Левый марш по Украине
20.11.2007 08:00
...безнадежной, как утопия.

У коммунистов были свои эпигоны – социалисты, не бывшие такими безнадежными романтиками и поэтому лучше выступающие на политической сцене. Левая идея – пасынок украинской политики. Все ее отстаивают, но боятся об этом сказать. Причина этого явления лежит на поверхности. 70 лет правления коммунистов, на которых повесили все возможные грехи, сделали свое дело.

Сегодня в обществе очевидна потребность в появлении мощной политической силы, стоящей на социалистических позициях. Псевдосоциалистов в Украине хватает. Они выигрывают выборы, но проводят затем «буржуазную» политику. Что с этим делать? Как с этим бороться? И что говорит об этом западный опыт?

Дети парижских трущоб

Появление «левых», в традиционном понимании, политических группировок связано с кризисом первых десятилетий европейской индустриализации. Во время революции во Франции в июне 1848 года пролетариат впервые выступил со своими лозунгами, отличными от требований мелкой буржуазии, бывшей до этого основным возмутителем спокойствия.

Примерно тогда и возникло само деление на левых и правых политиков. А начиналось все анекдотически. Сторонники социальных преобразований садились во французском парламенте слева, а консерваторы - справа. Под социалистами, впоследствии подразумевали политиков и партии, отстаивающих парламентским путем права наемных работников. Те же самые действия, только непарламентскими методами, были свойственны их историческим союзникам – коммунистам. И первые, и вторые формировались в одном социальном поле, в развалинах индустриальных городов, в борьбе против 16-часового рабочего дня, за пенсию и социальное страхование.

После Второй мировой войны социалисты одержали свою самую значительную победу. Их идейное наследие восприняли в целом, придумав “wellfare state” (государство всеобщего благосостояния). Теперь бедные могли не беспокоиться. Заботу о них взяло на себя государство. В наиболее полном виде эта модель сработала в странах Скандинавии, породив явление «шведского социализма». Последним очень восторгались в горбачевском СССР.

Социалисты играют ведущие роли в большинстве стран так называемого «золотого миллиарда». Исключение составляют разве что США. Там «детской болезнью левизны» заболеть не смогли. Совсем другое дело – Европейский Союз, где «красная роза» (символ европейской социал-демократии) увядает очень редко.

Если попытаться охарактеризовать сегодняшнюю политическую платформу западных социалистов, то получится противоречивая картина. Вписавшись в буржуазные системы власти, социалисты растеряли многие из своих идейных постулатов. Формирование бесклассового общества заставило многие партии как левой, так и правой ориентации, отказаться от четкой идеологии, следуя капризам политической моды.

В итоге правые переняли многие из тезисов социал-демократов, а те, в свою очередь, восприняли многие из идей либерализма и консерватизма. Возможно, будет натяжкой утверждать, что социал-демократия сегодня не более чем популярный бренд, но тенденция такова. Платформы партий становятся все более размытыми, так же как и их социальные базы. Партии превращаются в «супермаркеты идей», используя в своей борьбе за сытого западного избирателя методы и приемы мерчандайзинга.

Но это явление стало возможным сравнительно недавно, когда уровень жизни наемных работников повысился до очень «респектабельного» уровня. Перед этим была самоотверженная борьба многих поколений трудящихся за свои элементарные права.

В ожидании украинской левизны

Поэтому западный опыт для нас может быть поучительным, но ориентироваться нам необходимо на нашу ситуацию. А она у нас очень отличается от шведской или немецкой, австрийской или норвежской.

Украине далеко до структурированности западных обществ, и левая идея у нас более чем актуальна.

«Очевидно, что в Украине можно ожидать появление новых левых. Можно прогнозировать, что это будет связь левой идеи и национальной идеи», - говорит политолог Олесь Доний, которого трудно заподозрить в излишних симпатиях к коммунистам.

Сами коммунисты, тонко чувствуя меняющуюся конъюнктуру, начинают процесс реформирования партии. «Тот период, который есть сейчас, не считаю концом истории. Я думаю, что все только начинается. Еще будет становление именно левых партий, их модернизация. И Компартия в Украине стала на этот путь», - говорит Александр Голуб, один из наиболее перспективных лидеров Компартии.

Именно коммунисты этим летом лоббировали идею создания левого блока. Однако традиционное недоверие к самой КПУ привело к тому, что призыв Симоненко так и остался гласом вопиющего в степях Украины. Это, правда, не значит, что такая идея обречена на поражение. Новые блоки и конфигурации могут поменять заскорузлую структуру украинской политики, привнеся в нее свежие и неожиданные элементы. Вопрос только в том, кто подхватит животрепещущую идею левизны.

…Оценивая усиление псевдосоциалистических течений, зампредседателя СДПУ (о) Игорь Шурма предупреждает: «Можно говорить, что левоцентристская идеология из Украины будет вытеснена, и нужны будут десятилетия, чтобы возродить это движение. Поэтому и возникла идея «круглых столов», переговоров на тему объединения не каких-то конкретных партий, а объединения вокруг левой идеологии. Сегодня категорически нельзя позволить, чтобы это движение исчезло из политической карты Украины».

Посмотрим, что получится из попытки объединить разрозненные и конфликтующие между собой левые группы. Идея неплоха, только вот с реализацией не все ясно.