«Этот вопрос для ЕС неактуален»
10.06.2004 17:56
Корреспондент From-UA встретилась с Игорем Бураковским во время «круглого стола», посвященного проблемам и перспективам планирования процесса европейской интеграции Украины.


From-UA: – Игорь Валентинович, Украина рвется в Евросоюз, но постоянно наталкивается на закрытые двери. Что-то может их приоткрыть для нашей страны в будущем?

И. Бураковский: – Украина значительно бы приблизилась к Евросоюзу, если бы получила его согласие начать переговорный процесс по созданию зоны свободной торговли (ЗСТ). Это самый первый, самый простой, но и потенциально выгодный инструмент взаимного сотрудничества. Опыт десяти стран-новичков ЕС показывает, что именно длительное существование зоны свободной торговли между «евроклубом» и кандидатами в него является первой ступенькой перехода к более высоким уровням интеграции.


From-UA: – Возможно ли, чтобы ЕС согласился начать переговорный процесс с Украиной по зоне свободной торговли?

И. Бураковский: – Вопрос в том, насколько Объединенная Европа готова к этому, учитывая проблемы, связанные с недавним ее расширением. Сейчас ЕС больше сконцентрирован на внутренних вещах. Этот вопрос для него неактуален еще и вследствие сравнительно небольших объемов торговли Евросоюза и Украины. Но если бы сегодня мы подали заявку на проведение переговоров по заключению соглашения о зоне свободной торговли с ЕС, а завтра было бы принято решение об их начале, то, принимая во внимание эффективность нашей государственной машины и то, как работает ЕС, украинская сторона имела бы все возможности подготовить пакет документов по соглашению о ЗСТ в течение двух-трех лет.

Еще один немаловажный момент: ратификация этого соглашения обеими сторонами. И тут снова все будет зависеть от того, как поведут себя украинские парламентарии следующего (через три или четыре года) созыва, насколько понравятся Брюсселю подготовленные документы.

Но прежде чем начинать переговорный процесс по ЗСТ, Украина должна исполнить два обязательных условия. Первое: сделать так, чтобы ЕС предоставил Украине статус страны с рыночной экономикой. Это снимет вопросы в двустороннем сотрудничестве, которые могут препятствовать созданию зоны свободной торговли. И второе: завершить переговоры по вступлению во Всемирную торговую организацию.


From-UA: – Гарантирует ли Украине ратификация данного соглашения распахнутые двери Европейского сообщества?

И. Бураковский: – Зона свободной торговли может существовать в течение длительного периода, пока не исчерпает свой потенциал. Сотрудничество – это живой организм, который может существовать три года, пять лет, пятнадцать... Будет развиваться Украина, будет усовершенствоваться Европейский Союз. ЗСТ – это длительные договоренности, которые потом облегчают объединение стран на техническом уровне и готовят их к другому уровню мышления в проведении экономической политики. Большинство интеграционных объединений в мире, как бы они себя ни называли – экономические союзы или таможенные союзы, они фактически все являются зонами свободной торговли.


From-UA: – Сколько же Украине придется доказывать свое право на присутствие в евроклубе?

И. Бураковский: – Евроинтеграция имеет свою логику. Самый простой этап: зона свободной торговли, когда мы используем экономический потенциал страны и нарабатываем определенные связи. Далее – создание таможенного союза, что означает объединение территорий и установление общего таможенного тарифа в рамках объединения. В режиме таможенного союза мы можем также функционировать очень много лет.

А уже когда речь идет непосредственно о членстве в ЕС, то возникают вопросы, связанные не только с уровнем нашего сотрудничества. Сотрудники и члены одного клуба – это не одно и то же. Тяжело перескочить из четвертого класса на четвертый курс университета. Уровни экономического роста Украины и ЕС катастрофически различны. Много проблем базового уровня у нас просто не решены. И если высокая интеграция – это координация экономической политики, то как можно координировать экономическую политику между сильной и слабой странами?


From-UA: – Что, по-Вашему, может ускорить процесс интеграции Украины в Объединенную Европу?

И. Бураковский: – Если Украина идет в ЕС, то должна сделать это направление приоритетным для всех ветвей власти – независимо от того, меняется их состав или нет. А то все говорят «давайте», но никто не делает. Нужен консенсус, который был достигнут в правительствах состоявшихся стран-членов ЕС, когда правительственные чиновники этих государств могли критиковать друг друга за безработицу, ВВП, но не относительно евроинтеграции.

Думаю, что в Украине по стратегии европейской интеграции должен быть один документ. Не многостраничный талмуд, а закон, который бы четко устанавливал обязательства определенных министерств и ведомств, указывал бы, кто за что отвечает. Ускорила бы процесс евроинтеграции и реформа государственного управления. Тут хорошо бы воспользоваться российским опытом: вопросами экономической политики в любой сфере занимается одно министерство – Министерство экономического развития и торговли. А у нас экономикой занимается несколько подразделений.


From-UA: – Спасибо за интервью.