Стратегия в особо крупных размерах
10.05.2006 14:03
Этот на первый взгляд «приятный и добрый человек» имел привычку предаваться мечтам о крупных прожектах. «…Если бы от дома провести подземный ход или через пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки и чтобы в них сидели купцы…» – со сладкими глазами грезил учтивый барин. Но все грезы оставались пустыми мечтаниями, ибо не было ни воли, ни средств делать их былью. Нечто схожее происходит с прожектами новой Украины.

В конце марта ведомство Ивана Плачкова – Министерство топлива и энергетики – задвинуло в массы «Энергетическую стратегию Украины до 2030 года». За последние лет десять это, если не ошибаюсь, четвертая или пятая программа высвобождения из пут энергетической зависимости. На этот раз хозяйство Ивана Васильевича к делу подошло исключительно ответственно. Неизбывной чиновничьей тяге к эпопейному сочинительству дали волю. Энциклопедический манускрипт на полутораста страницах убористого шрифта щедро усыпан графиками и диаграммами. Это вам не тимошенковская квази-программа «без цифр». Здесь все на месте. Каждый перл «Евангелия от Плачкова» отсвечивает подобающей цифирью.

«Благая весть» получила «одобрямс» с дружественными замечаниями у директора Всемирного банка по Украине, Беларуси и Молдове Пола Бермингхема. «Стратегия достаточно амбициозная и потребует много средств и долгосрочных инвестиций», – молвил он. И мягко добавил, что при существующей в настоящее время в Украине энергоемкости ВВП в 5,4%, аккумулирование 200 миллиардов долларов, необходимых для реализации данной стратегии, на фоне необходимости развивать другие направления экономики будет осложнено. Но в целом господин Бермингхем посчитал удачной разработанную Стратегию.

Понравилась программа и нашему Президенту. Ее пафос, направленный на искоренение энергетической зависимости от России, приглянулся Гаранту – это любо сердцу. «Всему дороже царственное слово», и 23 марта Стратегия, обозначенная в кабминовских анналах как Распоряжение №145-р, получала верховный «ОК» на торжественной презентации в конгресс-холле Президент-отеля «Киевский».

Столбовые моменты эпохальной программы

В первую очередь решено за двадцать пять лет втрое увеличить ВВП, а потребление первичных энергоресурсов только на 47,5%. Увеличение ВВП – базис Стратегии.

Реально ли его троекратное увеличение? Сложно, но возможно. Необходимо каждый год в среднем добавлять где-то по 5,5%. В своей откровенно неуспешной 15-летней истории Украина с 2000 года и до оранжевого переворота в среднем имела 8,3% роста ВВП. Но то был рост восстановления. Падение экономики в первые девять лет независимости стали беспрецедентными в мировой практике и сравнимы с последствиями тотальной войны на территории страны – более 60% снижение физического объема ВВП. Потому в первую пятилетку XXI века рост был увлекательным – с нуля всегда легче демонстрировать добротные показатели. Но даже при таком росте экономика еще не отыграла и половины того, что утратила в предыдущие годы. Понадобится лет восемь, чтобы при положительной динамике в 5 - 6% выйти на рубеж 1990 года. Удерживать планку с каждым годом будет все сложнее, т.к. экономика исчерпала свой потенциал восстановления.

Обвальное снижение роста ВВП в прошлом году, обусловленное волюнтаризмом пани Тимошенко, наложилось на исчерпание восстановительного потенциала (значительная часть инфраструктуры, доставшейся с советских времен, утрачена безвозвратно, попросту разрушена и разворована). Необходима уже другая модель развития.

Сейчас модно говорить об инновационной модели развития. Но для ее проведения необходимо достойно ответить на ряд серьезных вызовов, ведь инновационная стратегия не существует сама по себе, а базируется на всей экономике.

Во-первых, первые годы членства в ВТО резко снижают рост ВВП, это мировая практика, по крайней мере, для развивающихся стран с переходной экономикой.

Во-вторых, сворачивание сотрудничества с Россией в высокотехнологичных областях производства. До 40% высокотехнологичной продукции (в основном изделия ВПК) Украина по кооперации поставляет России. В РФ принята доктрина самостоятельного развития ВПК. Благодать для Украины через 2 - 3 года заканчивается. НАТО никогда не позволит развивать Украине сегмент экономики, связанный с оборонкой, это аксиома.

