

«Партии бывают разные: желтые, белые, красные». Символика – страшная сила! Это железное правило политической борьбы украинцы заново открыли для себя в 2004 году. В минувшую кампанию все партии и блоки бросились осваивать разные цвета, призванные сплотить их избирателей в единое целое.

Правда, путаницы избежать не удалось. Народный блок Литвина мало того, что название для своей организации взял то ли взаймы, то ли «безвозмездно», так еще и цвет его совпал с цветом другой партии, давненько примостившейся на украинской политической сцене. НСНУ и «ПОРА» могли ничего не придумывать, им довелось отрабатывать приевшиеся цвета кампании 2004 года. Социалисты эксплуатировали на самом деле чуждые им розовые цвета европейской социал-демократии.

Бютовцы нарядились в цвета московской футбольной команды «Спартак». А вот сердечко на их флагах понравилось даже тем, кто за Юлию Владимировну не голосовал и голосовать не будет. Красиво и эксклюзивно. Другие до этого не додумались.

Единственные, кто ничего не придумывал, а с самого начала был готов к размахиванию флагами определенных цветов, – это коммунисты. Магическую силу красных флагов они апробировали еще в гражданскую, а посему в начале двадцать первого века не нуждались в изобретении велосипеда.

«Позвони мне, позвони!» Они стали звонить после Нового Года. Представлялись социологами, задавали глупые вопросы. Например: «Тепло ли у Вас в квартире?», «Знаете ли, что в Киевраде есть такая фракция?», «А кто такой Евгений Марчук, Вы знаете?». А от имени кандидата на пост мэра Валерия Асадчева вообще звонил автоответчик. После пятого такого звонка их всех скопом неудержимо захотелось послать куда-нибудь на полярную станцию, к пингвинам и белым медведям, рекламировать свои услуги и своего кандидата тамошним жильцам.

Если это был черный пиар, то очень грамотный. Но опровержений не было, значит, все было не понарошку, а всерьез. Теперь понятно, почему за этих кандидатов никто не голосовал.

«Городской сумасшедший с флагом». Стоит человек на перекрестке и размахивает желтым флагом. На морозе, на ветру, под снегом и дождем. Хочешь его пожалеть, но он не этого ждет.

Причем идея эта так понравилась, что потом и другие участники предвыборной гонки приобщились к подобному занятию. И люди с флагами стали размножаться в невероятных количествах.

«Плакаты наверху». Потом кому-то из той же садистской организации, что заставляла молодых людей стоять с флагом на морозе, пришла в голову другая идея. Клеить плакаты со своей рекламой так высоко, что их до сих пор не могут снять. Пожарных что ли привлечь?

Впрочем, партия столь наглым образом привлекшая к себе внимание, не смогла занять достойное место на выборах в Киевраду. Неужели плакаты на чердаках и студенты с флагами на перекрестках так надоели, что жители европейской столицы Киева проголосовали за других?

«Продуктовый паек». Самым удачным, если судить по результатам голосования, стал метод раздачи продуктовых пайков. Получилось совсем как в киносериале «Бригада», когда помощник Сани Белого подъехал к жилому подъезду и спросил сидевших там бабушек: «Пенсию вовремя получаете?» «Нет!» – хором ответили они. «Будет получать вовремя!» – сказал помощник будущего депутата и быстренько стал раздавать продуктовые посылки.

Сказанное в предыдущем абзаце, конечно, журналистская гипербола. Но технология индивидуальной работы с пожилыми избирателями просто умиляет. Нам не дано знать, учитывали ли ее авторы грядущие очереди на избирательных участках, но получилось красиво. Утром следующего дня изумленные горожане узнали, что власть в городе изменилась. Начали спрашивать друг у друга, отправлять эсэмэски, звонить по телефону, чтобы выяснить, как же все это произошло? Выяснилось, что никто не голосовал, потому что не хотелось ждать. Вышли во двор, а там на скамейке сидят гордые победители кампании. Их кандидат занял первое место.

«Админресурс Юрия Еханурова». Этот прием мог стать самым успешным за время всей кампании. Незадолго до выборов на заседании правительства Юрий Ехануров обнародовал информацию о грядущей проверке деятельности губернаторов. Сроками проверки были определены апрель и май. Премьер-министр подчеркнул, что оценивать работу глав областных администраций будут по социально-экономическим показателям. Сдавшие экзамен на «двойку» должны были готовиться к наихудшему, то бишь к увольнению.

Хотя глава украинского правительства всячески акцентировал внимание на социальной составляющей этого тонкого плана по запугиванию губернаторов, наблюдатели сразу оценили это заявление как попытку скрытого давления на глав областных администраций. Оно и понятно. Что можно проверять в апреле, как не характер проведения выборов в марте?

Однако то ли губернаторы не испугались, то ли что-то другое не сработало в машине «честных выборов», но административный ресурс не принес ощутимой пользы НСНУ.

Партии в этой кампании тратили значительные средства на рекламу. Может быть, помимо ожиданий завоевать голоса, здесь были еще и скрытые мотивы отмывания денег или просто желание заявить о себе? Но в любом случае бросается в глаза довольно слабое соответствие вложений и результатов.

Народный блок Литвина вложил в свои зеленые шапочки и шарфики немало средств, но мало что от этого получил. НСНУ умудрился заставить своими оранжевыми палатками весь Майдан, но так и не сумел снова сыграть на эмоциях людей. Партия «Вече» вела довольно агрессивную кампанию, пытаясь представиться то ли «третьей силой», то ли «средним классом», то ли «поколением озимых менеджеров», но все это ей не помогло. Вряд ли три процента избирателей, голосовавших за коммунистов, сделали это под воздействием «крутых» роликов. Свои «законные» голоса взяли социалисты, так и не заполучив новых избирателей, несмотря на позаимствованный у УНП слоган «Збудуємо Європу в Україні!».

В то же время сдержанные усилия Партии регионов принесли свою пользу в виде первого места и отрыва от ближайших преследователей на девять процентов. Бютовцы взяли на этих выборах много, но в этом случае сыграл свою роль эмоциональный, а не рациональный фактор.

…Сегодня в тех же США, разобравшихся с таким явлением, как «политическая реклама», задолго до Февральской революции и IV Универсала Центральной Рады, отношение к предвыборной рекламе в СМИ сдержанное. Нет, она по-прежнему востребована, но среди специалистов крепнет мнение о том, что наиболее эффективно действуют не ролики и клипы, а слова близких людей, друзей и подруг, родителей, братьев и сестер. Каналы передачи информации от человека к человеку, от семьи к семье пока слабо задействованы в украинской политике. Между тем, будущее именно за такими социальными сетевыми технологиями, способными творить политические чудеса.