Газовое чудо от Януковича
29.09.2006 10:50
Примечательная деталь - поехал не Ющенко, как того требовал ранг встречи, а Янукович. Очевидно, понимая, что от его участия на переговорах толку, как с козла молока, Виктор Андреевич послал Виктора Федоровича.

В определенном смысле Янукович - удобный лоббист разнокалиберных преференций в России, ведь его Россия поддерживала на президентских выборах. Получится выпросить чего-нибудь – хорошо, нет – Гарант не виноват. Будет повод уязвить своего коллегу-«коалициянта» за нерасторопность.

После сочинских переговоров Михаил Фрадков и Виктор Янукович выходили к журналистам поведать об итогах старта «газового сезона». Однако решительно ничего конкретного не сказали. Янукович излучал дежурную улыбку, его визави как всегда был несколько ироничен.

Украинский премьер, судя по всему, серьезно готовился к старту новых газовых дебатов. Он привез с собой большую команду с гроссбухами под мышками. Тем не менее, итоговое заявление Виктора Януковича было туманным. То и услышали журналисты, что Украина будет покупать газ у России по рыночным ценам, а формирование оных станет «абсолютно прозрачным», их рост приведут в соответствие «с развитием экономических отношений между двумя странами». «Мы приблизительно определили ценовые параметры до конца этого года и на будущий год», – наводил тень на плетень наш первый министр.

Посол России в Украине Виктор Степанович Черномырдин допустил (ой, неслучайно!) утечку информации о рыночных «абсолютно прозрачных» ценах, предложенных Януковичем. Из его слов следовало, что глава украинского Кабмина заявил, что его страна готова покупать российский газ по цене 110 долларов за тысячу кубометров. Но «шайбу», вброшенную в российскую зону, по этикету «фэр-плей» вернули украинцам. Все-таки $110 и $230 (цена, по которой Газпром толкает газ «РосУкрЭнерго») далековато отстоят друг от друга, чтобы признать предложения украинцев адекватными ситуации.

Конфиденциальные источники доносили, что ценовая вилка, назначенная федералами, находится в пределах $150-230, и она была доведена до сведения украинцев.

Важно отметить и такую деталь. Януковича допустили к Путину, хотя это выходит за рамки протокола, который жестко блюдут кремлевские службы, не допуская умаления статуса «самодержца».

Если встреча состоялась, значит от Януковича ждут существенных уступок. Понимая это, Виктор Федорович поспешил успокоить украинскую общественность, заявив, что «народное достояние» – газотранспортная система – останется под юрисдикцией Украины, по крайней мере, пока он остается премьером. Так ли это будет, посмотрим. Говорить можно все, что угодно.

Однако стартовые позиции к новым переговорам у Украины гораздо хуже, чем были в 2005 году. Пактом Ивченко - Миллер Газпрому таки удалось отделить «мух от котлет» – развести в разные стороны вопросы транзита газа в ЕС и поставки газа в Украину. Причем русские получили на пять лет «зеленую улицу» с льготным тарифом – $1,6 за транспортировку 1 тыс. куб. м газа на 100 км. Транзитом уже не пошантажируешь.

Цена в $230 украинской стороной признана рыночной. Более того, стороны согласились, что стоимость углеводорода будет «корректироваться автоматически, чаще одного раза в год».

И это не все. Продавать газ украинским потребителям стал не только «Нафтогаз», а специально созданное СП «Укргазэнерго» (дочка «РосУкрЭнерго»), в котором у Газпрома блокирующий пакет – 25%.

Друг не разлей вода Туркменбаши стоит, как вкопанный, на цене в $100, чтоб ему повылазило. Да и свободного газа у него в 2007 году не будет, все газпромовцы подчистую выметут договором от 2003 года. А ежели что и наскребут по сусекам для украинской демократии, то как товар доставить через Узбекистан по трубопроводу Средняя Азия - Центр, когда его россияне арендовали на обозримое будущее для собственных нужд. И отношения Ниязова с Каримовым, как у кошки с собакой. Съездил Плачков в конце июля в Туркмению, ему все там доходчиво растолковали, с тем и отбыл министр «до дому, до хаты».

Тяжко жить в мире без средств. "Не имей сто друзей, а имей сто рублей" – гласит капиталистическая мудрость. А вашингтонские друзья Гаранта, кроме пустословия моральной поддержки, ничем помочь не могут и не хотят.

"Нафтогаз" по сути стал компанией-банкротом. К концу 2005 года НАК «Нафтогаз» стал на 98% зависить от долгосрочных финансовых обязательств. «Из-за дефицита собственных оборотных средств НАК не может выполнять обязательств без внешних заимствований… (из докладной записки шефа СБУ)».

