А коалиция пока не вытанцовывается…
25.04.2006 12:07
...коалиции» отдаляется на неопределенное время.

Тут вам не Майдан!

Переговорщики от «оранжевых» партий становятся все больше похожими на нью-йоркских адвокатов-крючкотворцев, заключающих брачный контракт между шоу-звездами, которые заранее готовятся «кинуть» друг друга на разводе. Причем, учитывая американское происхождение «юриста без диплома» Романа Зварыча, это сравнение не слишком далеко от действительности.

Чего только не подписывали за эти недели бывшие соратники по Майдану! И декларации о готовности создать «оранжевую» коалицию, и формат, и принципы этого создания… Ну разве что еще не оформили в бюрократический протокол, кто рядом с кем будет сидеть на торжественном банкете в честь создания коалиции.

Однако к конечному результату они так и не пришли – разругались и снова отступили к «консультациям» и публичному обвинению друг друга в срыве неких предварительных договоренностей. Камнем преткновения стал пресловутый «шестой пункт» протокола о процедуре формирования коалиции, поясняющий, кто будет «хозяином в доме», то есть премьер-министром.

Любопытно, что в свое время с «шестого пункта» начался распад КПСС - в советской конституции он закреплял за ней «руководящую роль». Как только его упразднили, из потерявшей власть партии начался массовый исход.

«Наша Украина» повторить судьбу КПСС явно не хочет, а потому властью делиться не собирается. Да и было бы очень странно, если бы «любі здрузі» Виктора Андреевича вот так взяли и добровольно отказались от нее. Собственно, для этого нет никаких оснований. Ведь ни в одном законе не сказано, что правительство должен возглавить представитель партии, занявшей второе место на парламентских выборах. Закон говорит, что премьера выбирают большинством голосов Верховной Рады – а уж как это большинство между собой договорится, это зависит от сугубо доброй воли договаривающихся. Причем кто именно войдет в это большинство, ни один закон тоже не оговаривает.

Проблема Юлии Тимошенко в том, что она все еще мысленно находится на Майдане, рядом с Ющенко, отталкивая от него «любих друзів» – во всяком случае, так строит свою публичную политику. Однако реальность в том, что сейчас она на этом Майдане совершенно одна. Можно сказать, что после того, как Виктор Ющенко стал президентом, ее там «забыли». Причина вполне прозаическая – как говорится в одном старом анекдоте, «зачем нам два генсека?».

Если в 2004 году «оранжевая коалиция» сложилась без особых проблем, то только потому, что перед Ющенко, Тимошенко и Морозом стояла серьезная проблема в виде единого кандидата от власти Виктора Януковича, против которого они были вынуждены объединиться, чтобы взять власть. Что они и сделали, но с одной маленькой поправкой – власть взял Виктор Ющенко, поскольку президентский мандат выдается одному человеку, а не коалиции. А уж затем Ющенко от щедрот своих «отстегнул» своим союзникам «пряники» - социалистам поскромнее, министерские, а Юлии Владимировне большой премьерский. Этим он свои кадровые обещания выполнил – и, умыв руки, вместе со своей «Нашей Украиной» покинул Майдан, взойдя по ступеням власти.

Собственно, с этого момента «оранжевая коалиция», необходимость в которой исчерпалась, завершила свое существование – что вскоре подтвердилось скандалами и отставкой Юлии Тимошенко.

Витя с Юлей – хорошо, Витя с Витей – плохо!

Если перефразировать еще один бородатый анекдот, то возникает такой вопрос: если команда Виктора Ющенко «оранжевая», то какой же тогда цвет у БЮТ? Действительно, а на каком основании Юлию Тимошенко все еще причисляют к лику «оранжевых»? У нее и символика-то на выборах была бело-красная…

Разумеется, что дело не в цветах флагов, а в политике, просто в Украине она уже полтора года окрашивается в тот или иной оттенок. И когда говорят «оранжевые», «красные» или «бело-синие», то подразумевают политиков, объединенных в команды единомышленников. Даже парламентскую коалицию предлагают создавать на основе этой политической цветовой гаммы. Однако верно ли сегодня под «оранжевыми» понимают всех участников Майдана?

