Ну и коалиция!
14.06.2006 13:43
…кресло председателя Верховной Рады…

«Провластные силы, которые фактически понесли
сокрушительное поражение на выборах,
не имеют морального права занимать
руководящие должности в Верховной Раде».


Виктор Ющенко, 4 июня 2002 года


«Союз меча и орала»

Новость о том, что НСНУ, БЮТ и СПУ уже согласовали все пункты коалиционного договора и со дня на день должны его таки подписать, уже воспринимается украинцами как бородатый анекдот. «Шо, опять?» - и разражаются недобрым смехом или ругательствами.

На третьем месяце коалиционной эпопеи избиратели начали понимать, что их попросту дурачат, и все эти рукопожатия, круглые столы и демонстрация перед камерой неких стопок исписанных листов не имеет к реальному процессу раздела власти никакого отношения. Да и сами «оранжевые» вожди уже не видят необходимости в этом публичном политическом театре. Уставшая ждать начала героической оперы, публика расходится под какофонию СМИ, а артисты продолжают сидеть за кулисами, споря за главные роли и гонорары.

Таким образом, период романтической политики, начавшийся на Майдане, подошел к концу – настало время прагматизма и цинизма. Поэтому мало кто удивился, когда на очередных коалиционных переговорах вдруг восстала сидевшая до сих пор в тени фигура лидера социалистов, требующего себе кресло спикера парламента.

До сих пор основным камнем преткновения была должность главы правительства. Получая, согласно политреформе, огромные полномочия, премьер-министр теперь становится практически главным лицом государства. Вряд ли бы это сильно огорчало Президента Ющенко, который бы с удовольствием променял непосильную для него шапку Мономаха на шляпу пчеловода, – все равно в управлении государством он никакого участия практически не принимает.

Однако трон слабого государя окружают амбициозные «бояре», прозванные в народе «любі друзі», которым совершенно не хочется упускать из рук главные вожжи власти. Драка за кресло между ними и претендующей на премьерство Юлией Тимошенко была главной интригой коалиционных переговоров. И от мнения Ющенко тут абсолютно ничего не зависело. Реальный сигнал об уступке со стороны «Нашей Украины» мог прозвучать только со стороны его окружения – хотя и озвучен устами Президента.

За готовность окружения Ющенко пожертвовать местом премьера расценили одно из последних обращений Виктора Андреевича к народу, в котором он заявил, что этот пост должен принадлежать партии, набравшей на выборах наибольшее количество голосов. Это было довольно странное заявление, учитывая, что наибольший процент набрала Партия регионов. Однако мало кто в тот момент подумал о регионалах, поскольку особенность «оранжевой» политической мысли состоит в том, что для них парламент делится на «правильные», всенародно избранные три «оранжевые» партии (НСНУ, БЮТ и СПУ) и две «неправильные», по ошибке прошедшие в Раду, – ПР и КПУ, за которых голосовали «донецкие бандиты» и «забитые жители Востока». Проще говоря, «оранжевые» отправили половину Украины и Партию регионов в игнор.

Поэтому сей комплимент был немедленно расценен как уступка БЮТ, тем более что стороны снова договорились о продолжении коалиционного процесса. Однако что же на самом деле имел в виду Ющенко и какие интриги закручивались в закулисье «оранжевого» Олимпа, осталось неизвестным. Тем не менее, казалось, что до подписания многострадального договора остались считанные часы. И тут вдруг как черт из табакерки выскочил Александр Мороз.

В принципе, социалистов понять можно. Если БЮТ получает должность премьера, а «Наша Украина» - спикера, то что же тогда остается им? Зря что ли СПУ была верным союзником «Нашей Украины» в течение полутора лет? Если после Майдана при распределении трофеев место председателя Рады было занято Владимиром Литвином, который ради его сохранения пошел на мир с «революционерами», то сейчас оно вакантно. И с точки зрения «братского раздела» было бы справедливо отдать его именно социалистам, так как за «Нашей Украиной» остается президентская должность.

Однако после политреформы должность Президента особой роли не играет – и «любі друзі» вряд ли будут ею довольствоваться. Ведь в итоге вся власть сосредоточится в руках БЮТ и СПУ.

