Аллё, перезвоните, я не слышу!
05.06.2006 12:58
…в Украине повышена абонентская плата за пользование стационарным телефоном. Теперь за наличие проводной связи в домах и квартирах придется платить 18 - 28 грн. (в зависимости от типа местности, сельской или городской), то есть в два-три раза дороже, чем раньше.

В полтора раза подорожала и стоимость местных телефонных разговоров (с 3 до 4,5 коп./мин.). Правда, «Укртелеком» широким жестом добавил бесплатного времени, предоставляемого в счет абонплаты – со 175 до 200 минут. Но на фоне такого, прямо скажем, неслабого прыжка цен, столь мизерное увеличение нетарифицированного лимита выглядит откровенным издевательством над малообеспеченными согражданами. А в том, что новшество прежде всего бьет по карману пенсионеров, инвалидов, матерей-одиночек, сомневаться не приходится.

И едва ли подпадающих под эту категорию украинцев утешит тот факт, что одновременно на 20 - 70% (до 0,3 - 0,5 долл./мин., в зависимости от направления) снижается стоимость международных и на 44% (с 72 до 40,2 коп./мин. в дневное время, кроме праздничных и выходных дней) междугородных переговоров. Потому что родственникам в Бердичев они звонят только на Новый год, а в какой-нибудь Гонконг и того реже.

В случае, когда социально значимая услуга дорожает так резко и конкретно, хочется прежде всего понять, насколько это обосновано? Генеральный директор «Укртелекома» Георгий Дзекон заявляет, что местная телефонная связь убыточна. Тогда обратимся к цифрам. По итогам 2005 года чистая прибыль «Укртелекома» составила 519 млн. грн., в 2004 году – 896 млн. грн., в 2003 году – 616 млн. грн. То есть даже если допустить, что расценки на местную связь не покрывают расходов, предприятие, как видим, работает не в убыток. Значит, «минус» перекрывается за счет других источников дохода. Это те же международные и междугородные переговоры, плата за аренду оборудования и т.д. А раз так, зачем нагнетать в обществе социальную напряженность?

Чтобы ответить на данный вопрос, обратим внимание на тот факт, что рентабельность «Укртелекома» действительно снизилась. Пусть даже зигзагообразно, но все-таки. Одна из главных причин – растущая конкуренция со стороны мобильных операторов и новых технологий связи, в частности, IP-телефонии. Причем они отбирают у отечественного монополиста самый жирный кусок, сегмент международных и междугородных разговоров. Акционные тарифы компаний, предоставляющих связь в стандарте GSM («Киевстар», «UMC», «Украинские радиосистемы»), позволяют собеседникам, находящимся в разных концах Украины, общаться по 1 - 10 коп./мин. IP-телефония дает возможность звонить в страны СНГ и дальнего зарубежья от 15 коп./мин.! Таким образом, чтобы оставаться конкурентоспособным, «Укртелеком» просто вынужден снижать тарифы международной и междугородной связи. Соответственно, уменьшится и прибыль.

Но здесь не все так однозначно. Потому что на самом деле у предприятия имеется множество возможностей и финансово-экономические показатели не испортить, и не затрагивать «святое», то есть тарифы местной связи. Нужен пример? Пожалуйста. Сейчас компании «Киевстар» и «UМС» за звонки своих абонентов на стационарные телефоны платят «Укртелекому» от 11 до 25 коп. за минуту (в зависимости от их тарифного плана). А «Укртелеком», в свою очередь, за звонки со своих стационарных номеров на мобильные платит… по 60 коп. за минуту. Соотношение в пользу мобильных операторов от 5:1 до 2,5:1. И никто ни в самом «Укртелекоме», ни в курирующей его Национальной комиссии регулирования связи почему-то не предложил этот ценовой перекос устранить. Конечно, «Киевстар» и «UМС» были бы явно не в восторге от такого поворота событий.

