Хроники Дарфура
27.03.2008 11:25
...должны подменять трезвый анализ. Во-первых, следует принимать во внимание функции, которая украинская сторона берет на себя, принимая участие в мероприятиях под эгидой Организации Объединенных Наций. Во-вторых, кто является субъектом взаимодействия с международными организациями — государство Украина или частные компании. И, наконец, в-третьих, следует учесть собственно гуманистический аспект: рубанув с плеча, мы не столько защитим наших сограждан, сколько обречем на смерть тысячи людей по всему миру, ждущих помощи в зонах конфликтов и гуманитарных катастроф. Поэтому более взвешенным подходом представляется анализ накопившегося опыта участия в операциях подобного рода. В нем найдется немало таких эпизодов, когда решение вопросов сотрудничества и безопасности оказывалось на должном уровне. Именно в этой связи наш рассказ об участии украинцев в миротворческой миссии ООН и стран Африканского Союза в Судане, в провинции Дарфур.

Конфликт между африканским оседлым населением и арабоязычными кочевниками в Дарфуре имеет исторические корни, однако нынешняя вспышка насилия произошла в феврале 2003 г., когда против правительства Судана выступили две военизированные группировки, состоящие из представителей африканских этнических групп фур, масалитов и загава: Движение освобождения Судана (Sudan Liberation Movement - SLM) и Движение справедливости и равенства (Justice and Equality Movement - JEM). Обе организации выступали за вывод региона из экономической и политической изоляции, а также добивались получения части доходов от разработки нефтяных месторождений, не так давно обнаруженных на юге Судана.

Для борьбы с повстанцами правительство Судана задействовало организованное из местных арабоязычных кочевников ополчение «Джанджавид». При этом можно было предположить, что конечной целью правительства Судана было выдавливание с нефтеносных территорий непокорных африканских племен. С этой целью уничтожались посевы, запасы продуктов, скот, отравлялись источники воды. Беженцев сгоняли в специальные лагеря, где они испытывали серьезные трудности, в частности, в связи с недостатком воды и пищи. ООН оценила количество лиц, принудительно перемещенных в результате конфликта, более чем в два миллиона человек, а число жертв — в 180 000 человек. Однако и эта цифра не является точной, поскольку не учтены данные о смертности в некоторых лагерях, расположенных в труднодоступных районах Дарфура. По мнению экспертов, более близка к реальности цифра в 300 000 погибших, недавно озвученная британской парламентской комиссией.

Принимая во внимание масштабы гуманитарной катастрофы и действуя на основании главы VII Устава Организации Объединенных Наций, Совет Безопасности в своей резолюции 1769 от 31 июля 2007 года постановил развернуть миротворческую миссию ООН на территории Дарфура и определить ее статус как совместной миссии сил ООН и стран Африканского Союза. Отсюда и название миссии: ЮНАМИД (UNAMID - United Nations African Mission in Darfur). «ЮНАМИД уполномочена принимать все необходимые меры в районах развертывания своих сил и так, как она считает это уместным с учетом своих возможностей, с целью содействия скорейшему и эффективному осуществлению Мирного соглашения по Дарфуру, предотвращения срыва процесса его осуществления и вооруженных нападений и, без ущерба для ответственности правительства Судана, обеспечения защиты гражданского населения», говорится о цели миротворческой миссии в резолюции СБ ООН № 1769. Для выполнения же заявленных задач были востребованы воздушные суда компании «Украинские вертолеты».

Для справки:
Украинская авиакомпания ЗАО «Украинские вертолеты» создана в 2002 году. Авиапарк компании составляют 16 арендованных вертолетов еще советского производства, прошедших капитально-восстановительный ремонт и модернизацию. Авиакомпания известна на международном рынке вертолетных услуг как компания, ориентированная на предоставление услуг международным гуманитарным организациям, ликвидацию последствий гуманитарных и природных катастроф в различных регионах мира. Последние три года вертолеты компании были заняты на постоянной основе в программах пожаротушения в Португалии и Турции, ликвидировали последствия землетрясения в Пакистане, спасали людей во время наводнений в Кении, Эфиопии, Сомали, Мозамбике, на о. Мадагаскар. С 2007 года компания принимает участие в различных миротворческих операциях ООН. Компания является официальным перевозчиком Международного Красного Креста, Продовольственной и Сельскохозяйственной Организации ООН, Всемирной Продовольственной Программы ООН, а также Департамента Миротворческих Операций ООН. Вертолеты авиакомпании в 2007 году принимали также активное участие в ликвидации страшных лесных пожаров у нас в стране (на Херсонщине и в районе Алупки в Крыму).

