Юбилей И. Франко как зеркало украинской действительности
05.09.2006 14:52
…социал-демократов это имя всегда было одним из первых в ряду имен, стоявших у истоков современной украинской социал-демократии. Именно по инициативе СДПУ(О) еще в ноябре 2001-го года Президент Украины Л. Кучма подписал Указ, которым был создан оргкомитет по празднованию юбилея великого украинского демократа, гуманиста, поэта и драматурга. И я горжусь тем, что мне довелось более двух лет возглавлять этот оргкомитет. Мы серьезно готовились отметить эту знаменательную дату. Но…

Сегодня, когда юбилей поэта остался позади, а с ним и мероприятия, проведенные во Львове, родине юбиляра, как это сегодня принято, с громкой помпой и участием Президента Украины, меня не покидает чувство, что власть просто формально использовала дату и провела акцию на манер известных восхождений на Говерлу. А остальная часть Украины, за исключением просмотра цикла телероликов, просто осталась в стороне. Как осталось и остается в стороне для большинства украинцев и то великое наследие, которое оставил нам Иван Франко. Речь идет не только о его литературном наследии, а в том числе о его публицистике, его взглядах на государственное устройство, где он раскрывается как демократ и сторонник социальной справедливости в самом современном понимании этого.

Не секрет, что в Украине наступила эпоха не только переиздания школьных учебников истории, но и очередного переписывания самой истории. При этом не стесняются конъюнктурно подгонять под существующий политический заказ и реальные исторические личности. И я не знаю, насколько близко уже подошли некоторые «историки» от политики к тому, чтобы, к примеру, окончательно оправдать СС Ваффен, а миллионы погибших в борьбе с фашизмом объявить оккупантами. Думаю, что и Президент Украины уже начинает понимать, куда может завести нас подобный «патриотизм». По крайней мере, я надеюсь, что именно понимание этого заставило его через полтора года после прихода к власти заговорить о национальном единстве.

Для идеологов же украинского национализма личность Ивана Франко всегда была далеко не однозначной. С одной стороны, его истинно украинское литературное наследие, то, что он фактически является одним из основоположников национальной драматургии, просто вынуждает их считаться с тем, что именно И. Франко для всего мира стал олицетворением настоящего украинца. Но с другой стороны, его абсолютное непринятие национализма в любой форме, его мировоззрение как истинного социал-демократа, который верил и в демократию, и в социальную справедливость, делают невозможными никакие попытки поднять Ивана Франко на знамя украинского национализма. Притом, что юбиляр жил в тогдашней Австро-Венгрии, то, что первая из украинских политических партий одним из основателей которой он являлся, называлась Русско-украинской радикальной партией, делает его чужаком в череде героев, кому поклоняется нынешняя наша, так называемая, национал-демократия. Раздувая сегодня не только антироссийский психоз, но и зачастую отказывая в праве считаться украинцем тому, кто думает или, хуже того, говорит не так, как нынешние наши национал-патриоты, они никогда не смогут понять, что можно как Иван Франко беззаветно любить Украину и при этом не быть националистом. Не это ли причина столь скромного, если отбросить чисто пропагандистский момент визита Президента во Львов, празднования столь знаменательной даты, Указ о чествовании юбилея И. Франко вышел в уже теперь далеком 2001-м году, но изменялся нынешним Президентом трижды только в 2005-м году в части смены руководства и состава Оргкомитета празднования 150-летнего юбилея Великого украинца.

СДПУ(О) еще в 2000-м году решением Политбюро взяла шефство над наследием Великого Каменяра. К сожалению, формат этой статьи не позволяет мне перечислить весь объем той работы, которая была проделана объединенными социал-демократами для сохранения памяти о нем. А это начиная от установления памятника на заброшенной могиле его сына, Андрея, на Лычаковском кладбище и уход за могилами его родителей, выделения средств на ремонт и реконструкцию музея-усадьбы в с. Нагуевичи и помощь в ремонте музея И. Франко во Львове и заканчивая поиском и передачей его музеям уникальных экспонатов и раритетных литературных изданий великого земляка и его современников. А во что можно оценить помощь львовских социал-демократов в организации и проведении тематических выставок, многочисленных экскурсий для школьников, учителей и военнослужащих в его музей-усадьбу, оказание помощи в издании «Научного вестника музея Ивана Франко в Львове», создания Комнаты И. Франко в львовской школе № 40, финансовую поддержку постановки пьесы И. Франко на малой сцене Львовской оперы и организации ее гастролей. Предметом особого нашего внимания стало оказание помощи и поддержка шести праправнукам Ивана Франко, родители которых сегодня фактически не имеют постоянной работы. А это и выделение ежегодной помощи на каждого из них, помощь в ремонте жилья и оплате коммунальных услуг, оздоровление на море и многое другое. Мы считаем, что для нас все это дело чести и дань уважения человеку, имя которого является предметом гордости украинцев.

