<I>Ruhrgas</I>, третьим будешь?
08.06.2004 09:15
Планировавшиеся на апрель очередные переговоры представителей стран-участниц Международного консорциума по эксплуатации украинской газопроводной системы состоялись 28 мая. Состоялись, как и следовало ожидать, в трехстороннем формате: Украина - Россия - Германия. И в дальнейшем они будут проходить только в режиме тройки, поскольку, как сообщила пресс-служба НАК «Нафтогаз Украины», все три стороны – украинская АНК, российское ОАО «Газпром» и немецкий Ruhrgas – договорились о распределении функций каждой из них.

Итак, Россия обеспечивает поставки газа, причем уже существующие объемы поставок (около 110 млрд. кубометров в год) дополняются ежегодно 20 млрд. кубометров туркменского и казахстанского «голубого топлива». Украина, естественно, предоставляет свою газотранспортную систему и хранилища. Германия берет на себя обеспечение рынков сбыта в Западной Европе. Все три страны будут принимать участие в строительстве дополнительной ветки «Александров Гай – Новопсков – Богородчаны – Ужгород» общей протяженностью 1,5 тыс. км. Его расчетная пропускная способность – до 28 млрд. кубометров газа в год. На планируемые 20 млрд. участники консорциума планируют выйти к 2010 году, а с пуском первой очереди нового газопровода Украина рассчитывает прокачивать через него до 8 млрд. кубометров в год.

Таким образом, немецкая сторона становится полноправным участником газотранспортного консорциума (ГТК) как трансъевропейского бизнес-проекта – чего, собственно говоря, немцы давно и добивались. Как известно, посол Германии в Украине Дитмар Штюдеманн заявил в свое время, что его страна не намерена довольствоваться ролью «третьей, приглашенной к столу, когда двое других уже отобедали». В свою очередь руководитель представительства Ruhrgas в Украине Хильмар Энке еще в марте подтвердил согласие компании участвовать в сооружении украинской части линии «Александров Гай – Новопсков – Богородчаны - Ужгород» длиной почти 300 км, если посчитает проект экономически выгодным и сможет участвовать в нем на равных с Украиной и Россией условиях.

Теперь, после завершения очередного раунда переговоров, все его участники признали, что выработанная модель участия компании Ruhrgas полностью соответствует петербургским заявлениям глав трех государств от 10 июня 2002 года о необходимости увеличения поставок природного газа в Европу и повышения надежности его транзита. Украина, таким образом, имеет шанс привлечь немецкую сторону к решению проблемы модернизации украинской газотранспортной системы (Х. Энке подтвердил готовность Ruhrgas вести переговоры по данному вопросу), а также к инвестированию как строительства новой линии украинской ГТС (для этого, по подсчетам НАК «Нафтогаз Украины», потребуется не менее $300 млн.), так и всего проекта консорциума.

Нерешенным остался вопрос о модели консорциума. Ранее рассматривалось три варианта – управленческий, регуляторный и концессионный. На последнем настаивала Германия, не будучи формально допущенной к переговорам на протяжении всего минувшего года. Однако согласие Ruhrgas участвовать в первом инвестиционном проекте ГТК свидетельствует о том, что Совет учредителей консорциума решил действовать по немецкому рецепту – который, кстати, устраивает и российский «Газпром» как одного из акционеров (правда, миноритарного) Ruhrgas. Не случайно весной нынешнего года в экономическом блоке правительства, а также в парламенте рассматривался вопрос об отмене запрета на сдачу в концессию нефтяных и газовых трубопроводов. Вполне вероятно, что к рассмотрению этого вопроса Кабмин так или иначе будет вынужден вернуться – возможно, после президентских выборов, чтобы излишне не политизировать проблему.

Видимо, на повестку дня станет вопрос о роли и месте Германии в ГТК. Поскольку она подтвердила свои обязательства «пристроить» российский и среднеазиатский газ, а также выразила готовность вести переговоры по вопросам инвестирования и модернизации Украинской ГТС, рано или поздно она может настоять на пересмотре договора о создании ГТК и потребовать вписать себя в учредительные документы как полноправного акционера с долей не менее трети. Кроме того, до сих пор неизвестно, как обстоят дела с тендерной документацией и технико-экономическим обоснованием строительства газовой магистрали от Богородчан до Ужгорода.

Все это, по словам главы НАК «Нафтогаз Украины» Юрия Бойко, должно было быть готово в первой половине апреля текущего года. Но, видимо, не случайно министр промышленности и энергетики Российской Федерации Виктор Христенко высказывался в Ялте на встрече президентов стран ЕЭП в пользу переноса «на месяц-полтора» принятия инвестиционного решения по проекту (что должно было произойти 31 августа 2004 года). В лучшем случае, строительство новой трубы начнется в середине осени, либо уже после завершения президентских выборов.

Наконец, остается самое главное: все решения по ГТК нужно провести через Верховную Раду. Сделать это будет непросто, но, думается, все же легче, чем, скажем, год назад, когда участие Германии в проекте ГТК было неопределенным. А ведь именно на привлечении западных стран в проект настаивала правая оппозиция. Теперь, когда в этом вопросе наметились изменения, похоже, некоторые ее представители вынуждены были изменить свое отношение к проекту. Так, даже Александр Гудыма охарактеризовал трехсторонний формат консорциума как «положительный». Вместе с тем, по словам депутата, проект должен пройти процедуру ратификации в парламенте с предварительным изучением технико-экономического обоснования, а также исследований с точки зрения национальной экономической безопасности.

Наконец, еще одна сторона вопроса: в дополнение к 5 млрд. кубометров газа, которые Украина по согласованию с «Газпромом» реэкспортирует в Европу, после сооружения линии «Александров Гай – Новопсков – Богородчаны – Ужгород» Киев получает доступ к дополнительным объемам «голубого топлива». Сколько из них можно будет перепродавать и по какой цене – этот вопрос еще предстоит оговорить, но известно, что газовые чиновники из Ашхабада ничего против иметь не будут. По словам представителя государственного концерна «Туркменгаз», которые приводит агентство RusEnergy, туркменам «все равно, как Украина использует наш газ – лишь бы покупала по взаимовыгодной цене».

Что ж, впервые за почти два года реализации проекта ГТК, Украина, Россия и Германия смогли наконец-то по-настоящему «сообразить на троих». Теперь надо удержать третьего – самого богатого и привлекательного. В конце концов, это выгодно Украине, России, да и Западной Европе, которая к 2010 году удвоит потребление газа с Востока.