Нелепость ценою в жизнь
04.06.2004 17:19
Дан приказ ему на Запад…

17 августа 1979 года в 13.20 молодой диспетчер Жуковский, разводя самолеты, принял неверное решение. Его старший коллега Сумской, оценив момент, исправил ошибку. Вытирая капли пота, он пальцем пожурил Жуковского: «Так-то вот, салага».

Прошла минута, и в эфире послышался испуганный голос пилота «Ан-2»: «Там что-то падает…»

В 13.35 два самолета «Ту-134А» столкнулись в небе над Днепродзержинском. Причиной аварии была путаница в эфире. Сумской, отдавая приказ борту №735, думал в этом время о другом – №676. Разнобой приказов усугубило еще и то обстоятельство, что в эфир одновременно вмешались все трое, и инструкции диспетчера перебивались сообщениями двух пилотов.

…Погибли 179 человек, в числе которых была ташкентская футбольная команда «Пахтакор». Их ждали в Минске. Жуковский и Сумской сели в тюрьму на 15 лет.

Море, море, мир бездонный…

Новороссийск. 31 августа 1986 года. 22.00. Шикарный пассажирский пароход «Адмирал Нахимов» выходит в открытое море. Играет музыка, горят огни, кто-то выпивает, кто-то кого-то любит в каюте, словом, отдыхают и веселятся все 900 пассажиров…

В это время сухогруз «Петр Васев» с пшеницей на борту направляется в порт Новороссийска. Выход из Цемесской бухты узковат, к тому же ночь, поэтому разводом кораблей занялись береговые диспетчеры.

Решение было таким: сухогруз пропускает пароход. Ничего сверхсложного, обыкновенные маневры для опытных моряков. Но после этого начинается чертовщина…

Капитан сухогруза Ткаченко, не сбавляя ход, продолжает движение. Его приборы показывают, что между кораблями приличное расстояние, поэтому он решает форсировать и пройти вперед.

На «Нахимове» вахтенный Чудновский попросил сухогруз сбросить скорость. Ткаченко не реагировал. Чудновский, видимо, почувствовал неладное, поэтому продолжал настаивать.

Около 23.00 Ткаченко немного уступил: полный ход сменил на средний. А еще через несколько минут корабли увидели друг друга…

Ситуация стала опасной, как на перекрестке, когда автомобиль выезжает на «красный свет»: сухогруз прицелился в правый борт «Нахимова».

В 23.09 Ткаченко, поняв ошибку, отдал команду «Малый назад». Однако этого было мало. «Петр Васев» не смог погасить инерцию, и в 23.12 произошла катастрофа: «Адмирал Нахимов» получил огромную пробоину правого борта. Через пять минут пароход затонул. Погибли более 400 человек.

Потом был суд, обоим капитанам дали по 15 лет, хотя главным виновником признали Ткаченко, который нарушил инструкцию с берега.

Но не только человеческий фактор сыграл свою роковую роль. «Адмирал Нахимов», полученный СССР в качестве репараций от Германии, был очень красив, но за 60 лет эксплуатации изрядно постарел. Весной 1986 года его признали негодным, точнее абсолютно забраковали: «… ремонту не подлежит».

Почему же пароход вышел в море? Почему в компанию осужденных капитанов не попал ни один чиновник? Антикварный корабль ушел под воду за пять минут – это рекордно быстро. Но для его возраста вполне нормально. А люди? Спасателям не хватило каких-то полчаса, чтобы спасти всех. Берег-то был совсем рядом…

Под крылом самолета…

22 марта 1994 года аэробус «Глинка» в 20.49 вышел на связь с Новокузнецким аэропортом, а в 20.58 неожиданно пропал без каких-либо радиосообщений. В газетах поднялся страшный шум, причем врали всякий вздор, чтобы поднять тираж: летающие тарелки, террористы, метеориты… А черные ящики сухо сообщили, что возле штурвала были дети.

Это было правдой. Один из летчиков взял на борт свою 12-летнюю дочь и 14-летнего сына.

При расследовании комиссия установила, что подросток, получив штурвал в руки, что-то сделал не так, из-за чего «автопилот», устав бороться с человеком, вышел из строя. Летчики, отогнав подростка, казалось, в последний момент выровняли машину, радостно крикнули: «Мы сделали это!» Но, к сожалению, до земли оставалось всего триста метров…

Самолет, не выдержав перегрузок, развалился на части. Погибли 75 человек.