Меняем квартиру в СНГ на комнату в ГУАМ
23.05.2006 11:58
…в Киеве одновременно начав очередную плановую реанимацию ГУАМ.

Выходим…

После «газовой войны» и крымской «маячни», несколько заскучавшие «оранжевые» политики, кажется, нашли новый повод напомнить о собственной значимости очередным «битьем горшков» со своей северной соседкой. На этот раз пригрозив громко хлопнуть дверями Содружества независимых государств.

В этом они явно решили поддержать почин «грузинских товарищей», которые вдруг вспомнили, что находятся в одном СНГ со столь раздражающей их Россией, и дружно закричали о необходимости разрыва этих последних «имперских цепей», мешающих «свободной демократической» Грузии двигаться к светлому будущему. Особенно старались парламентарии из числа грузинских «розовых революционеров», не скупившиеся на выражения.

Министр Грузии по вопросам евроатлантической интеграции Георгий Барамидзе, которому сама должность велит разворачивать Грузию лицом к западным спонсорам, заявил, что Тбилиси до 1 июля примет решение о выходе из СНГ с «большой степенью вероятности». Затем грузинская сторона решила «проконсультироваться» по этому вопросу со своими ближайшими коллегами по «цветным революциям» – украинской «оранжевой» властью. Вероятно, выходить из СНГ вдвоем гораздо веселее и безопасней.

И действительно, в начале мая, пребывая в Москве, первый заместитель министра иностранных дел Украины Владимир Огрызко неожиданно намекнул, что миллион долларов, которые Киев платит за членство в СНГ, можно потратить на более эффективные проекты. «Украина является членом многих других международных организаций, где такие взносы являются намного меньшими, но отдача от них значительно больше», – сказал он.

Уже на следующий день советник Президента Константин Тимошенко выразился более прямо, сообщив, что в Секретариате Президента якобы рассматривается вопрос о выходе Украины из СНГ. Не промолчал и заместитель министра иностранных дел Антон Бутейко, по мнению которого СНГ не выполняет возложенных на него функций. В общем, колесо завертелось. На несколько дней тема возможного выхода из СНГ затмила порядком надоевшую коалиционную возню и скандальную «языковую войну».

Традиционно антироссийски настроенный украинский МИД, видимо, решил тянуть главную лямку в деле вытаскивания Украины из постсоветского Содружества. Собственно, это никого не удивило – ведомство Тарасюка то и дело выдает и более резкие заявления, доставая Москву различными претензиями. Было даже странно, что покидать СНГ там не решили сразу после «оранжевой революции», а ждали целый год. Но нелишним будет заметить, что даже секретарь СНБО, он же лидер ПППУ Анатолий Кинах, вроде бы имеющий какое-то отношение к экономике, тоже высказал свое «фи» СНГ, назвав его «консультативно-политическим органом, который утратил свое экономическое содержание».

Разумеется, это лишь мнение отдельных чиновников – последнее слово в этом вопросе должно быть за парламентом и Президентом. Однако Верховная Рада еще долго будет занята исключительно организационными вопросами. А вот Виктор Ющенко, который так и не сказал ничего вразумительного о своей позиции по этому вопросу, увлекся темой очередной реставрации ГУАМ, саммит которого открылся в эти дни в Киеве. Учитывая, что эта организация создавалась как альтернатива СНГ, своеобразное «Содружество без России» (или против России), то эту политическую блажь Виктора Андреевича можно расценивать как недвусмысленный намек.

…не выходим

Однако пыл украинских и грузинских национал-патриотов быстро сошел на нет. Оказалось, что Россия отнюдь не собирается, как раньше, упрашивать их «не горячиться», задабривая какими-то уступками или выгодными предложениями. Совершенно наоборот.

Москва отреагировала на заявления и намеки с холодным спокойствием. Премьер-министр России Михаил Фрадков заявил, что Россия в СНГ никого не держит. Хотите уходить – пожалуйста! А российский посол Виктор Черномырдин даже сыронизировал: «Украина ведь является всего лишь ассоциированным членом СНГ, она устав-то не ратифицировала. Знаете, прежде чем откуда-то выйти, туда сначала надо войти!»

Но вместе с этим Россия весьма прозрачно намекнула, что выход из СНГ автоматически повлечет за собою изъятие у «раскольников» всех льгот, которые они имели как члены Содружества. Прежде всего, экономических.

