О нашей армии любимой
07.06.2004 08:57
…этих тем надолго выдвинули Евгения Марчука на передовую информационных боев.

В пятницу, 4 июня, в течение двух часов граждане могли поговорить с министром обороны Украины по горячей линии. Параллельно с «повышением уровня взаимосвязи народа и правительства», Евгений Кириллович отвечал на вопросы журналистов.

Надо сказать, что министр к «горячей линии» подготовился основательно – вместе с ним в Кабмин пришли все начальники департаментов Министерства обороны, к которым он обращался в случае затруднения.

«Утилизация боеприпасов содержит некоторые элементы прибыльности»

Добрую часть времени Евгений Марчук посвятил вопросу «перековки мечей на орала». Суть его речи можно свести к трем тезисам.

Первое – положение с утилизацией боеприпасов критическое. По словам министра, из хранящихся на 184 складах 2 млн. 447 тысяч тонн боеприпасов 340 тысяч тонн находятся в ужасном состоянии и требуют немедленного уничтожения. Причем эти боеприпасы нельзя расстреливать на учениях или подрывать, поскольку от них исходит слишком большая экологическая опасность. Через два года их число удвоится. Затягивание вопроса может породить еще не одну «новобогдановку».

Второе. Период «дикой утилизации», когда из боеприпасов просто извлекались ценные составляющие (латунь, другие металлы), а «невыгодные» (прежде всего, гексоген) оставались на складах, закончился. Если раньше переработка боеприпасов была финансово выгодным мероприятием (на котором в свое время многие причастные неплохо заработали), то сейчас она может быть только дотационной. И, несмотря на «некоторые элементы прибыльности», в целом процесс утилизации для государства будет убыточным. Затраты будут масштабные, и возможностей их сокращения не предвидится.

Третье. По словам министра обороны, проблема боеприпасов и их утилизации – это проблема общенациональная. «Она общенациональная не только потому, что несет огромную опасность для окружающей среды, для людей, для общества в целом. Она общенациональная и по своим масштабам, поскольку ликвидация гигантского количества боеприпасов, которые хранятся в Украине, не посильна не только для Министерства обороны, но даже для двух министерств – Минпромполитики и Минобороны», – заявил Евгений Кириллович.

Чувствовалось, что этот вопрос для министра превратился в особо больную мозоль, что, конечно, неудивительно, если вспомнить о последствиях недавнего ЧП в Новобогдановке, в результате чего начальник Генштаба и главнокомандующий Сухопутных войск лишились мест, а министр получил выговор. Посему Минобороны предприняло масштабную информационную операцию, чтобы впредь его не делали единственным козлом отпущения.


«Нереформирование Вооруженных сил приводит к накоплению абсурдов»

Еще по одной больной мозоли потопталась в четверг, 3 июня, Верховная Рада Украины, заблокировав принятие законопроекта «Об изменении структуры и численности Вооруженных сил Украины и других мероприятиях, связанных с их реформированием», остановив тем самым исполнение второго этапа реформы Вооруженных сил на неопределенное время.

Несмотря на многочасовые увещевания Евгения Марчука, лоббирование закона Президентом, убеждения натовских военных о необходимости качественного изменения украинской армии, народные депутаты так и не смогли внести изменения в Закон Украины «О численности Вооруженных сил Украины на 2000 - 2005 годы». Народным избранникам было предложено два законопроекта о внесении изменений – президентский и Комитета ВР по национальной безопасности и обороне. Они набрали 202 и 212 голосов соответственно – в основном, за счет центристских фракций.

Напомним, что согласно разработанному Министерством обороны и Совбезом законопроекту, предполагалось, что в 2004 – 2005 годах Вооруженные силы Украины будут сокращены на 155 тыс. штатных должностей. Это – 30% нынешней армии. В текущем году на это бы потребовалось 1,2 млрд. грн., в 2005-м – 1,7 млрд. грн.

По действующему сейчас Закону «О численности Вооруженных сил Украины на 2000 - 2005 годы», принятому в 2000 году, Вооруженные силы Украины к 2006 году будут насчитывать 375 тыс. человек: 295 тыс. военных и 80 тыс. гражданских служащих.

