«Коалициада» продолжается
06.06.2006 13:26
…коалиции» из НСНУ, БЮТ и СПУ. Причем, простите за заимствование терминов из области сексопатологии, никто и не собирался пробудить у пациента (то есть у коалиции) эрекцию. «Насколько мне известно, за прошедшую неделю в рамках переговорного процесса не было ни одной встречи между Президентом и руководителями политических партий», – сообщил директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев. Его предположение о том, что коалиционное соглашение не будет подписано 7 июня, разделяют и другие известные политологи: директор Центра исследований политических ценностей Олесь Доний и директор Центра прикладных политических исследований «Пента» Владимир Фесенко.

В принципе, данный результат можно смело отнести к категории предсказуемых. Еще древние говорили: «Нельзя дважды войти в одну реку». И коль скоро первый брак между «Нашей Украиной», «Батьківщиной» и Соцпартией с треском и скандалом распался, просуществовав каких-то полгода, ничего другого от этих политических сил ждать и не приходилось. Но что же конкретно не сложилось у «оранжевых»?

Конечно, попытка вынести кадровый вопрос за рамки коалиционного соглашения успеха не имела. Ибо он все равно, что называется, незримо витал в воздухе, и его присутствие было ощутимо даже для постороннего наблюдателя, не посвященного в интимные закулисные подробности. Это косвенно подтвердила и председатель Совета предпринимателей при КМУ, народный депутат от НСНУ Ксения Ляпина. Отвечая на вопрос, сохранят ли за собой социалисты руководящие должности в Министерстве агропромышленной политики и Фонде госимущества в будущем правительстве, она сказала: «Это вопрос очень болезненный. Социалист прекрасно смотрится в должности министра труда или образования, но там, где речь идет о министерстве, призванном реально развивать экономику, представителей СПУ быть не должно. В этом нет ничего личного. Это концепция». Таким образом, можно сделать общий вывод, что одновременное лобовое столкновение сразу трех концепций и решило судьбу переговоров.

Естественно, сразу напрашивается вопрос, кому это может быть выгодно. Анализ показывает, что наибольшие дивиденды «светят» «Нашей Украине». Ну не может она после громких майданных и предвыборных обвинений в бандитизме взять и сразу договориться с Партией регионов. Проживающий в Западной Украине электорат не поймет столь изящного дипломатического хода. А вот если предварительно выставить лидеров БЮТ и СПУ в неприглядном свете как политиков, с которыми невозможно вести конструктивный диалог и договариваться, если показать этому самому электорату, что для А. Мороза и Ю. Тимошенко личные властные амбиции дороже общенациональных интересов – тогда другое дело. Тогда ради спасения отечества можно будет пойти на союз с «бело-голубыми». Но не раньше, чем внутриполитическая ситуация в стране накалится до критической отметки. Это подтверждается и активным неучастием фактического лидера НСНУ Виктора Ющенко в объединительном процессе.

По мнению политолога Олеся Дония, «Наша Украина» никак не может решить, что ей делать с Ю. Тимошенко. Поставить премьером, на чем так настаивает лидер БЮТ, – означает дать ей в руки козырного туза на президентских выборах 2009 года. С другой стороны, находясь в оппозиции, она также получает неплохие шансы, имея возможность постоянно критиковать власть и не деля с ней ответственность за положение в экономике.

И тут в качестве реального противоядия как нельзя кстати подходит инициатива Евгения Кушнарева, предложившего выбирать Президента не на всенародных выборах, а голосованием депутатов парламента. В таком случае объединение с «регионалами» для НСНУ выглядит не просто желанным, а жизненно необходимым. Тем более, что каких-либо принципиальных идеологических расхождений между этими двумя силами нет. Есть только противостояние бизнес-фракций, входящих в каждую из партий. Но, как показывает практика, бизнесмены между собой умеют порой договариваться гораздо лучше, чем политики.

А тем временем ситуация уже почти вышла из-под контроля центральной власти, о чем свидетельствует и парад местных суверенитетов, и события в Феодосии. «Регионалы», обладающие значительным влиянием в восточных и южных областях, демонстрируют свою силу. Это проявляется и в вопросах назначения председателей областных советов и губернаторов, и в придании русскому языку статуса регионального. А Виктор Ющенко тем временем демонстративно отказывается публично признать за оппонентами право на диалог, заявив, что языковой проблемы в Украине… не существует.

Эта позиция страуса, прячущего голову в песок, опять же подтверждает тезис о политической импотенции главы государства, не способного реально оценивать политические и экономические коллизии происходящих событий. И для него это чревато высокой вероятностью остаться на обочине. Просочившаяся информация о визите в Москву Александра Мороза и его встрече с российским президентом служит убедительным тому доказательством. Понятно, что если Владимир Путин убедит лидера социалистов в целесообразности коалиции с ПР, Виктор Ющенко окажется не у дел. Тогда с повестки дня снимается не только участие в президентских выборах-2009, но и вопрос о теперешних полномочиях гаранта Конституции, его способности влиять на принимаемые решения.

В качестве выхода из положения политологи предлагают оставить пока открытым вопрос формирования правительства (включающий в себя два подпункта – дележ министерских портфелей и назначение премьер-министра) и сосредоточиться на работе высшего органа законодательной власти, избрав спикера и председателей парламентских комитетов.

При этом эксперты, в частности Владимир Фесенко, предлагают воспользоваться рецептом, который помог преодолеть парламентский кризис в 2002 году. Тогда должность спикера получил представитель провластной партии, оказавшейся в меньшинстве, а 10 парламентских комитетов возглавили депутаты от оппозиционной на тот момент «Нашей Украины», имевшей большинство. Однако «оранжевые», похоже, очень быстро забыли события четырехлетней давности, предлагая Партии регионов руководство в… трех комитетах ВР. Понятно, что на такое предложение «регионалы», как абсолютные чемпионы избирательного марафона, не могут согласиться. «Коалициада» продолжается.