Почетный тормоз коалиции
03.07.2006 18:15
…в качестве спикера Верховной Рады. И вот на тебе: социалисты вдруг взяли да и заявили, что против. Их устраивает любой другой представитель «Нашей Украины», но только не Порошенко!

Они возвращаются!

В четверг, 29 июня, Александр Мороз отметил, что в общественном сознании фигура Петра Порошенко неразрывно связана с крупным бизнесом, и это нужно иметь в виду. Также Мороз сказал, что уважает Порошенко как политика и эффективного менеджера с блестящей общей профессиональной подготовкой. «Он не раз это подтверждал за годы нашего сотрудничества, и надеюсь, что мои аргументы по поводу ситуации им будут восприняты, в первую очередь, как пример демократизации общественных отношений в Украине», –резюмировал лидер СПУ.

Александр Александрович, правда, подчеркнул, что выражает свое личное, а не общепартийное мнение. Однако трудно предположить, что в недрах СПУ найдется кто-либо, публично не согласный с точкой зрения лидера.

Другие участники коалиции «Лебедь, Рак и Щука» были, понятное дело, удивлены таким демаршем социалистов. Как сказал Николай Катеринчук, члены коалиции должны были выражать свои претензии относительно определенных кандидатур или пунктов соглашения до того, как ее подписывали.

Бютовцы тоже, на удивление, сдержанно отнеслись к словам Мороза. Хотя именно от них, прежде всего, можно было ожидать протестов.

Возвращение знаковых фигур «оранжевой революции» – Юлии Тимошенко и Петра Порошенко – в большую политику нельзя назвать неожиданным. Было понятно, что их отлучение от Олимпа в сентябре 2005 года во многом было демонстративным жестом на публику. Парламентские выборы неминуемо должны были стать точкой отсчета нового времени.

Именно противоборство Ю. Тимошенко и П. Порошенко стало кульминацией развала «оранжевой» команды. Их обоюдное возвращение может стать началом нового противостояния с непонятным исходом и тяжелыми последствиями для Украины, ее политической системы, экономики и уровня жизни людей.

Олигарх нового типа

Петр Порошенко – бесспорно незаурядный человек. Хотя люди, стоявшие на Майдане в 2004-м, не совсем правильно понимали, чего от него стоит ожидать.

Конечно, П. Порошенко не был ни меценатом революции, ни ее спонсором. Постсоветская буржуазия тем и отличается от западной, что занимается не бизнесом в классическом смысле этого слова, а скорее привлечением других средств (государственных, иностранных) для интересов дела.

Уж тем более Петр Алексеевич не был сторонником либеральной идеологии. Волею случая он оказался одним из лидеров коалиции «Сила народа», шедшей к власти под псевдолиберальными лозунгами. А все могло бы быть иначе, могло быть совсем не так.

Не хотелось бы напоминать о раннем политическом прошлом Петра Порошенко. Об этом уже писалось неоднократно. Напомним лишь, что Петр Алексеевич мог с таким же успехом быть в 2004 году во главе СДПУ(О) или Партии регионов, ведь это происходило раньше.

Потом коммерческие интересы будущего секретаря СНБОУ оказались несовместимы с политическим курсом эсдеков и деловыми намерениями «донецких». Пришлось срочно, прямо в 2002 году, идти в окружение Виктора Ющенко и занимать ведущую роль в наспех слепленной «Нашей Украине».
Порошенко был не одинок в своем стремлении совместить интересы бизнеса и политическую борьбу. В руководстве «Нашей Украины» потихоньку сформировалась группировка коммерсантов, хорошо освоивших демократическую фразеологию там, где это было нужно.

Давид Жвания и Евгений Червоненко также шли в «Нашу Украину» со схожими мотивами. Возможно, они могли бы составить хорошую конкуренцию Петру Алексеевичу, но отчасти харизма, отчасти этническое происхождение, отчасти конкуренция не позволили им на это рассчитывать. Пришлось в итоге довольствоваться такими мелочами, как транспорт и спасательные службы.

Так или иначе, но именно Петр Порошенко стал одним из трех человек, деливших в период с января по сентябрь 2005 года вторую позицию в вертикали украинской власти.

Главный по безопасности

Запутанный вид этой вертикали еще больше усложнился после победы «оранжевых» на президентских выборах. Леонида Даниловича обвиняли в бюрократизации управления, но то, что сотворили «оранжевые», было на несколько порядков круче. Украиной стали управлять не полтора, как это было раньше, а целых три правительства. Сейчас уже мало кто помнит, но год назад весомой фигурой считался Александр Зинченко. Про Юлию Владимировну даже напоминать не будем, а Петр Алексеевич в это время усиленно пытался превратить аналитический по своей сути Совет национальной обороны и безопасности в альтернативное правительство Украины.

Многообещающей была идея о создании подчиненного СНБОУ Национального бюро расследований. Украинское «ФБР» планировалось укрепить профессионалами из ведущих подразделений правоохранительных органов страны, наделить их как следственными, так и оперативными функциями, и направить на борьбу с коррупцией в высших эшелонах власти.

Впрочем, как легко было предположить, эта борьба превратилась в очередную «охоту на ведьм». Да и сочетание следствия и сыска чем-то напоминало то ли андроповский КГБ, то ли совсем уж бериевское Министерство государственной безопасности. Элита забеспокоилась, и идея не прошла.

Из тени в свет перелетая

Отставка подоспела незаметно. «Выстрелом Авроры» для временщиков украинской революции стала пресс-конференция А. Зинченко, поведавшего о том, о чем все догадывались. Может быть, сам Александр Алексеевич сейчас жалеет, что так сделал, ведь он фактически покинул публичную политику. Но потерянного не вернешь. О противостоянии между Тимошенко и Порошенко заговорили все. Пришлось делать оргвыводы. Вместо одиозных фигур пришли компромиссные Юрий Ехануров и Анатолий Кинах. Свою миссию они выполнили и разрядили ситуацию.

Заодно из органов власти и руководства НСНУ на время убрали еще и Червоненко с Жванией. Бизнес был торжественно отделен от государства, но ненадолго.

А обещал ведь Президент в первые дни после инаугурации, что никакого совмещения политики и коммерции не будет. Указывал чиновникам, что впредь красть будет запрещено. Показывал в ходе теледебатов с лидером «регионалов» на собственные руки в качестве примера честной жизни.

Мы не говорим, что упомянутые в статье люди крали. Но такие неприятные вещи, как совместительство, были и, наверное, останутся, если только не будет выполнен один из пунктов ультиматума Партии регионов, который предлагает блокировать совместителям кнопки для голосования.

И вот теперь Петр Порошенко возвращается. Даже если его не допустят к посту председателя Верховной Рады, он все равно укрепит свое положение. На это провоцирует формат послевыборной коалиции. Тут либо много взаимных уступок, ведущих к «нулевому варианту» (всё забыли и начали сначала), либо никакой коалиции (все дружно на перевыборы!).

Это прошлой осенью Президент мог, пользуясь своей властью, менять команду. По новым правилам игры (даже если они еще не вступили в силу) это делать сложнее. Да и не пойдешь далеко, имея всего 13% поддержки.

Поэтому «дежавю» не избежать. Мы сами так проголосовали, снова доверив власть тем, кто уже успел ею попользоваться. Петр Порошенко и Юлия Тимошенко еще неоднократно будут вступать в открытые политические схватки и скрытые противоборства. Но лодка у них одна, и, раскачав ее, можно утонуть под волнами второго Майдана. Его никто не ждет, но кто сказал, что после виртуальной революции не произойдет настоящий переворот? С порохом и жертвами…