Очарование чернухи
22.09.2006 14:14
И эти происшествия описываются со всеми леденящими кровь подробностями. Зачем нам, читателям, это? А ведь то, что нужно это в первую очередь нам, сомнений не вызывает – редакции ориентируются на наши интересы. Кто платит – тот и заказывает музыку…

Почему так привлекательно уродство, отклонение от нормы как в физическом, так и в моральном, психологическом плане? Неужели потому, что подобное притягивается подобным? Нет, мы, если и не «клеймим позором» преступников, то уж точно их не одобряем. А может быть, как утверждают психологи, нам не нравится в других то, что мы подавляем в себе? Тоже как-то сомнительно. Читает-то такие статьи большинство. И почему-то не хочется верить, что большинство народа подсознательно мечтает совершить что-то ужасное и кровавое, но это желание подавляет. Кажется, это было бы слишком…

Скорее всего, дело в другом. Есть три основные ветви притягательности этих материалов. Первая, весьма распространенная. Она поддерживается личностями мнительными и беспокойными. «Жизнь полна опасностей, и каждую минуту с кем-то что-то случается. И слава богу, что не со мной!» Люди с таким мировоззрением читают криминальную хронику, испытывая поочередно две эмоции – страх, напряжение (ужас, что творится!) и расслабление, как вздох облегчения, сопровождаемое легкой радостью – таки не со мной!

Вторая ветвь притягательности поддерживается большинством. Это желание попереживать. Жизнь наша на переживания не слишком-то богата. Течет ровно, изо дня в день, повторяясь и повторяясь. А природа человеческая требует если уж не максимальных действий, то хотя бы максимальных ощущений. Чтобы поддерживать организм в тонусе. Чтобы оставаться восприимчивым к новому, а значит – продолжать жить. Нам просто необходима жизненная насыщенность! И если она не получается естественным путем, то мы с удовольствием устроим ее себе искусственно. В чем средства массовой информации и телевидение нам оказывают всяческую поддержку.

Вы только представьте мучение жертвы, конвульсии на окровавленном асфальте крошечного тельца выброшенного из окна ребенка… Или как кровь толчками выходит из перерезанного горла, смешиваясь с пылью немытого пола…

Противно? До тошноты и замирания сердца? Еще бы! У нас богатая фантазия, что только усиливает реакцию организма. Услышали, прочитали, а потом еще и обсудили с кем-то ужасы криминальной хроники, все эти подробности нелепых насильственных смертей – и почувствовали себя более живыми. Чем мы не вампиры? Такие себе невинные вампирчики, которым вместо глотка крови достаточно описаний, как она льется из кого-то. И вообще – мы страшилки с детства любим…

И третий аспект притягательности. Приверженцы его малочисленны по сравнению с первыми двумя, но и их количество измеряется десятками тысяч. Они смотрят на жизнь философски. По типу: попал в ситуацию – сам виноват. Если цитировать классика, «никому ничего просто так на голову не падает». И в колонках о криминале они ищут, в первую очередь, подтверждение собственной правоты. Типа, нормальные люди в темноте не ходят, а дома сидят. Или – нечего было связываться с… дальше идет перечень. И даже совсем малолетние жертвы у них вызывают не сочувствие, а уверенность, что это воздаяние за грехи. В прошлой жизни. Или за грехи родителей. Карма, одним словом. То есть как аукнется, так и откликнется. Веди себя хорошо – и все будет лучше некуда.

Конечно, существуют и такие люди, которые совершенно не интересуются криминальным настоящим нашей родины. Погруженные в свои максимальные действия, они получают ощущения от совсем иных стимулов. Ну и пусть их. А мы же, по старинке, будем продолжать сурово хмурить брови, читая об очередных преступлениях. И охая-ахая над статьей, выискивать в ней животрепещущие подробности.

Вот это – по-нашему, по-дурацки…