Судостроительная действительность
09.10.2007 12:40
...полностью загружены и пока что не оформляют заказы. Что самое интересное, в таком положении находятся и самые привлекательные для европейских заказчиков азиатские верфи, на долю которых приходится 67% мирового судостроительного производства. Подобная ситуация вынуждает иностранцев искать альтернативных партнеров, располагающих свободными судостроительными площадками и, при необходимости, развивать их за свой счет. Собственно, в последнее время это происходит с некоторыми украинскими судостроительными предприятиями. Позабытые, позаброшенные отечественные верфи получили своеобразный шанс на выживание в условиях полнейшего игнорирования ее нынешнего состояния государственными властями.

Навалившиеся непосильным грузом на судостроительный сектор промышленности Украины проблемы были спровоцированы, прежде всего, развалом СССР. Что и говорить, периоды «смуты» во все времена создавали благоприятные условия для всевозможных «обвалов» в пределах рушащихся государств. Посему вполне логично, что после ликвидации Союза все украинские судостроительные предприятия враз лишились госзаказов на любые виды судоходной продукции. Вдобавок военная доктрина независимой Украины безжалостно оставила «пылиться на полке» все многолетние наработки военных технологий отечественного судостроения. А на минуточку, наша страна имеет выход к морю уже не один век и является судоходным государством. Принимая во внимание эти неоспоримые факты, державную политику подобного характера можно без сомнения характеризовать как сознательное провоцирование гибели целой экономической отрасли.

Предпосылки для получения упомянутого «шанса на выживание» появились у отечественного кораблестроения лишь после того, как на ход дела стали оказывать влияние процессы приватизации и привлечения иностранных заказчиков. В этом отношении главной «приманкой» для зарубежных партнеров были все же не только «гуляющие» производственные площадки, но и огромная производственная база сферы украинского судостроения, квалификация и многолетний опыт наших специалистов. В распоряжении украинских корабелов находится 25 отраслевых исследовательских институтов, 7 больших фабрик, производящих судовые двигатели и судовое оборудование для кораблестроения, 11 судостроительных заводов и столько же фабрик, производящих судовой инструмент.

К сожалению, на сегодняшний день все же еще нельзя сказать, что спасительное появление новых собственников произошло на всех объектах кораблестроительного производства Украины. Пока что найти хозяев, ставших для предприятий впоследствии еще и эффективными управленцами, способными возобновить и приумножить производство и прибыль купленных госактивов, посчастливилось только таким заводам, как «Залив», «Океан», «Ленинская кузница» и «Херсонский судостроительный». В принципе, подобные факты лишний раз доказывают, что заинтересованные в выгодном сотрудничестве и стабильных прибылях инвесторы оказываются куда более эффективными и надежными помощниками корабелов, нежели вечно «нищенствующий» госаппарат. Но, видимо, для ведущих государственных деятелей корабельный вопрос не имеет большой степени важности – благодаря им до сих пор некоторые когда-то ведущие предприятия-судостроители вынуждены прозябать даже не на бюджетных «хлебах», а на смехотворных «крохах» с панского стола.

При таких реалиях не может не удивлять то, что, несмотря на трудности, научный и производственный потенциал судостроительной сферы каким-то чудом продолжает достойно «держать марку» на уровне международного партнерства, своими силами возобновляя производственные мощности брошенных на произвол судьбы предприятий. Примером здесь может послужить ситуация, сложившаяся на Николаевском государственном предприятии «Судостроительный завод им. 61-коммунара». Намерение его коллектива поддерживать и приумножать производство несмотря ни на что здесь как нельзя лучше подтверждает сентябрьский спуск стального корпуса испанского контейнеровоза.

28 сентября на заводе было спущено второе судно из пяти такого класса, заказанных компанией «Factoria Naval de marin». Контейнеровоз имеет длину около 70 метров, ширину – 13,8, водоизмещение – 4,6 тысячи тонн и предназначено как для перевозки контейнеров, так и для насыпных грузов. На данный момент в работе находится уже четыре из пяти судов, и общая стоимость всего заказа составляет 12 миллионов евро. Нужно заметить, что все это происходит на заводе при всем при том, что на протяжении многих лет предприятие переживает далеко не лучшие времена. Отсутствие надлежащей государственной поддержки и ликвидация специальной экономической зоны уже довольно давно отрицательно влияют на его экономическое развитие. Завод находится в состоянии банкротства и имеет долги по зарплате.

Следует заметить, что ГП «Судостроительный завод имени 61 коммунара» является одним из крупнейших судостроительных предприятий Украины. Завод обладает мощностями по изготовлению судовых конструкций, осуществляет достройку судов, их ремонт, изготавливает все виды продукции, связанной с судостроением, машиностроением и судоремонтом. Верфь имеет необходимые производственные возможности для самостоятельного строительства и ремонта судов в полном объеме как гражданского, так и военного назначения. Что там говорить - еще каких-то двадцать-тридцать лет назад завод-гигант давал военно-морским силам боевые «поющие фрегаты» БПК проекта №61, не имевшие аналогов в мире. В течение же последних десяти лет специализируется на конструировании и постройке рефрижераторов и контейнеровозов.

В принципе, смена специализации – это не беда. Главное, чтобы не простаивали производственные площадки, чтобы предприятие функционировало и приносило прибыль. Но, к сожалению, по каким-то непонятным причинам госдеятели всячески оттягивают приватизацию вынужденного самостоятельно справляться с трудностями николаевского завода. При такой ситуации обнадеживает прежде всего предприимчивость и деятельность его коллектива, а также желание помочь предприятию тех, кому повезло больше (в свое время «коммунары» получили организационно-техническую помощь от подконтрольного Вадиму Новинскому ОАО «Херсонский судостроительный завод», выступившего еще и гарантом при выдаче кредита заводу в размере 11 млн. гривен). А там, будем надеяться, глядишь, и появится «свет в конце тоннеля».