Оранжевое дежавю
26.10.2007 09:00
...праздновать победу. Надолго ли?

Это было, было, было...

Все время возникает ощущение, что все это уже было. И оно действительно было не так давно, в 2005 году. И коалиция победившей демократии, и Юлия Тимошенко-премьер, и торжественные клятвы верности идеалам Майдана.

В феврале 2005 года даже сторонники Януковича были уверены, что новая власть начнет что-то менять. Под впечатлением революционной риторики оказались все. Изменения ожидались практически во всех сферах жизни. Дух Майдана витал над головами украинцев до начала первых кризисных явлений в экономике - сахарного и бензинового кризисов.

У оранжевых был моральный перевес. Но как они им воспользовались? Раздел властных полномочий между своими соратниками стал непростым испытанием для Президента Ющенко. Многие помнят, как указы о назначении Тимошенко, Порошенко и Зинченко подписывались у трапа отлетавшего в Москву самолета. Уже тогда проявилась несамостоятельность Президента, его желание идти на поводу у своего окружения. И свита сыграла короля.

Вместо ожидавшегося их сторонниками солидарного труда на благо Украины, тройка лидеров революции вступила в яростную схватку за распределение полномочий. Наиболее видимые конфликты возникали между CНБО и Кабмином. Однако это была только верхушка айсберга.

Настоящей сенсацией стала сентябрьская (в 2005 году - авт.) пресс-конференция главы Госсекретариата Александра Зинченко. На ней он поведал о глубоких разногласиях между ним и секретарем СНБО Порошенко. Более того, Зинченко обвинил Порошенко в коррупции. Порошенко молча выслушал все эти обвинения и... продолжил вместо Зинченко его же пресс-конференцию.

Ющенко тоже оказался оригинален и объяснил суть конфликта следующим образом: «Хочу сказати, я дав своїм колегам величезні повноваження, які виходять з Конституції України. Переконаний, що ті повноваження, які сьогодні мав чи секретар РНБО, чи державний секретар, чи прем’єр-міністр - це ті повноваження, які не мав до цього ніхто з аналогічних посадовців, починаючи від формування структури, формування апарату».

Такое саморазоблачение несло в себе двойной смысл. С одной стороны, Президент хотел отмежеваться от негатива этой ситуации и «сбросить» всю вину на подчиненных. С другой стороны, Президент взял вину на себя. Даже если он этого не хотел делать, его именно так и поняли.

В ошибках того периода Ющенко обвинил практически все свое окружение, сделав акцент на конфликтах между его тремя ключевыми фигурами. А это был серьезный вызов самому Виктору Андреевичу, лично назначавшему этих людей и до этого хвалившему их работу.

Но Ющенко тогда не волновали такие мелкие подробности. Надо было срочно разогнать распоясавшихся подчиненных и назначить верного техничного Еханурова.

Версия Тимошенко

А что же лидерка БЮТ? Тимошенко нашла козла отпущения (или как это теперь называется «цапа-відбувайла»). Им оказался шоколадный магнат Порошенко. Последний контролировал СНБО и, по мнению премьера Юлии, все время вмешивался в ее работу. Все серьезные экономические кризисы 2005 года были вызваны якобы неуемным желанием Петра Алексеевича насолить Юлии Владимировне.

Может быть, поэтому, помня суровые уроки 2005 года, в этот раз «нашеукраинцы» формально изгнали из своих списков олигарха Порошенко. Этот процесс внутреннего очищения первый номер в списке НУНС Юрий Луценко назвал отказом от тех, кто «скурвился».

Другим «монстром» в глазах сторонников Тимошенко был Роман Безсмертный. По словам пиарщиков БЮТ, его роль в украинской политике сводилась к одной главной цели - борьбе против Тимошенко. Это, правда, не мешало Роману Петровичу быть заместителем Тимошенко в правительстве и контролировать там одному ему понятные вопросы административно-территориальной реформы.

В общем, получалось, что если бы не «любі друзі», то все было бы хорошо. Именно их диверсионная работа в тылу правительства сделала невозможной осуществление стратегической задачи Юлии Владимировны - построения рая для «маленьких украинцев».

А вот с «другом» Зинченко совсем некрасиво получилось. Хотя роль Александра Алексеевича в дискредитации Порошенко была огромной, в БЮТ его так и не взяли. Пришлось свою партию делать, называть ее почему-то Партией патриотических сил и идти на тогда еще очередные выборы 2006 года. Идти, чтобы пролететь как... ну вы знаете.

Маятник Ющенко

Конфликты в 2005 году происходили на базе неразделенных полномочий. Каждая из трех управляющих структур (Кабмин, СНБО, Госсекретариат) считала себя наиболее весомой. Особенно смешно получалось, когда СНБО вмешивалась в вопросы, в целом далекие от сферы обороны и национальной безопасности, а Госсекретариат пытался им в этом помешать. Не слишком ли нагло для простой канцелярии Президента?

В 2007 году законодательная нерешенность вопроса о полномочиях мало чем отличается от положения двухлетней давности. Закон о Кабмине частично противоречит Конституции, и Ющенко требует его отмены еще до голосования по кандидатуре премьера. Уж очень хочется вернуть полномочия.

Увы, но сегодня на арене политического цирка те же фигуры. Не хватает только «патриота» Зинченко. Коалиция грозит повториться, а с ней могут повториться и кризисы образца 2005 года. Судя по постоянно меняющимся конфигурациям коалиционного сотрудничества, никаких выводов не сделано. Амбиции превыше всего.

В целом, ситуация в Украине все больше напоминает раскачивающийся маятник. То он качнется на восток, то на запад. Сначала избиратели прокатят одних и выберут других, потом - все наоборот. Хрупкое большинство одной из сторон не гарантирует предсказуемости. Вот и сейчас, кажется, что даже если и состоится коалиция НУНС и БЮТ, то она не будет долговечной и к власти снова вернется Партия регионов.