«Украинские вертолеты» получили уведомление от Департамента Миротворческих операций ООН о том, что компании предлагается предоставить 5 вертолетов Ми8-МТВ для оказания гуманитарной помощи в рамках миссии миссии ООН в Дарфуре в сентябре 2007 года. При этом выдвигались очень жесткие требования по срокам начала работ и оснащения вертолетов ультрасовременным навигационным оборудованием. Специалисты знают, что любой летной деятельности предшествует напряженный подготовительный период, когда в подготовке воздушных судов и летно-технического состава заняты все службы авиакомпании. Необходимо учесть все мелочи, начиная от оснащения воздушных судов применительно к условиям региона выполнения работ и заканчивая тыловыми вопросами по размещению людей, их питанию, медобслуживанию и организации вопросов безопасности в месте базирования. Поэтому сразу же по получению уведомления ООН, еще в середине ноября 2007 года, в столицу Судана - Хартум отправился представитель «Украинских вертолетов».

Подготовка к вылету в Дарфур осложнялась еще и тем, что после окончания проекта пожаротушения вертолеты находились в Турции. Однако благодаря конструктивному сотрудничеству авиакомпании и турецких властей все формальности были решены в сжатые сроки, и 8 января вертолеты покинули аэродром города Измир на берегу Эгейского моря. Трех дней хватило, чтобы достичь города африканского города Асуан на юге Египта. Затем последовал последний бросок на юг, и 12 января 2008 года вертолеты сели в столице Судана.

По прибытию состоялась встреча с суданскими авиационными властями и инспекторами по безопасности полетов ООН. Требования к воздушным судам, документации, летно-техническому персоналу были настолько высоки, что представителям «Украинских вертолетов» поначалу показалось, что их авиакомпания опять проходит сертификационную проверку на право быть эксплуатантом воздушных судов. Детальнейшей проверке подверглись вертолеты, техническая документация. На следующий день весь летный состав был вызван на собеседование к заместителю директора Департамента гражданской авиации Судана. Но наши летчики, извините за невольный каламбур, и на земле оказались на высоте. Проверка на английском языке профессиональной подготовки была пройдена блестяще, и украинские пилоты все как один были допущены к работе.

Затем воздушные суда подверглись тщательной технической проверке инспекторами ООН. Внешний вид, техническое состояние вертолетов было признано полностью соответствующими требованиям ООН, и теперь дело было за индивидуальным собеседованием. На вопросы наши пилоты отвечали уверенно, четко, не давая ни малейшего повода инспекторам по безопасности полетов ЮНАМИД усомниться в профессиональной подготовке летного состава компании. Да это и неудивительно: практически весь летно-технический состав компании «Украинские вертолеты» имеет бесценный многолетний опыт работы в различных странах мира. И вот все инспекции позади, и пять вертолетов перелетели к месту постоянного базирования - г. Ньяла в центральной части провинции Дарфур. В первых числах февраля вертолеты уже приступили к работе.

В Ньяле украинских пилотов ждали как спасителей. С прибытием вертолетов в город потянулись различные международные гуманитарные организации из других регионов Судана. Заметно оживилась, а главное, качественно улучшилась работа персонала ООН в регионе. С первого дня все пять машин ежедневно находятся в небе, и, по словам старшего офицера по воздушным операциям в Ньяле, если бы Украина направила еще пять-десять в Дарфур, то и им бы нашлась работа. Украинские вертолеты ждут везде: в отдаленных лагерях военных наблюдателей международного контингента ООН, в полевых госпиталях, организованных иностранными врачами в заброшенных деревнях. Наших летчиков просят доставить больных из отдаленных районов или привезти представителей противоборствующих сторон на переговоры.

Работы много, и украинские пилоты понимают, что в Дарфуре они надолго. К тому же бросить в беде людей, нуждающихся в защите, не в правилах украинских авиаторов, откликнувшихся на зов о помощи.