Но в поступке социалистов смущает то, почему они до сих пор молчали о своих амбициях. Юлия Тимошенко сразу обозначила свои претензии – СПУ громко заявила о своих только сейчас, чем практически перечеркнула подошедший было к завершению коалиционный процесс. Возникает вопрос: почему?

Тут есть два варианта. Либо Мороз удачно выбирал момент, выжидал время, когда отказать ему будет трудно, поскольку самую выгодную цену называют тогда, когда рука покупателя уже достает кошелек. И совместно с БЮТ решил окончательно вырвать власть из рук НСНУ. Либо, что не исключено, выпад социалистов был рассчитан именно на блокировку переговорного процесса и даже на перечеркивание самого формата коалиции.

Но кого же тогда будут убирать «с пляжа»? Или, может быть, СПУ собирается уйти в компанию Партии регионов и КПУ? Если продолжать рассматривать парламент разделенным на две непримиримые половины – «оранжевую» и «сине-красную», - то это действительно озадачивает. Однако если эти две половины смешать и разделить уже по-новому…

«Берегите пенсне, Киса! Сейчас начнется!»

13 июня по СМИ пролетела сенсационная новость: «Наша Украина» уже открыто не исключает возможности коалиционных переговоров с Партией регионов. Правда, это была только догадка, основанная на интервью журналистам Романа Зварыча, который заявил, что в связи с бесперспективностью коалиционного диалога его партия теперь «свободна в своих действиях». Примерно то же самое заявил еще один «любий друг» Президента Роман Безсмертный: «Мы не исключаем возможности формирования коалиции в любых вариантах. Мы свободны в выборе партнеров по коалиции».

Тем не менее, нетрудно догадаться, что коалиция с Партией регионов позволяет 100% «Нашей Украине» сохранить за собою кресло головы Верховной Рады, а возможно, даже и должность премьер-министра. Но даже если она будет отдана ПР, то ее займет человек, не представляющий для окружения Ющенко такой политической угрозы, как Юлия Тимошенко. Поэтому с прагматической точки зрения для НСНУ гораздо более выгодна коалиция с регионалами. Если что этому и мешает, то только некоторые политические предрассудки, делящие парламент на «оранжевую» и «синюю» части. Именно предрассудки, поскольку для большинства прошедших туда депутатов от НСНУ и ПР политические принципы не имеют такого важного значения, как вопрос власти.

Иное дело избиратели – они бы этого не поняли. Чтобы убедить их в необходимости коалиции между «Нашей Украиной» и Партией регионов, требуется очень веский аргумент, более веский, чем все политические разногласия между «оранжевым» Западом и «сине-красным» Востоком. Таким аргументом может быть полный крах коалиционных переговоров в «оранжевом» формате, объявление угрозы безвластия и следующего за ним экономического упадка – и призыва к срочному объединению «со всеми здоровыми силами». То есть публичной причиной создания коалиции «НСНУ-ПР» будет названо «спасение Неньки».

И вот тут внезапный демарш социалистов очень выгоден «Нашей Украине». Если ранее «любі друзі» были вынуждены хотя бы делать вид, что идут на уступки БЮТ как самой многочисленной из «оранжевых» парламентских фракций, то сейчас у них появилась чудесная возможность обвинить самую малочисленную (СПУ) в непомерных амбициях и со скандалом выйти из переговорного процесса. После чего объявить о необходимости срочного спасения родины и начать блокирование с регионалами. Таким образом, Мороз берет на себя неблагодарную функцию инициатора раскола, вместе с тем спасая «друзів» от нависшей над ними тени Тимошенко.

Причем не исключено, что в коалиции «нового формата» найдется место и социалистам. Причем очень хорошее. Можно только догадаться о реакции Юлии Тимошенко, если именно такой вариант развития событий окажется верным.

Тем временем Украина, несмотря на все опасения экспертов и недовольство ряда «стратегических партнеров» (Буш даже отменил свой визит в Киев), прекрасно умудряется существовать без работающего парламента и полномочного правительства - отмечен даже некоторый рост экономики. Словно таки начала реализовываться давняя мечта Кропоткина и Махно об анархизме (отсутствии центральной власти) как наиболее эффективной модели развития общества…