Для Грузии, на которую уже обрушился российский экономический «гнев лютый» в виде эмбарго на ввоз стратегически важных для грузинского экспорта вин, минеральной воды, и вплоть до обещаний ввести визовый режим, терять вроде бы уже нечего. Ей ничего и не остается, как только погромче хлопнуть дверьми, чтобы в России еще долго не забывали о существовании «горячей республики». Однако и она призадумалась, стоит ли это делать – неожиданно страсти в Тбилиси улеглись, а Михаил Саакашвили даже немного «всплакнул» по старым временам: «Свобода передвижения, свобода торговли, свобода общения людей на всех уровнях. К сожалению, это все разрушилось».

По всей видимости, в Тбилиси всерьез опасаются, что после выхода республики из СНГ могут появиться проблемы у миллиона ее граждан, работающих в России и содержащих свои семьи на родине. Найти же альтернативный способ прокормить такую ораву будет трудно даже с помощью США.

Еще больше в России зарабатывающих на жизнь граждан Украины – по разным оценкам, до 3 миллионов. Для них даже введение визового режима может означать если не потерю работы, то по крайней мере немалые дополнительные расходы. Кроме того, не все украинцы трудятся на российских просторах в качестве штукатуров и дворников, кое-то устроился по специальности. Между тем, именно на базе СНГ между Киевом и Москвой в свое время было подписано соглашение о взаимном признании дипломов о высшем образовании. То есть выход из содружества автоматически может сделать тысячи инженеров, экономистов и медиков людьми без специальности. И куда им тогда податься – назад, на «рідну Украину», записываться на биржу труда?

Все это добавит напряженности в и без того горячей политической ситуации в Украине. Однако главным образом последствия выхода из СНГ ощутили бы на себе те, кто работает внутри страны – поскольку немалое число украинских предприятий связано с Россией экспортом или технологическими производствами, они зависят от цены на газ и многих других рычагов, находящихся в руках Москвы. А это многомиллиардные обороты, на фоне которых предложение В. Огрызко сэкономить миллион на членских взносах выглядит просто нелепым.

«Оранжевая» власть с невероятной для нее быстротой начала понимать, что сглупила. Возможно, этому способствовали свежие впечатления от «газовой» и «молочной» войн. Одним из первых в пользу продолжения членства высказался министр экономики Украины Арсений Яценюк, который заметил, что выход Украины из СНГ будет означать выход из торговых договоренностей со странами Содружества, и прежде всего с Россией. Даже министр иностранных дел Б. Тарасюк вдруг заявил, что Киев вовсе не собирался покидать СНГ и что над этой темой еще нужно хорошо подумать.

СНГ умер…

Собственно, это можно расценить и как попытку удержать разбегающихся «братьев» по СНГ экономическим шантажом. Однако очень многие отмечают, что Россия сама потеряла интерес к Содружеству, которое действительно во многом изжило себя.

С одной стороны, оно уже выполнило свою функцию по мирному демонтажу СССР – хотя кое-кто, например, Украина, еще пытаются заявить, что оказались обделенными, и требуют снова поднять вопрос о разделе союзной собственности. Совершенно понятно, что Россия ничего никому передавать больше не будет, поэтому в этом отношении СНГ уже бесполезен.

С другой стороны, СНГ так и не смогло трансформироваться в полноценный политико-экономический союз постсоветских республик, оставшись лишь своеобразным клубом глав держав, в рамках которых иногда подписывались какие-то договоры – в основном для восстановления разорванных в 1990-91 годах важных связей и для согласования отношений между соседями. Но пойти дальше частичного восстановления утраченного не хотели сами члены СНГ – за исключением, может быть, России.

Сближению членов СНГ главным образом мешала боязнь попасть в политическую зависимость от Москвы. Огромную роль сыграло и изменение экономической обстановки. Если в СССР все республики были объединены в цельный экономический механизм, где всем находилась работа, то после 1991 года произошла колоссальная трансформация. Например, в среднеазиатских и кавказских республиках практически полностью исчезла промышленность – за исключением нефтегазовой. По всему СНГ с падением производства резко сократилось потребление металлов, химической продукции, а легкая промышленность вообще билась в конвульсиях под наплывом дешевых китайских и турецких товаров.