В конце июня НАК обратилась с челобитной к Кабинету министров о предоставлении миллиардного кредита для погашения долга за поставленный компанией «РосУкрЭнерго» газ и с целью закупки дополнительных объемов газа для закачки в подземные хранилища, в рамках подготовки к будущей зиме. Но бдительный Пинзеник скрутил нафтогазовикам державный кукиш. С этого года и западные кредиторы стали отказывать компании в средствах.

Эксклюзивный поставщик природного газа в Украину «РосУкрЭнерго» жестко потребовало от «Нафтогаза Украины» до 15 августа погасить просроченную задолженность за поставленный еще в первом квартале 2006 года газ в размере $371,789 млн. В противном случае трейдер грозился потащить вечного должника в стокгольмский арбитражный суд. Попытка срочно взять кредит на Западе в начале августа закончилась фиаско.

С некоторых пор Газпром нащупал еще одно стратегическое направление. Можно прилично стричь купоны не только с добычи газа, но и не меньше прирабатывать в процессе транспортировки газа и, что очень важно, его распределения конечным потребителям. Газпром активно внедряется в газораспределительные сети большинства европейских стран. Планируемая на 2006 год прибыль от экспорта углеводорода в $33 млрд. не устраивает Газпром. Он желает изрядно повысить окупаемость своих активов, явно не соответствующих статусу третьей по величине компании мира. В планах Газпрома и дальнейшее наращивание своего присутствия в Европе. К 2010 году газовый гигант (вместе с другими русскими компаниями) намерен увеличить собственную добычу до 740 млрд. куб. м и поставки своего относительно дешевого метана в Европу с нынешних 145 млрд. куб. м до 190. Почти половина «голубого топлива», обогревающего тело старушки Европы, будет иметь клеймо «мэйд ин Раша».

Газпром через 5-10 лет станет главным игроком на европейском газовом рынке. Этому способствует и ряд объективных обстоятельств. Во-первых, истощение газовых залежей Норвегии – главного конкурента Газпрома, во-вторых, сами европейцы воспылают желанием потреблять русский газ, т.к. на горизонте маячит перспектива того, что от чрезмерных капризов некоторых держав Россия перенаправит существенную часть своего конкурентоспособного товара в бурноразвивающиеся экономики Индии и Китая. И Япония не прочь будет приобретать сибирский газ (а где ей еще брать относительно недорогое топливо). Собственно практическими действиями Россия уже дала понять, что на Европе свет клином не сошелся.

В складывающихся обстоятельствах козырь Украины – 80% экспортируемого в Европу российского газа идет через ее территорию – может оказаться вне игры. К тому же предрешенная судьба балтийской трубы и наличие второго белорусского маршрута этот процент может существенно понизить.

Никуда не деться, а Газпрому придется помаленьку уступать. Еще и Европа не позволит нам крепко цепляться за свои интересы, ей своя рубаха ближе к телу. Можно прогнозировать, с большой долей уверенности, что в октябрьских протоколах цена на газ на 2007 год будет зафиксирована в пределах $135-150, услуги за транзит, возможно, слегка подрастут, но не настолько, чтобы компенсировать потери от увеличения стоимости метана. Украина позволит Газпрому через свои «дочки» и аффилированные компании увеличить присутствие в распределительных сетях с нынешних 25% до 50%. Пожалуй, и 40% акций ГАТС вполне могут отойти газовому монополисту.

Однако и новые цены для нас станут тяжелой ношей. При русской отпускной цене $135 (дай Бог здоровья пану Януковичу ее отстоять) с учетом нафтогазовской маржи и прочих мелочей вроде тарифов на транспортировку от границы Украины до заводских заслонок, топливо нашему промышленному потребителю станется не менее $ 150 за 1 тыс. куб. м. Следует напомнить такую «шкалу ценностей» для нашей экономики. При цене выше $120 – неумолимое угасание черной металлургии. $130 – предел, за которым смерть цветной и специальной металлургии (производство металлопроката из инструментальных, нержавеющих, жаропрочных, сталей), $150 – мгновенная смерть Химпрома. Уже при нынешних $112 химкомбинаты, выпускающие аммиак и карбомид, несут убытки до $20 на одной тонне. О «пересичных» украинцах умолчу. Лес рубят – щепки летят.

Пока же неутомимая челночная дипломатия министра ТЭК Бойко не приносит приемлемых результатов. Тяжкое ему досталось наследие от «государственного менеджмента» оранжевой братии.