Внутренняя эмиграция
13.03.2008 08:00
...страны не могли. Разве что после тюремной или психиатрической отсидки, большого громкого скандала, который не удалось спрятать под ковром государственной машины. Диссиденты, вынужденные оставаться в родной стране и лишенные каких бы то ни было возможностей легально бороться за свои права и убеждения, уходили в так называемую внутреннюю эмиграцию.

В 70-е годы многие дворники и кочегары в столицах имели высшее образование, а некоторые - даже научные степени. В котельных и дворницких не проводились ленинские зачеты, общественно-политические аттестации и экзамены по марксизму-ленинизму. За эту относительную свободу граждане платили отказом от собственных карьерных амбиций и простого благосостояния. Таким образом несогласные старались свести к минимуму собственные контакты с государством, которое не только пренебрегало их интересами и убеждениями, но и репрессировало за них.

Удивительно, но в наше демократическое время, эпоху свободы слова и действий все больше людей делают то же самое, что делали советские диссиденты - они отправляются во внутреннюю эмиграцию в своей собственной стране. Найти 5 отличий между этими процессами легко. Странно другое - так же легко найти и массу сходств. Попробуем рассмотреть это явление поподробнее.

Под аккомпанемент заклинаний и опубликований фальшивых социологических исследований гражданам агрессивно внушается мысль о том, что вопросы языка и родной культуры их не волнуют. Мол, социологи не обнаруживают в опросах важности этих потребностей и ценностей для населения Украины. Можно было бы поверить, если бы не одно пикантное обстоятельство - вопросы языка, культуры, истории не волнуют... исключительно русскоязычных граждан страны. Потому что украиноязычных как раз такие вопросы очень волнуют, и, идя навстречу их волнениям, государство делает все возможное, чтобы этих граждан улестить и успокоить. Никакого другого объяснения скоростной и тотальной украинизации страны у меня нет. Получается, что волноваться по поводу культуры и языка могут только высокоинтеллигентные жители Запада, удел же Юго-Востока - рыться в шахтах и загорать в цехах, не отягощая себя мелочами вроде этнической самоидентификации.

Ну, в самом деле - если бы переживаний по поводу родной культуры не было как у русскоязычного населения Юго-Востока, так и украиноязычного населения Запада и Центра, то в стране сохранялся бы сложившийся по умолчанию статус-кво. То есть русский использовался бы наравне с украинским в образовании, медиа-пространстве, суде, бюрократических процедурах, властных структурах. Мы по-прежнему могли бы выбирать русскоязычные или украиноязычные телепрограммы и каналы на свой вкус, смотреть кино на родном языке, учиться в вузах с тем или иным языком преподавания. Однако ничего этого нет. Все как раз наоборот - украинизаторы резко увеличили давление на граждан. Одно из наиболее ярких решений власти - непременный перевод на мову всех без исключения фильмов и отказ от выдачи прокатных удостоверений тем кинолентам, которые не озвучены на украинский - не осталось единственным.

Практически сразу после северодонецкого съезда, на котором вопросы языка, этнической самоидентификации, права на защиту национальных интересов обсуждались депутатами из всех регионов Украины, власть скрутила русскоязычным очередной кукиш. (Кстати, работая среди полутора сотен своих коллег на съезде, с удивлением замечала, что 99% из них между собой общаются по-русски. Забавный штрих). Так вот, теперь Нацрада по телевидению и радиовещанию требует исключить из перечня каналов, транслируемых кабельными сетями, все русскоязычные. Или переведенные на русский - например, BBC или Discovery. То есть даже за собственные деньги приобрести то, что хочется, абонент кабельных сетей не сможет.

Попутно с этим наша уникальная, болезненно националистическая Нацрада требует в русскоязычных регионах 100% украиноязычного вещания на областных государственных телеканалах. Представьте - стопроцентного! Даже наиболее свидомитский из свидомитских каналов, 5-й, имеет два русскоязычных новостных выпуска и пару передач на русском. В знак особого доверия, уверенности в том, что свинцовая националистическая упертость тамошних журналистов позволит им выстоять перед искушением, что ли? Приблизительно как раньше, в советские времена, когда Фрейда разрешали читать только самым проверенным, самым сознательным товарищам, уверенным, что в СССР секса нет.

Вот теперь - собственно о внутренней эмиграции. Наш высокотехнологичный век позволяет гражданину максимально отгородиться от государства с его дикими требованиями в информационной сфере. Если позволяют средства, можно поставить спутниковую антенну, подключиться к интернету, покупать DVD и таким образом удовлетворять свои культурные потребности на родном языке. Платя при этом налоги в госбдюжет, из которого всячески поддерживается национальный продукт исключительно на мове. То есть можно исхитриться и почесать-таки левой ногой правое ухо, крутя дули в кармане. Правда, нет никакой гарантии, что наши уникальные в своей изошренности свидомиты, которые упорно рушат своими топорными действиями этнический мир в стране, не придумают какую-нибудь хитрую отвертку и на интернет, и на спутниковые тарелки...

Во всем этом меня страшно озадачивает не уровень технологии, не припадки свидомитов, которые действуют вполне последовательно в русле собственных парадигм. Меня удивляет готовность моих русскоязычных соотечественников уйти во внутреннюю эмиграцию в собственной стране, за независимость которой они голосовали 17 лет назад, которую они любят, как минимум, не меньше, чем их украиноязычные собратья, на благо которой трудятся, платят налоги - как минимум, не меньшие, чем иные прочие.

Возможно, стремление пользоваться родным русским языком, смотреть на нем фильмы и учить детей, получать информацию и писать заявления в государственные органы - действительно не волнуют граждан, вполне ассимилировавшихся под напором власти и профессиональных националистов? Граждан, чья культурная и духовная лень, принципиальная непассионарность не побуждает и выбранных ими депутатов к более серьезным действиям? Но ведь сказано - по вере вашей, по делам вашим и воздастся вам...