Уйти «по-нашеукраински»
10.10.2006 00:55
…засобиралась в оппозицию. То, что переговоры закончатся именно этим результатом, понимали многие и давно – и уже просто ждали, когда же «любі друзі» перестанут ломать комедию.

"Но ты ушла в своем оранжевом плаще,
Ну ты даёшь ваще, ну ты даешь ваще!!!
Блин..."


Уматурман - специально для "Нашей Украины"


Позиция для оппозиции

Два месяца «Наша Украина» морочила голову Партии регионов, выдвигая ей заранее неприемлемые условия. И это притом, что в роли просителя вообще-то была «Наша Украина», а не «антикризисная» коалиция. В такой ситуации обычно либо уходят в оппозицию сразу, с гордо поднятой головой – как это сделала БЮТ, или же, если так хочется подержаться за штурвал, идут на уступки победителю.

Но «Наша Украина» еще раз доказала свою необычность. Ее почетный лидер Виктор Ющенко (по совместительству Президент Украины) зачем-то навязал «антикризисной коалиции» свой 5-й Универсал, вписав этим новую страницу в историю мировой демократии. Ибо еще нигде, наверное, проигравшая сторона демократического процесса формирования власти не пыталась столь беспардонно и помпезно навязать победившей стороне свою политическую программу. Вы только представьте, что, к примеру, республиканцы во главе с президентом Бушем попытаются навязать демократам свою партийную программу! Или что германская ХДС будет заставлять «зеленых» отказаться от их экологической программы!

То, что в США или Европе вызвало бы скандал, в Украине воспринимается как должное и даже никого не удивляет. Поэтому и Президент, и «Наша Украина», не моргнув глазом, стали требовать от Партии регионов отказаться от планов придания русскому языку официального статуса, присоединиться к курсу ускоренного вступления в НАТО – словом, перестать быть Партией регионов, превратившись в дубликат НУ.

Правда, ПР, КПУ и СПУ тоже вышли из ситуации оригинально – сначала подписали Универсал, а потом забили на него большой шахтерский… Словом, прореагировали адекватно.

Амбиции «друзів» Президента гипертрофировались до такой степени, что они начали указывать, кто должен быть в «широкой коалиции», а с кем они не желают сидеть рядом – и начали требовать изгнания КПУ. Дескать, с коммунистами у них полная идеологическая и историческая несовместимость. А затем и вовсе начали себе требовать эксклюзивное право вето на решения, которые будет принимать будущая «широкая коалиция».

Что тут сказать? Неужели «Наша Украина» не отдавала себе отчет, что она уже не единственная партия власти, какой она была с середины 2005 по середину 2006 года? В парламенте НУ оказалась в меньшинстве, но продолжает считать, что в этой стране начальник только она одна, навеки, а все эти «антикризисные коалиции» несерьезно и временно. Подобные случаи «синдрома начальника» известны – порою снятые с должности люди еще какое-то время не верят в то, что они простые смертные, и продолжают по инерции пытаться руководить. Вот и Виктор Ющенко все еще никак не привыкнет к тому, что он уже не всевластный государь, а потерявший многие свои полномочия простой «гарант».

Возможно, «Наша Украина» таким образом не слишком умело торговалась за портфели – однако с каждым днем переговоров торгом назвать это было все сложнее. Потому что «любі друзі», вопреки всем законам логики, сделали все, чтобы сделка не состоялась. Поэтому поневоле приходим к выводу, что они от души прикалывались, заранее зная, что никакой «широкой коалиции» не будет. И просто затягивали время, «навязывая ненужную дискуссию», как говаривал один известный советский генералиссимус.

Но даже по-людски уйти в оппозицию «Наша Украина» не смогла. В мире существует немало способов покинуть помещение: по-английски, по-русски, даже по-цыгански. Теперь появился еще один - «по-нашеукраински».