В итоге в области промышленности членов СНГ связывали лишь нефте- и газопроводы да ВПК. Республики, которые не имели к ним отношения – Армения, Молдова, Грузия, Таджикистан, Киргизстан, – потеряли всякую привлекательность и начали представлять собой обузу. Именно поэтому, кстати, Грузия так долго добивалась прокладки через свою территорию нефтяной ветки из Азербайджана. Впрочем, ее значимость после этого возросла ненамного.

По этим же критериям были заложены основы будущих объединений постсоветских республик – нефтяной ГУУАМ, промышленно-газовые ЕЭП и ЕврАзЭС. Таким образом, развал СНГ наметился еще несколько лет назад по совершенно объективным экономическим причинам, подкрепленным желанием властей отдельных республик политически отдалиться от России.

В данный момент Москва полностью поглощена проектами ЕЭП и ЕврАзЭС как экономически выгодными и весьма перспективными. Как только они заработают на полную мощь, дальнейшее существование СНГ вообще перестанет волновать Россию. И если к тому времени Содружество не развалится по инициативе Украины и Грузии, то России самой придется мягко поставить вопрос о его роспуске как выработавшей свой ресурс организации.

…да здравствует ГУАМ!

«Оранжевая» власть, как известно, к ЕЭП испытывает большую неприязнь. Но ей все же хватает ума понять, что, не войдя в ЕЭП и постепенно разорвав связи с Россией, Украина рискует остаться на евразийских просторах в гордом экономическом одиночестве, поскольку для Европы в этом плане она представляет интерес исключительно как территория, через которую проходит один из газопроводов. А этого недостаточно, чтобы войти в какое-то выгодное экономическое объединение с развитыми европейскими странами.

Поэтому членство в умирающем СНГ для Киева пока что является средством, благодаря которому работают какие-то полезные экономические соглашения и межгосударственные договоренности. За это стоит держаться – пусть и ругая при этом и Содружество, и Россию.

При этом уже сегодня пора искать ему замену. Нужно понять, что речь идет о поисках альтернативных рынков сбыта, рынках энергоресурсов, наконец, рынках вакансий для миллионов заробитчан. Проще говоря, найти альтернативу России, учитывая, что в ЕС пусть и демократических, но все же нищих и нестабильных «беженцев» из СНГ, не ждут. Возможно, этого так и не осознал Президент Ющенко, который витает где-то в облаках демократии, в окружении любимых пчел, однако к такому выводу наверняка уже давно пришли прагматические и рассудительные люди из его ближайшего окружения.

Возможно, в качестве таковой замены решено взять ГУАМ, представляющий собою бывший неудавшийся проект ГУУАМ, из которого, махнув рукой, ушел Узбекистан, сейчас вступающий в ЕврАзЭС и успешно сотрудничающий с Россией в области энергетики и авиастроения.

Судя по заявленным планам, несостоявшийся проект транспортировки каспийской нефти через Грузию и Украину в Европу собираются превратить в международную организацию под названием «За демократию и экономическое развитие – ГУАМ», существенно расширив его политические и экономические рамки, а также заключив ряд межгосударственных соглашений. То бишь превратить его в альтернативу СНГ или ЕЭП.

Однако экономические перспективы проекта достаточно туманны. Транзита азербайджанской нефти по маршруту Баку - Одесса - Броды пока не предвидится, да ее бы и не хватило, чтобы составить экономическую основу объединения нескольких государств. Грузия и Молдова не обладают никакой промышленностью и могут предложить разве что продукцию виноделия, от которой отказались в России. А состояние экономики Украины не позволит ей тянуть на буксире эти две республики. Поэтому в экономической основе ГУАМ нет ничего «цементирующего» его членов, что делает организацию предрасположенной к быстрому распаду.

Единственное, что не дало ГУАМу давно кануть в лету – это его политическая основа как антироссийской альтернативы, постоянно поддерживаемая Западом. Собственно, очередная реанимация ГУАМ больше напоминает очередную попытку создать «санитарный кордон» вокруг России. Не зря его инициаторами выступили «постреволюционные» Украина и Грузия, а саммитом заинтересовались «друзья демократии» из Литвы. Однако насколько долго продержится такая организация, чье существование вызвано не естественными экономическими причинами, а политическими интригами?