Пенсионеры, не идите в страхование
17.08.2006 19:26
…Украину. Представьте себе ситуацию: в крупном промышленном городе бесследно исчезает гендиректор местного отделения Украинского союза промышленников и предпринимателей, в советском прошлом - первый секретарь горкома и обкома партии. И вопреки логике это не становится событием года. Более того - две недели об этом вообще никто не знает, кроме ограниченного круга лиц в правоохранительных органах. Скажите, можно представить себе подобную ситуацию в Донецке? Или в Запорожье? Вряд ли. А вот в Днепропетровске – и это возможно. Удивляет? Безусловно, удивляет.

Случай исчезновения известных в городе людей - далеко не первый. Когда в 2004 году похитили местного предпринимателя Магомеда Магомедова, две недели город буквально на ушах стоял. Милицейские чины и родственники похищенного не сходили с экранов местных телеканалов. В общем, искали его, что называется «всем миром». Правда, Магомеду Гусейновичу это не помогло – спустя некоторое время милиция нашла лишь тело. Можно, конечно, возразить, что Магомедов был влиятельным лицом в местной азербайджанской общине, депутатом горсовета и председателем бюджетного комитета горсовета. Но ведь Николай Омельченко тоже далеко не последняя фигура в Днепропетровске, несмотря на свой весьма преклонный возраст.

СПРАВКА

Николай Омельченко родился в 1936 году. Был начальником отдела строительства и городского хозяйства Днепропетровского горсовета. С 1975 года перешел на партийную работу: сначала первым секретарем Бабушкинского райкома партии Днепропетровска, затем секретарем и первым секретарем Днепропетровского горкома. А в перестроечный 1988 год стал на два года главой Днепропетровского обкома партии. После чего был народным депутатом Украины 1 созыва.

С 1994 года – гендиректор Днепропетровского областного союза промышленников и предпринимателей, с 2001 года – председатель правления Днепропетровской областной конференции работодателей. Удостоен массы советских и украинских наград, включая и достаточно редкий орден Октябрьской революции.

Информация о том, что сообщение о пропаже 30 июля в Днепропетровске пенсионера, названного в сообщении МВД Николаем Григорьевичем, касается гендиректора Днепропетровского союза промышленников и предпринимателей Николая Омельченко, появилась в СМИ 15 августа. С опозданием родной для господина Омельченко город начал раскачиваться и искать бывшего главу области, нардепа первого созыва и деятеля многочисленных организаций от Федерации работодателей до общества потребителей. До этого размеров происшествия в Днепропетровске особо никто не заметил: пенсионеры пропадают здесь едва ли не ежедневно.

В местном УСПП теряются в догадках, лишь повторяя, что шеф с 30 июня на связь не выходил. В союзе не имеют представления, где он, и не хотят делать предположений, которые могут быть, увы, неутешительными.

В общем, человек пропал бесследно, что не исключает, что его тело уже покоится на дне какого-либо водоема или пропавший ждет решения своей участи в подвале глухого села. За последние две недели каких-либо свидетельств ДТП или несчастных случаев с участием пропавшего пенсионера не было. Известно также, что бывший глава Днепропетровского обкома партии был человеком сильным и не склонным к суициду. Оставляя возможность для благополучного исхода дела, не лишним остается выяснить, кто выиграл от пропажи главы регионального УСПП и мог ли кто-нибудь пойти на преступление ради выгоды.

В ДСПП говорят, что никаких конфликтов по работе у него не было, на занимаемый им пост никто не претендовал и возвращаться во власть он тоже не собирался. Его должность в ДСПП не является «хлебной», а следовательно – и объектом какой бы то ни было борьбы. Большого бизнеса у господина Омельченко тоже не было – его считали скорее человеком с большими связями, но никак не с капиталами.

Что же касается собственности, то в базе эмитентов ценных бумаг значится, что в 2001 Омельченко Николай Григорьевич стал членом правления страховой компании ДАСК СП. Согласно справочнику страховых организаций данная компания, зарегистрированная все в том же Днепропетровске, занималась промышленным страхованием и некоторое время входила в страховую групп ДАСК, существующую все в том же Днепропетровске. Из отчетности, регулярно публикуемой страховыми компаниями на специализируемых Интернет-ресурсах, можно сделать вывод, что судьба компании, а точнее ее отношения с материнским холдингом, складывалась не очень гладко. С 2001 по 2002 год, согласно все тем же источникам, компания 5 раз меняла директоров, в 2002 году сменила главу правления, потом акционеры ДАСК СП начали бракоразводный процесс, в результате которого порвали с холдингом ДАСК, и последние годы занималась страхованием промышленных рисков уже под названием «ФОРТ».

