Захватчики сердец
05.05.2006 12:00
…заставляют нас шить для них яркие костюмы, комбинезоны и кепки…

Расслабьтесь! Это вовсе не нашествие китайских колонистов, которого так все опасаются, а всплеск интереса к симпатичным четвероногим друзьям породы пекинес (буквально - пекинская собака). Действительно, разве что слепой не заметил, что в последние пару лет их количество резко возросло. Почти каждая третья лохматая мордашка, которая серьезно смотрит на вас с тротуара или озорно выглядывает из-за хозяйского плеча, принадлежит пекинесу.

Вообще, можно отметить возвращение в наши города маленьких пород собак. Эпоха массового увлечения «большими и ужасными челюстями», которые возмещали дефицит самоуверенности у их владельцев, закончилась. Содержание овчарок, питбулей и ротвейлеров в условиях 2-3-комнатной квартиры в зажатом «асфальтовыми джунглями» доме - это испытание, через которое второй раз согласны пройти не все. А многие и в первый не хотят, видя печальный опыт соседей.

К тому же изменилась и наша социальная система ценностей, в которой чем выше благосостояние человека, тем меньше размеры у его собаки. Впрочем, так считали еще в древнем Китае, где уже во времена императора Ши Хуан Ди была известна «собака Будды» - как называли тогда пекинесов.

О ее возникновении сложили кучу самых невероятных сказок. По одним, пекинес появился в результате романа львицы и бабочки – отчего он бесстрашен, как царь зверей, и изящен, как «порхающий цветок». Другие утверждают, что это была не бабочка, а обезьяна – очень уважаемая в Китае как смекалистый и веселый зверь. Третьи утверждают, что однажды в пекинеса воплотился сам Будда.

Пекинесы были сугубо аристократической породой и жили только во дворцах императора и самых высокопоставленных чиновников. Продавать щенков запрещалось, а попытки украсть их или разводить вне дворцов карались смертной казнью. Причем заметим – китайской смертной казнью!

Каждому императорскому пекинесу назначали личного слугу, который отвечал за него головой. Прибавьте к этому штат парикмахеров, банщиков и прочий обслуживающий персонал. Кроме того, двор и сад, по которым гуляли пекинесы, оцепляли солдаты. А император Лин Ди Хань (II век) давал своим пекинесам придворные должности.

За две тысячи лет только однажды пекинес покинул пределы Поднебесной – это была собачка, которую взял в качестве трофея сподвижник Чингисхана, великий монгольский полководец Субудай. Она служила ему в качестве сигнализации: звонким лаем предупреждала о приближении к походной юрте чужаков.

Однако в XIX веке в Китай пришли европейцы, которые решили немного пограбить «варварскую» страну. При одном таком разграблении Пекина, вместе с золотом, коврами и произведениями искусства, английские офицеры вывезли в Англию нескольких пекинесов. Одни из них был подарен королеве Виктории, которая назвала собачку Лули. Необычный лупоглазый аристократ вызвал восторг у лордов, а Эдвин Лендзир, известный художник-анималист, даже нарисовал несколько портретов животного.

Из Англии пекинесы разошлись по Европе, а у нас появились как с Запада, так и с Востока – после подавления восстания мастеров кун-фу («Восстание Боксеров») европейцы разграбили Китай подчистую, оставив во дворцах только голые стены. Кое-что, в том числе пекинесы, досталось и нашим генералам.

Повышенной популярностью пекинесы пользовались в СССР в 1980-х годах, однако затем внутренний спрос на этих малышей упал – все кинулись покупать крупные, «серьезные» породы, а щенков начали активно скупать китайцы, которые вывозили пекинесов обратно на родину, возрождая свою отечественную породу. В результате мы почти лишились собственного генофонда пекинесов. Поэтому сейчас, в пик популярности пекинесов, на стихийных рынках или «по объявлению» зачастую вам могут предложить далеко не породистую собаку, а в некоторых случаях – просто похожую на пекинеса дворнягу.

Разумеется, любая собака будем вашим верным, умным и добрым другом. Однако родословная - это бумажка со списком имен и печатями, а гены, заложенные в собаке, определяют ее способности и характер. Если взять «наследие» пекинеса, то его не зря называют маленьким львом. Это великолепный, бдительный и бесстрашный сторож. Причем породистый пекинес не боится больших собак – он может и подружиться с ними, а может и гонять их (поэтому старайтесь не подпускать к ним своего друга во избежание трагедии).

В Швейцарии один пекинес вместе со своим хозяином охотился на серн, в Шотландии пекинес стал пастухом и гонял стада наравне с колли, собачка Богумила Браунера могла проплыть 400 метров и пройти по снегу 20 километров. А в Москве пекинес Глаша мертвой хваткой вцепилась в ногу квартирного грабителя и, несмотря на наносимые побои (бандит сломал Глаше ребра и повредил лапку), заставила его ретироваться.

Проявляется у пекинеса и родовой аристократизм. Бывает, что он не станет кушать из пластмассовой или металлической посуды – ему подавай фарфоровое блюдце! Не говоря уже о том, что он может быть привередливым в меню. Он редко накидывается на еду (если только рядом нет конкурента), любит просто полежать перед блюдечком, размышляя о тонкостях кулинарии. Столь же сложен он и на прогулке – пекинес не любит, когда его таскают за собой на поводке, он сам не прочь «водить» хозяина.

А что вы хотели – аристократ! Но именно в этом его прелесть!