Если помните, первой реакцией «Нашей Украины» на создание «антикризисной коалиции» было робкое намерение уйти в оппозицию. Потом передумали – решили-таки остаться у власти. Потом оказалось, что НУ еще не определилась, где ей быть. Затем определилась кусками: пока одна ее часть обговаривала условия создания «широкой коалиции», другая категорически заявляла, что их не приемлет и собирается уйти.

Наконец теперь, после заявления Р. Безсмертного, когда «Наша Украина» вроде бы уходит в оппозицию целиком, ее представители упрямо отказываются покидать Кабмин, цепко хватаясь руками за дверные косяки. По их словам, раз их назначил Президент, то и решение об их уходе должен принимать лично Виктор Андреевич. Хотя по логике новым правилам игры этот довод пригоден лишь для министров из квоты «гаранта»: руководителя МИД Бориса Тарасюка, МОУ Анатолия Гриценко и МВД Юрия Луценко. Последний, кстати, пока беспартийный.

А сам В. Ющенко вообще не может сказать определенно, куда именно идет его партия: в кабинеты, в оппозицию или по пути, указанным в свое время депутатом Волковым.

Ни рыба, ни мясо

Заявление Р. Безсмертного отнюдь не вызвало аплодисментов со стороны БЮТ. Напротив, было воспринято с изрядным скептицизмом и даже остротами. Но было бы ошибкой считать, что Юлия Владимировна сотоварищи боятся конкуренции на оппозиционном поле. Да и кого? Рейтинги Ивченко, Зварыча и Ко в десятки раз меньше рейтинга Тимошенко и никогда не вырастут за ее счет. Не говоря уже о таких «нашеукраинцах» с практически нулевой популярностью, как Роман Безсмертный.

«Наша Украина» создавалась как конгломерат маргинальных партий и разнокалиберных личностей, объединенных фигурой весьма популярного тогда Виктора Ющенко – с целью коллективного прохождения во власть на его горбу. Получился симбиоз из политического паровоза «Виктор Ющенко» и едущих на его тяге «любих друзів». Причем едущих каждый в своем вагоне – ведь превратить «Нашу Украину» в монолитную партию так и не удалось.

При этом в вагонах постоянно наблюдается грызня за должность начальника поезда, и что еще важнее – машинистов, которые управляют паровозом. А последний смиренно тянет состав из последних сил. Его рейтинг и полномочия в 2006 году резко пошли на убыль. Президент уже физически не может трудоустроить многих своих соратников, а уж о популярности партии и речи нет.

Полная зависимость от Ющенко – большой минус «Нашей Украины». И хуже всего то, что «любі друзі» настолько привыкли к зависимости рейтинга НУ от Виктора Андреевича, что давно перестали заботиться о его росте сами. И даже, напротив, своими действиями постоянно снижают его.

Положа руку на сердце, заметим – Президенту давно бы следовало отцепить от себя «Нашу Украину», которая стала бесполезной обузой и, при необходимости, создать новую партию из новых кадров. Однако эта идея, несмотря на обилие слухов и намеков, пока так и осталась нереализованной.

Точно так же шумная орава в лице «Нашей Украины», которая провалит любое дело, совершенно не нужна ни БЮТ, ни Партии регионов – хотя кое-кто из «нашеукраинцев» и не против пересесть на стремительно летящие поезда Тимошенко или Януковича.

Партия регионов, конечно, будет только рада, если еще несколько депутатов из НУ перейдут в «антикризисную коалицию». С радостью примет в оппозиционные кущи «раскаявшихся грешников» и БЮТ. Но только по отдельности и на условиях твердой дисциплины, которая царит в партиях Юлии Владимировны и Виктора Федоровича.

Более того, даже в коалициях «Наша Украина» желает играть первую скрипку и иметь особые полномочия. В противном случае она просто затягивает или проваливает их создание – в чем все мы смогли убедиться.

Вот поэтому БЮТ отнюдь не желает наступать на грабли второй раз и снова ввязываться в долгий и бессмысленный переговорный процесс с «Нашей Украиной». Которая уже начала поговаривать о намерении создать какое-то оппозиционное объединение.