По заверениям Евгения Кирилловича, принятие реформы позволило бы за 2005 - 2006 гг. сохранить около миллиарда гривен, которые можно было бы пустить на развитие ВС и улучшение положения военнослужащих. В частности, позволило бы повысить денежное содержание украинских военных на 50% (на сегодняшний момент зарплаты военнослужащих ВС, в среднем, на 30% меньше, чем доходы представителей других силовых структур). В любом случае, при планировании бюджета 2005 года Министерство обороны Украины будет инициировать вопрос о повышении денежного содержания военнослужащим на 50%.

Кроме того, законопроект об изменении численности и структуры украинской армии включал в себя статьи о социальных гарантиях для военнослужащих, попадающих под сокращение. Таким образом, по словам министра, отказ депутатов принять закон о сокращении численности военнослужащих, привел к приостановке введения социальных гарантий для военных.

Пожалуй, это наиболее тяжелая часть предполагаемой радикальной реформы украинской армии. Даже принятие Верховной Радой закона, объединяющего Военно-воздушные силы и войска Противовоздушной обороны в один род войск – Воздушные Силы, приведет к сокращению в ближайшее время 11 тысяч человек. И хоть, по расчетам Минобороны, реформа позволит на 40% сократить затраты на содержание инфраструктуры и личного состава Вооруженных сил, в то же время пока остается неясным, как и куда будут трудоустраиваться уволенные военные, кто возьмет на себя их переквалификацию и кто обеспечит им хоть какую-то финансовую помощь при отсутствии закона-то о социальных гарантиях.

Романсы финансов

Главный аргумент депутатов, из-за которого парламентарии отказали в поддержке Минобороны – откуда возьмутся средства на проведение реформы? Ведь реформа потребует около полумиллиарда долларов. А бюджет военного ведомства трещит по швам. В прошлом году, по официальным данным, реформы были профинансированы всего лишь на 35 %.

Да, на сокращении численности украинской армии настаивают представители НАТО, ненавязчиво намекая на прямую зависимость полноценного членства Украины в альянсе и реформировании ее армии. Об этом в очередной раз напомнил во время своего визита в Украину генерал США, бывший главнокомандующий войск НАТО, Уэсли Кларк.

Однако при этом надежды Киева на финансовое вспомоществование со стороны богатого блока пока что остаются только надеждами, никаких реальных подвижек в этом направлении не намечается. Конечно, впереди еще Стамбульский саммит НАТО, но пока что очень сомнительно, что во время него произойдет что-то, указывающее на перспективы финансовых вливаний – не столько из-за утраты интереса США к Украине, сколько из-за финансовых трудностей самих американцев.

Кстати, мираж американской экономической помощи за участие Украины в иракском урегулировании, едва появившись, вновь растаял. Информация о том, что украинская компания ANHAM якобы выиграла тендер на $78 миллионов на снаряжение армейских подразделений Ирака, которую распространил Пентагон, оказалась, мягко говоря, не точной. Глава «Укрспецэкспорта» Валерий Шмаров пояснил, что предприятие является не украинским, а американским. Оно занимается посредническими услугами и лоббирует в правительстве США вопрос тендеров в Ираке. Так что финансовые выгоды развития армии Украины в западном направлении пока что можно только прогнозировать.

Ясно, что реформа украинских ВС неизбежна. Как заметил Евгений Марчук, сегодня украинская армия одна из наиболее многочисленных в мире, но при этом украинский военнослужащий – один из самых бедных. В настоящее время численность Вооруженных сил Украины около 355 тыс. человек. Это первое место в Европе и 13-е место в мире, но… только 126-е место по материальным затратам на одного военнослужащего.

Никого, кажется, уже не нужно убеждать в том, что славное украинское войско нужно сокращать и модернизировать. И реформа, несомненно, пошла бы успешней, если бы не предвыборная страда 2004 - 2006, как раз совпадающая с главным этапом армейской реформы. Политики не могут удержаться от искушения и пропустить такую комплексную проблему, завязанную одновременно на социальном (увольнение десятков тысяч офицеров-избирателей!), экономическом (приватизация военного имущества), внешнеполитическом (ориентация преобразований на сближение с Западом или с Россией), внутриполитическом (правительство, которое что-то предпринимает, грех не критиковать).

Но политизация вопроса – всегда палка о двух концах. После инцидентов наподобие пожара на складах боеприпасов только уж в совсем «непримиримых» головах рождается мысль: «Долой режим!». Большинство людей думает: «С этим надо что-то делать!», а правительство на сей раз не теряет времени и предлагает реформу в качестве спасительного рецепта.

Интересно, примет ли его «больной»?