В-третьих, при нынешнем состоянии науки, образования, качества государственных менеджеров осуществить инновационную модель проблематично. В Украине ощущается голод на здравомыслящих политиков и менеджеров. «Мы по уровню государственного управления сильно отстали от россиян», – сокрушался недавно Леонид Кучма. Не в обиду будет сказано, но просто неприлично сравнивать деловые качества первых менеджеров Украины и России. Равнять пана Ивченко, дельца с замашками провинциального рыночного кидалы, с главой «Газпрома» Миллером даже «ушибленный Майданом» поостережется. А таких деятелей, как Тарасюк и Пинзеник, в России не пустят далее начальников подотделов в министерствах.

В-четвертых, качество украинских олигархов также оставляет желать лучшего. По мнению академика Юрия Пахомова, директора института мировой экономики НАН Украины: «Наши олигархи пока не дозрели даже до уровня своих российских коллег, которые могут позволить иметь в своем бизнесе инновационную составляющую».

Последний и очень важный момент – Россия жестко отказала Украине в предоставлении зоны свободной торговли в рамках концепции разноуровневого участия в ЕЭП. «…Присоединением к ЕЭП мы будем считать не подписание части документов, а всего пакета», – четко подвел Путин черту под метаниями Украины. А это чревато валом торговых барьеров со стороны федералов. То, что сейчас демонстрирует Россия, всего лишь цветочки – ягодки впереди. Полнокровное участие в ЕЭП – шанс развивать экономику. ЕС же не позволит хозяйничать на своем рынке неофитам евроинтеграции.

Второй и главный узел Стратегии – снижение уровня энергетической зависимости державы от внешних поставок энергоресурсов с 54,8% до 11,7% в 2030 году. Эх, раззудись плечо, размахнись рука! – раздухарились писучие стратеги и щедро отписали 1 триллион грн. ($250 млрд.) для того, чтобы сказка стала явью. Т.е. каждый год до судьбоносного 2030 года надо будет отстегивать в среднем по 40 млрд. грн. ($8 млрд.).

И такая арифметика. Прирост ВВП даже на 10% в денежном выражении исчисляется в 41,8 млрд. грн. (номинальный ВВП за 2005 год составил 418,5 млрд. грн.). В доходную часть бюджета попадает порядка 20 - 22%, т.е. пощупать державе можно будет только 9 млрд. грн. Где брать остальные 31 млрд. грн.? Стратегия местами несмело намекает на источники финансирования. Например, затраты на модернизацию ядерной энергетики, которая оценивается в 250 млрд. грн. ($50 млрд.) частично будут покрыты за счет экспорта электроэнергии (?!). Сейчас Украина экспортирует около 5 млрд. кВт/ч (с учетом отрицательного сальдо перетоков со странами СНГ) по бросовой цене от 1,7 до 2 центов за 1 кВт/ч. Выручка по максимуму получается в пределах 100 млн. долл. в год. Этих денег едва ли хватит на текущие расходы по поддержанию ЛЭП в рабочем состоянии и возмещению ущерба от действий непобедимых подвижников металлосбора.

Атомной энергетике быть!

Несмотря на то что Украина – родина самой масштабной в истории человечества техногенной катастрофы, принято решение – ядерной энергетике развиваться. Коротка память у наших поводырей. Именно Чернобыльская катастрофа, причина которой так до конца не выяснена, надломила экономику Советского Союза. Для ликвидации аварии и ее последствий СССР выложил более $50 млрд. Случись еще раз (свят, свят) нечто подобное, и Украина как государство просто самоликвидируется. Тем не менее, атомное лобби потеснило газовое.

Производство электроэнергии в Украине, согласно Стратегии, обязано увеличиться с нынешних 185 до 420 млрд. кВт/ч (52% придется на атомные электростанции). Планируется, что с 2010 по 2030 год будут построены 20 новых энергоблоков мощностью 1 - 1,5 ГВт (сегодня в Украине действует 15 блоков мощностью 0,4 - 1 ГВт). При этом экология побоку. А меж тем невосполнимые потери той же воды при работе одного блока АЭС оцениваются в 30 млн. куб. метров в год.

«Углепром» – надёжа и опора

Стратегия энергетического развития также предусматривает резкое увеличение добычи собственного угля для нужд отечественной теплоэнергетики. Намечено, что к 2030 году Украина уменьшит объемы импорта угля с одновременным переходом ТЭС на собственный уголь. Добыча угля в Украине к 2030 году должна вырасти в 1,7 раза - с 78 миллионов тонн в 2005 году до 130,2 миллиона тонн. В приснопамятной Программе реставрации угольной промышленности «Уголь Украины» от 19 января 2000 года замах был поскромней. Задумывалось к 2030 году поднимать на-гора 110 млн. тонн уголька. Задумка, как ей и положено, почила в бозе. В течение пяти лет исполнение программы не рассматривалось на заседаниях правительств.