Сам разводный процесс между двумя ДАСКами широкую общественность не интересовал, зато в профильных кругах наделал немало шума: конфликт между акционерами компании, в которой страхуются крупнейшие предприятия Днепропетровской области, - это серьезно.

Коллеги родного для господина Омельченко ДАСК СП по рынку с удовольствием пересказывают историю с конфликтом двух днепропетровских компаний, в которой есть все: и рейдерство, и запутанные судебные тяжбы, и борьба за интеллектуальную собственность, и нечестная борьба за получение госзаказов. Когда-нибудь эта история, конечно, будет описана в специализированной литературе, а ее исход может быть связан с пропажей Николая Омельченко.

СПРАВКА

Страховая группа «ДАСК» была создана в 2001 году после подписания соответствующего договора тремя страховыми компаниями - ДАСК, ДИСКО и ДАСК-СП. Николай Омельченко был акционером во всех трех компаниях, а в ДАСК-СП - председателем Наблюдательного совета.

Председателем правления ДАСК СП в 2001 был назначен Станислав Сыроватко. Господин Сыроватко и сейчас известен в Днепропетровске как владелец одной из самых крупных в регионе страховых групп - ДАСК. Группа, в свою очередь, приобрела известность как страховщик «Морского старта» – одного из наиболее амбициозных проектов отечественной космонавтики. В акционерном капитале ДАСК-СП доля Станислава Сыроватко составляла 20% - не такая маленькая, но и не дающая прав на самоличное принятие решений. Поначалу остальные акционеры ДАСК-СП – предприятия Днепропетровской области - согласились с тем, чтобы из шести членов правления ДАСК-СП пятеро были представителями компаний господина Сыроватко. Но после того у них возникли вопросы относительно многих решений, которые были невыгодны ДАСК-СП. Господина Сыроватко устранили от руководства компанией. Попытки же Станислава Сыроватко установить контроль над ДАСК-СП привели к тому, что в 2004 году ее акционеры приняли решение о выходе из страховой группы. Однако Сыроватко опередил их, объявив об исключении из группы – с формулировкой «за невыполнение обязательств».

Позже группа ДАСК жаловалась на ДАСК-СП в Госкомитет по вопросам технического регулирования и потребительской политики. Госкомитету сообщили, что ДАСК-СП исключили из группы в связи с невыполнением обязательств. Случилось это после того, как ДАСК-СП признали компанией первого уровня по ОСАГО, а ДАСК Сыроватко - не признали. Позже господину Сыроватко сообщили, что ДАСК-СП незаконно использует товарный знак «ДАСК». В ДАСК-СП резонно заметили, что название лишь аббревиатура Днепропетровская акционерная страховая компания, и знак уникальным не является. В любом случае, ДАСК-СП сменило название на ФОРТ, однако компании Сыроватко продолжили предъявлять претензии, но теперь уже компании ФОРТ.

На юридическом фронте Сыроватко ждало поражение. Свидетельство о регистрации «произведения» компании ДАСК, то есть торгового знака, было признано недействительным всеми инстанциями хозяйственного судопроизводства. Иски ДАСК к ДАСК-СП и ФОРТУ были отклонены. Иск ФОРТА по недобросовестной конкуренции сейчас рассматривается. Параллельно ФОРТ пытается отсудить у ДАСК свое имущество. Для этого в ноябре 2005 года ФОРТ обратился к двум компаниям Сыроватко с исками. Первый круг пройден: Высший хозсуд направил дело на новое рассмотрение. Но даже принятых и не подлежащих обжалованию решений судов достаточно, чтобы утверждать: войну на юридическом поле Станислав Сыроватко проиграл. Более того, закончив судебные разбирательства со своей бывшей материнской организацией и выиграв все судебные тяжбы, компания «Форт» (бывшая ДАСК-СП) получила возможность требовать компенсаций за нанесенный ей ущерб.

Ко всему, сам господин Омельченко, даже после развода компаний (произведенного путем обмена акциями), оставался собственником маленьких пакетов акций в двух компаниях, входящих в ДАСК. А так как за годы конфликта его не приглашали на собрания акционеров и вообще всячески игнорировали, мог потребовать пересмотра практически всех решений руководства ДАСК за это время.

В связи с пропажей господина Омельченко, в конфликте затишье, выгодное ДАСКу. Ни в коем случае не подозревая, что достаточно цивилизованные отечественные страховщики могли воспользоваться подобными методами решения конфликтов, все же невольно задаешься вопросом: кто преподнес подарок ДАСКу, запрятав его оппонента? Правоохранительные органы вряд ли смогут обойти конфликт ФОРТа и ДАСКа, и господину Сыроватко придется общаться с правоохранительными органами, объясняя сложную для неспециалистов суть конфликта.