Получается, что теплые отношения с этими компаниями для членов НКРС важнее, чем интересы миллионов сограждан, живущих за чертой бедности? Ведь за счет дополнительной нагрузки на них, по сути, и пытаются поправить дела «Укртелекома». Точнее, придать ему большую привлекательность в глазах иностранных покупателей. Да, и не будем забывать, что «Укртелеком» давно собираются продать.

Но сначала этим планам помешал финансовый кризис-2003, подкосивший позиции вероятных покупателей, мировых телекоммуникационных гигантов. А потом все испортила продажа контрольного госпакета акций «UMC», входившей тогда в «Укртелеком». Дело в том, что без мобильного оператора продать за более-менее приемлемую цену оператора фиксированной связи сегодня невозможно. Это подтверждается и опытом приватизации восточно-европейских «телекомов», которые продавались «в нагрузку» с подконтрольными мобильными операторами.

И вот теперь, чтобы хоть как-то исправить положение, «Укртелекому» выдаются лицензии на мобильную связь стандарта GSM, на связь третьего поколения 3G… развивать которые предприятие не имеет возможности. Ввиду полного отсутствия сети покрытия. А если к тому же учесть, что устаревшее аналоговое оборудование обслуживает 85% сетей отечественного оператора, тогда как на Западе давно забыли, что это такое, полностью перейдя на цифровые технологии проводной связи – даже далеким от экономики людям становится понятно, что амбициозные планы выручить за «Укртелеком» даже $1 млрд. абсолютно нереальны.

А ведь некоторые горячие головы вообще говорят про $1,5 - 2 млрд.! Например, бывший первый советник Президента и бывший глава наблюдательного совета «Укртелекома» Александр Третьяков. Что тут остается делать? Правильно, за счет высокой прибыли поднимать показатель капитализации предприятия. Вот тогда и возникает необходимость в корректировке существующих тарифов. Причем настолько острая, что не особо обремененные моральными принципами «любі друзі» из президентского окружения готовы, что называется, переступать через трупы. Точнее, через профсоюзы и букву закона.

Дело в том, что согласно генеральному соглашению между правительством и профсоюзами первое без согласия последних не имеет права повышать тарифы на такие социально значимые услуги, как проводная связь. Именно поэтому первая попытка, предпринятая НКРС и «Укртелекомом» прошлой осенью, провалилась. Федерация профсоюзов Украины выдвинула встречные требования к Кабмину – ликвидировать долги по зарплате и разницу между минимальной зарплатой и прожиточным минимумом. Естественно, на такой подвиг Ехануров со товарищи оказались не способны. Поэтому решение НКРС, не завизированное ФПУ, не было зарегистрировано в Минюсте и, таким образом, не вступило в законную силу.

Такой поворот событий абсолютно не устраивал «приватизаторов», поэтому, что называется, не прошло и полгода, как НКРС принимает повторное решение о повышении тарифов, причем теперь уже в два этапа. Согласно этому документу, с 1 ноября 2006 года украинцев ожидает еще один скачок цен на услуги «Укртелекома». Как сообщил первый заместитель председателя ФПУ Григорий Осовый, Федерация собирается судиться с правительством и оспорить повышение. Однако его инициаторов эта перспектива не пугает. Как говорится, поиграли в цивилизованное правовое государство – и хватит. Не мешайте серьезным людям делать деньги.

Вот уже и аргумент со стороны «Укртелекома» готов: дескать, речь идет не о повышении тарифов, а о «ребалансе». Мол, подняв одни цены, мы же одновременно снизили другие… О том, как это отразится на согражданах, «вожди» не задумываются – зачем? Если собственный народ они, по выражению министра обороны А. Гриценко, рассматривают как «биомассу», то ничего хорошего ждать от них не приходится…

Информация к размышлению: ОАО «Укртелеком» создано в апреле 1998 года на базе региональных дирекций. Обслуживает 9,8 млн. абонентов. Владеет первичной сетью волоконно-оптической линии связи протяженностью 17,9 тыс. км. 92,86% акций в настоящее время находятся в собственности государства, 7,14% акций на льготных условиях проданы работникам предприятия.