Для «угольного» направления предполагается выделить 221,7 млрд. грн. По факту делается серьезная ставка на откровенно убыточную отрасль. Сейчас, дабы поддерживать нынешний 80-миллионный уровень добычи, необходимо почти каждый год дотировать из куцых средств бюджета порядка 4 млрд. грн. Это половина того, что сулит Стратегия для модернизации отрасли. Сомневаюсь, что увеличение субсидирования в два раза разрешит фатальные неурядицы отрасли.

На сегодня более 80% шахт находятся в государственной собственности. Общая кредиторская задолженность угольных предприятий составляет около 10 млрд. гривен.

Инвестор не придет работать на украинские шахты. Посудите сами. Себестоимость добычи украинского угля более 30 долл. за тонну. Российского на разрезах Кузбасса от 2 до 5 долл. Россия отпускает нам уголь по 27 долл. за тонну. Могут и дешевле, ежели конкуренция вынудит. А если устроители энергетического рая решат приватизировать ТЭСы (откуда-то надо же черпать средства для животворящей Стратегии), то какой идиот будет покупать для своего предприятия топливо втридорога?

Вообще, свистопляска вокруг Углепрома порядком надоела. Всем ясно, что поддерживать жизнь, тем более в условиях ВТО, коматозного больного сверхнакладно. Угольная отрасль показательно неконкурентоспособна.

Богатство Украины будет прирастать собственным газом

Импорт природного газа планируется сократить до 9,4 млрд. кубометров (сегодня - 56,4), потребление - до 49,5 млрд. кубометров (сегодня - 76,4).

Тем самым перед Нафтогазом ставится задача увеличить добычу метана в два раза. Мечтать, конечно, никому не запрещено. Нефтегазовикам для святого дела посулили 282,3 млрд. грн. Однако с углеводородами та же закавыка, что и с углем. Уж больно дорогое занятие – качать из глубин в 6-7 км первичные энегроресурсы. Потому-то газодобыча уже много лет топчется подле отметки 18 млрд. куб. м, а нефтедобыча – 3 млн. тонн. Авторы Стратегии лелеют надежду, что придут из-за границы альтруисты и станут разрабатывать труднодоступные залежи. Но капиталист прекрасно осведомлен о неутешительных цифрах в добывающих отраслях Украины.

Себестоимость добычи 1 тыс. куб. м сибирского газа – около 7 долл., туркменского – 2 долл., украинского в среднем до 38 долл. (пока)! Себестоимость извлечения 1 барреля нефти Персидского залива – 1 - 2 долл., западно-сибирской (самой дорогой российской нефти) – 6 долл., каспийской – 2 - 3 долл., украинской – 30 долл.!

И такая мелочь. Стратегия планирует увеличить нефтяной транзит через Украину (мечта о трубном тунеядстве бессмертна). Однако каким образом это может произойти, если излишки транзитных мощностей России на 2006 г. составляют под 30 млн. тонн? А тут еще Путин предметно увлекся восточным направлением движения российских энергоносителей.

Не надо сбрасывать и такое параллельное «тягло» для нашей экономики, как членство в НАТО. Ющенко втихаря от общественности задокументировал обещание будущим старшим партнерам по блоку увеличить до 2011 года расходы на «военку» до 18 млрд. долл. (каждый год по 3,6 млрд. долл.). Такого «тягла» наша экономика не потянет.

Подозреваю, что одним из побудительных мотивов подвижнического труда министров-мистификаторов явилась имперская стратегия с бодрым названием «Энергетическая стратегия России на период до 2020 года», принятая к исполнению правительством Фрадкова в октябре прошлого года. Глобалистские устремления самой богатой природными ресурсами страны в мире лишила покоя наших стратегов, потому решено было ответить еще более перспективной программой. Знай наших!

Хотя вместо того, чтобы рассказывать басни про энергетическую безопасность, будет продуктивней, если правительство займется пожарными вопросами. Например, где брать уже с июля дешевый газ? Т.к. цена даже вполовину немецкой или французской для нас означает угасание без надежды на возрождение и делает великие стратегические замыслы несбыточными. Горит хата, а хозяин вместо того, чтобы тушить пожар и спасать домашний скарб, предался мечтательному глубокомыслию о вечном. Энергия служивых интенсивно выдувается в атмосферу тотального прожектерства.

«Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и Отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю», – гневался Петр Первый, помахивая самодержавным кулачищем пред носами сочинителей. Назидание имело отклик в душах государевых мужей. Петр выстроил Империю.

А наши благочестивые правители усердно отстраивают американскую колонию, чему несказанно рады и чем каждый божий день гордятся.