Оранжевый цвет был выбран непосредственно для Ющенко – во время президентских выборов 2004 года. И на Майдане размахивали флагами, на которых было написано «Так! Ющенко!». Проект «оранжевой революции» предусматривал обеспечение прихода к президентской власти Виктора Андреевича. И именно он, получив в руки булаву, должен был разогнать «старый режим», посадить в кресла «честных патриотов» и повести страну к светлому европейскому будущему. Таким образом, оранжевый цвет и «оранжевая политика» ассоциировались непосредственно с Виктором Ющенко.

Приняв участие в выборах на стороне Ющенко, а потом в Майдане, Александр Мороз и Юлия Тимошенко стали «оранжевыми революционерами». Под этим уже вызывающим у многих изжогу названием понималось их участие в проекте воздвижения «демократического кандидата» на престол. Воздвигли. Что дальше?

А дальше вся страна прекрасно видела, насколько у социалистов, БЮТ и «Нашей Украины» различались мнения по вопросам реприватизации, методов управления экономикой, отношения к политреформе и многим другим. Включая подковерные схватки за портфели и бизнес. Но если СПУ особо не «шалила», сохраняя лояльность Президенту, то БЮТ вступила в открытую конфронтацию с командой Ющенко практически во всем. Скажем больше, в некоторых вопросах БЮТ расходится с «Нашей Украиной» во мнениях гораздо больше, чем Партия регионов.

То есть мы видим две политические силы с весьма различными взглядами. Именно в этом и суть вопроса – какая же из них является «оранжевой»? Впрочем, долго гадать не придется: оранжевый цвет все-таки закреплен за Ющенко и «Нашей Украиной». Что бы ни говорили, ни планировали и ни делали они впредь, они в любом случае останутся «оранжевыми».

Что же касается Юлии Тимошенко, то ее публичная политическая стратегия состоит в том, что она отчаянно пытается казаться «тоже оранжевой». Но вся ее «оранжевость», о которой она так много говорит своим безоговорочно верящим в нее фанам, состоит лишь в том, что лидер БЮТ все еще играет в Майдан, изображая из себя соратницу Виктора Ющенко.

К этому ее вынуждают две важные причины. Во-первых, Тимошенко, которая никогда не имела собственной конструктивной идеологии (она лишь разделяла конструктивные идеи Ющенко) популярна своими радикальными лозунгами в основном среди протестного электората. Для этого электората Майдан был олицетворением «борьбы с режимом», но так как за прошедшие полтора года новой власти улучшений он не заметил, то считает, что «оранжевая революция» не достигла всех поставленных задач – не желая понимать, что единственной и настоящей ее целью было президентство Ющенко. И что она достигнута, на чем Майдан и закончился.

Не выработав идеи собственной, новой «революции», Тимошенко обратилась к простейшему лозунгу – продолжению старой, то есть Майдана. Понятно, что при этом ей приходится использовать и весь набор уже порядком замшелых майдановких «ценностей» - и «оранжевость», и культ непорочного Виктора Ющенко (ведь во всем виноваты «любі друзі»), и продолжение борьбы с Виктором Януковичем. Как видим, это позволило ей добиться хорошего результата на выборах – и даже обойти НСНУ.

Во-вторых, сейчас «оранжевость» необходима Юлии Тимошенко, чтобы добиваться поста премьер-министра. Действительно, единственное основание, на котором она требует образовать новую «оранжевую» коалицию во главе с БЮТ, – то, что называет свой блок самой крупной «оранжевой» фракцией в будущем парламенте. Но опустим слово «оранжевой» - и больше никаких аргументов не останется. Зато возникнет новый вопрос: а почему «Наша Украина» не может сформировать большинство с Партией регионов?