Конечно, Трипольская культура имеет большое значение не только в европейской, но и в мировой истории, но при этом никогда нельзя забывать о людях, благодаря которым и на творчестве которых держится современная культура страны, ее народа. Если, конечно, этот народ тоже что-то хочет оставить своим потомкам помимо свалок, могильников и обрывков предвыборных обещаний.

В день празднования юбилея Великого Каменяра, когда делегация СДПУ(О) в числе других возлагала корзины цветов к его памятнику из рядом стоящей толпы в ее адрес полетели оскорбления, а впоследствии кто-то убрал ленточки на корзинах от имени СДПУ(О). Казалось бы, в свете политических противостояний последних лет факт довольно заурядный, особенно с учетом того, сколько было в последние годы случаев хулиганских выходок, в том числе против офиса партии во Львове, городе, который сегодня по праву претендует на звание духовной столицы Украины. Но, взглянув на этот случай в свете последних призывов к политической консолидации страны и национальному примирению, невольно задумаешься, почему Львов одновременно претендует и на звание столицы украинского национализма? Хотелось бы спросить этих «патриотов», а где вы были все эти годы, когда наследие нашего земляка требовало реального участия? И если это и есть образчик платформы, на которой будет единение Украины, то мы на такое единение не согласны.

Я понимаю состояние в тот момент руководителя делегации СДПУ(О), коренного львовянина, лидера львовских объединенных социал-демократов Игоря Шурмы, который не просто много лет делал все для сохранения наследия И. Франко, но и как народный депутат выбивал немалые средства для ремонта той же улицы им. Франко во Львове, для строительства школы в родном селе своего великого земляка, много лет добивался придания национального статуса заповеднику «Нагуевичи» и музею Франко во Львове. Объединенные социал-демократы Украины никогда никому не отказывали в праве иметь свои убеждения, принципы и идеологию, но о каком национальном примирении может идти речь, когда политическая и национальная нетерпимость продолжают оставаться культом и не получают должного отпора со стороны государства. Там, где отсутствует диалог, правят конфронтация и шовинизм - то, чему так чужд был великий сын Галичины Иван Франко.

Думаю, не случайно сразу после празднования юбилея Ивана Франко в одном из изданий, известном своим неприятием украинской социал-демократии и претендующем на «западный демократизм» исключительно благодаря существованию на западные гранты, появилась статья, где автор бесцеремонно вырвав из контекста некоторые слова Франко о социал-демократии, делает вывод о том, что он на самом деле был ярым противником социал-демократов. Безусловно, Иван Франко в разные периоды жизни делал противоречивые высказывания и допускал критику в адрес тех или иных конкретных политиков и их взглядов, кстати, как тот же Карл Маркс, что не мешает ему быть, в том числе, основоположником социал-демократической идеологии и что признается всеми социал-демократами мира. Но важно, чего не может или не хочет признать автор публикации, то что И. Франко жил в эпоху именно зарождения этой идеологии, и с тех пор социал-демократия прошла значительную трансформацию, поэтому исторические параллели здесь как минимум не корректны. Это как сравнивать арифмометр и современный компьютер.

Сегодня мы отдаем дань Великому Каменяру не только за то, что он стоял у самых истоков социал-демократической идеологии в Украине, но и за то, что он во многом опередил свое время, проповедуя идеи демократии, гуманизма и социальной справедливости. И я уверен, будь он жив сегодня, ему было бы что ответить не только некоторым исследователям его политического наследия, но многим нынешним демократам и претендентам на звание спасителя нации.

Впрочем, он уже давно всем ответил - своим творчеством.

Виктор Медведчук, Председатель Социал-демократической партии Украины (объединенной)


"Киевские ведомости"