Но пикантность ситуации состоит в том, что сначала «Наша Украина» должна все-таки уйти в оппозицию по-настоящему. Потому что числиться там, имея в Кабмине несколько министров, а главное – своего почетного лидера в кресле Президента, весьма сложно. Нет, конечно, в нашей стране возможно все, но не до такой же степени!

Однако лица «оранжевых» министров от одного намека на необходимость сложений полномочий стали серыми. Причем, игнорируя мнение партии, они вряд ли покинут ее ряды – потому что уходить под руку к суровому Януковичу тоже не хочется. Их устраивает нынешнее положение, когда они прикрываются тем, что подчиняются только Президенту и законам, а фактически неподвластны никому.

Сам же Президент, понятное дело, не может уйти в оппозицию к власти, будучи главой одной из ее веток. Но и «Наша Украина» не может отказаться от связи с ним – иначе партия тут же превратится в быстроразлагающийся политический труп.

Совсем не любовный треугольник

С момента создания «антикризисной коалиции» в Украине образовалось парламентское большинство в лице Партии регионов, КПУ и СПУ, сформировавшее свой Кабинет Министров. Одновременно с этим – нормальная традиционная оппозиция в лице БЮТ. Есть власть, есть оппозиция – все на месте, но вот куда приткнуть «Нашу Украину»?

В сложившейся уникальной ситуации НУ плюс Президент стали третьей стороной этого странного треугольника, в котором царят отнюдь не любовные отношения, а именно:

  • Столкновение парламентского большинства и президентской команды. Большинство стремится сосредоточить больше власти в руках парламента и Кабмина, а команда Ющенко пытается сохранить ее в руках Президента (по сути – в своих).

  • Жесткая конфронтация между «антикризисной коалицией» и сидящим в полной оппозиции БЮТ. Без всяких видимых перспектив конструктивного сближения.

  • Холодная война между БЮТ и президентской командой, причиной которого является обида Юлии Владимировны на «друзів» за целый ряд их «грехов» – от ее увольнения до провала «оранжевой коалиции». К тому же Тимошенко просто выгодно быть в демонстративной оппозиции к обанкротившейся команде Ющенко, поскольку этим она подбирает ее электорат. В свою очередь «Наша Украина» хотела бы как вернуть себе часть голосов, так и использовать БЮТ в борьбе против «антикризисной коалиции». Вот только вряд ли Юлия Владимировна даст себя обобрать или использовать.

    Как видно из этой схемы, никуда, кроме как поближе к Президенту, «Нашей Украине» уходить некуда. Да, это будет своеобразная оппозиция – но только оппозиция чисто «Нашей Украины» к чисто «антикризисной коалиции». По сути – ужесточение разборок между двумя ветками власти.

    Судя по всему, поделить власть полюбовно (создать «широкую коалицию») у них не получилось. Причем это стало понятно, еще когда Партия регионов пошла в атаку на фронте внешней политики и определения полномочий Секретариата Президента. По всей видимости, переговорный процесс последних недель был фикцией – просто стороны не хотели хлопать дверьми. Политически было важно, кто прервет переговоры первым.

    «Наша Украина» увлеченно морочила голову Партии регионов. Та, в свою очередь, обладая буддистским терпением, делает вид, что все в порядке. Причем делает и сейчас. Так, В. Янукович публично выразил уверенность, что «нашеукраинцы» погорячились и переговоры могут быть продолжены. В итоге Виктор Федорович остался конструктивным политиком, а вот на его оппонентов теперь можно повесить обвинения в расколе.

    Отношения между противниками настолько сложные и не поддающиеся классификации, что отход от идеи их примирения в «широкой коалиции» пришлось назвать «уходом в оппозицию». Но Роман Безсмертный не зря при этом смеялся – видимо, заранее зная, что его слова расценят как присоединение НУ к БЮТ.

    На самом деле «Наша Украина» отступает в… Секретариат Президента. Теперь, судя по всему, именно там разворачивается основной штаб борьбы команды Ющенко за власть. И уже туда мобилизуются специалисты подковерных интриг.