Для Юлии Тимошенко это наихудший вариант развития событий, поэтому и в этом случае ей помогает «оранжевый» камуфляж. Чтобы не допустить такой коалиции, она обращается к майдановской «романтике» - мол, как же так, ведь они «старый режим», а мы с Виктором Андреевичем на одной трибуне стояли! Однако Юлия Владимировна словно не замечает, что находится в несколько нелепом положении.

Не вытанцовывается

Действительно, Майдан давно закончился, и после этого произошли ряд важных изменений. «Оранжевый» союз давно распался, причем БЮТ оказался в оппозиции, а вот НСНУ крепко стоит у власти, причем власти президентской – и на это не повлияют никакие итоги парламентских выборов. И так получилось, что у этих политических сил не только разные политические позиции, но и разные виды на будущее относительно собственной судьбы.

В то время как Юлии Тимошенко нужно пробиться к исполнительной власти, «Нашей Украине» эту власть нужно удержать в своих руках. В крайнем случае, заключить союз с той стороной, которая не имеет больших амбиций.

Положение «Нашей Украины» выгодно не только тем, что у нее за спиной Президент – а это хороший козырь в игре. Дело еще в том, что с победой Ющенко Майдан для нее закончился. И это естественно – цель достигнута, нужно переходить к следующей. Теперь «Нашей Украине» не нужно бороться с Виктором Януковичем. В этом нет смысла. Поэтому она имеет более широкий выбор партнеров для составления коалиции, чем БЮТ, который сам создал себе безвыходную ситуацию.

Разумеется, что «Наша Украина» выберет коалицию с той партией, которую сочтет для себя наиболее приемлемой. А наиболее выгодный вариант определяется в ходе переговоров – причем понятно, что такие переговоры длятся не один день. К чему же приводят попытки склепать «одноцветную» коалицию за один вечер, прекрасно видно по длящейся уже три недели трагикомедии с «подписанием протокола».

Собственно, инициатором такого скорого создания «оранжевой коалиции» выступила нетерпеливая Юлия Владимировна. В общем-то, ей есть куда торопиться – из опасения, что коалиция будет создана без нее, между НСНУ и ПР. О чем она постоянно «предостерегает» Виктора Ющенко, напоминая, что только от ее блока должен быть выдвинут кандидат в премьеры. И похоже, что она достала этим даже тишайшего Виктора Андреевича, который начал призывать «унять эмоции» и «отказаться от шантажа и ультиматумов».

Вообще, столь затянувшееся оформление коалиции между НСНУ и БЮТ вызывает сомнение – а будет ли она создана вообще? Ведь, возможно, стороны действительно решают самые спорные пункты, а возможно, «Наша Украина» просто выбирает между двумя кандидатами – кто что предложит. Не исключено, что выбор уже сделан в пользу Партии регионов, а «работой» над протоколом о «коалиции демократических сил» просто замыливают кому-то глаза, постепенно предавая его забвению. Во всяком случае, в ближайшие дни им никто заниматься не будет. Как заявил председатель политсовета блока «Наша Украина» Роман Бессмертный, «мы накануне Пасхи, а только безбожники перед Пасхой ведут политические переговоры». Ну а после Воскресения Христова, как известно, идут еще несколько дней поминания усопших и опохмелки живых.

Петр Порошенко более конкретно высказался о перспективах БЮТ: «Я уверен, когда блок «Наша Украина» получит премьер-министра, Социалистическая партия Украины получит спикера, а блок Юлии Тимошенко получит министров и губернаторов, отдельных, то, что было предложено, я думаю, что это - абсолютно хорошая конечная цель переговоров».

Учитывая вес Порошенко в окружении Ющенко и его давние, совсем не теплые отношения с Юлией Тимошенко (только недавно они снова поругались), можно полагать, что коалиция между НСНУ и БЮТ будет заключена не скоро – если вообще будет заключена.