МЭРзкая реклама
13.05.2008 08:00
...политических сил они (возможно, что и безосновательно) кажутся репетицией президентской кампании. Просто-напросто околополитические структуры настолько окрепли, что могут диктовать политикам свои правила игры. «Продавцы воздуха» в виде пиарщиков, социологов, журналистов, политтехнологов сумели убедить владельцев толстых кошельков в необходимости широко развернутой кампании.

«Редакция закрыта! Все ушли в штаб». Так мог бы сегодня прозвучать перефразированный призыв времен гражданской войны. Количество штабных структур разных кандидатов достигло таких масштабов, что в редакциях политических изданий в апреле-мае возник дефицит пишущих сотрудников.

Совершенно не очевидно, что количество рекламных вложений будет пропорционально результату на выборах. Но это уже никого не волнует. Людям надо зарабатывать бабки, и процесс освоения финансовых потоков идет без остановки. Все стараются, все при деле.

Пастор Черновецкий в этой кампании продолжил окучивание своего электората, приближающегося к трети избирателей. Рекламы вдоволь. Касается она значительных достижений городской администрации в области футурологии. Плакаты оповещают киевлян о количестве станций метро, которые построят в следующем веке. О ремонте линии скоростного трамвая, планы по проведению которого были еще у Советской власти. С плакатов на киевлян смотрят глаза другого города, помесь из романов Артура Кларка, Айзека Азимова и хрущевских агиток об эре коммунизма.

Отдельно от горадминистрации по квартирам ходят агитаторы от Блока Черновецкого с кульками и словами «Мы уже пять лет помогаем людям!». Почему пять? То ли инструктаж для молодых помощников плохо провели, то ли, правда, сам пастор в расчетах ошибся. Раньше он говорил, что еще в прошлых жизнях был меценатом.

Да, а что в кульках? Разный хлам вперемешку с агитками, который может привлечь только совершенно отчаявшихся людей.

А после агитаторов от Блока Черновецкого приходили какие-то странные люди из райадминистрации. Они спрашивали, нет ли у жильцов претензий по коммунальным проблемам, интересовались, пойдут ли люди голосовать? Если таким образом вычисляется ресурс возможных фальсификаций, то нельзя не признать, что Черновецкий использует все три возможных в этой ситуации приема: подкуп, пропаганда, обман. Сочетание админресурса с сетевыми технологиями неопротестантских церквей - явление, доселе невиданное в нашей политике. То было либо одно, либо другое, а тут два в одном. В Черновецком.

А вот Виталий Кличко. Он выступает лидером своего блока, а также кандидатом от Секретариата Президента. Он покрасил свои палатки в красный, почти алый цвет. Может быть, в этом шаге был какой-то глубокий смысл, но теперь его можно перепутать с коммунистами. И зачем тогда на молодежь ориентироваться? К счастью для «боксера», хранители заветов Ильича отказались от планов вести своего кандидата в мэры и ограничились одним Киевсоветом. Да и палаток у них поменьше, чем у Кличко.

Еще один лидер по объемам агитационного мусора - Виктор Пилипишин. Блок Литвина и раньше отличался непропорциональностью своего места в политике и количества рекламных вливаний. В 2006 году это не принесло успеха, зато через год... Правда, эффект относительно слабый, но все-таки.
В этом году глава Шевченковской райадминистрации продолжает присущую его политической силе традицию. Не умением, так числом. Огромные плакаты с Пилипишиным должны, по всей видимости, заставить киевлян узнавать в лицо этого уроженца далекой Равы-Руськой. Ранее малоизвестный чиновник районного уровня превращается на наших глазах во влиятельного политика. А все благодаря агрессивной рекламе.

БЮТ не мог остаться в стороне от рекламного психоза по одной простой причине. Это объединение искренне считает Киев своей вотчиной. Поэтому надо идти в бой. И пошли. Если вначале Турчинов с умным видом висел над дорогами в гордом одиночестве, то потом к нему со спины приблизилась его «тень» - лидер Ордена Красного Сердца. Очевидно, это сделано для того, чтобы средняя единица электората, наконец, уразумела, что Турчинов идет не сам от себя, а «от Юли». Что ж, лишний раз стало понятно, что БЮТ - это Тимошенко, а Тимошенко - это БЮТ. А если без Юли, то БЮТ так бьют, что никаких процентов не хватает.

Впрочем, БЮТ не ограничивается только рекламой. В ход идут и технологии, присущие ранее лично Черновецкому и послужившие пищей для долгих насмешек в его адрес. Турчинов теперь обещает по 100 баксов доплат к пенсии каждому ветерану. Остается посмотреть, что сильнее: кульки непонятно с чем, которые дают прямо сейчас, или обещанные «1000 (от Юли и Сбербанка) + 500 (от Турчинова)».

Глава блока своего имени Мыкола Катеринчук воспринял эту кампанию как последний шанс заявить о себе как о лидере. А что делать, он сейчас как раз в том возрасте, когда наступают времена великих дел. Выбор невелик: или попасть в первую тройку недомэров, или всю дорогу оставаться на вторых ролях.

Катеринчук выбрал первое. Его агитаторы, пожалуй, самые юные. Такое впечатление, что их вербовали прямо в школе. Впрочем, на днях появились мальчики и девочки «за Луценко». Это, похоже, школьники, которых не добрали другие кандидаты...

И это ведь еще не все «приколы». Чего стоят, хотя бы, дорогущие навороты от Василия Горбаля вроде переводных календариков а-ля советская ностальгия ко Дню Победы - разумеется, с портретом кандидата. А ведь поначалу, не разобравшись в ситуации, Василий Михайлович едва не отказался баллотироваться, но ему быстро все объяснили - шанс напомнить о себе избирателям упускать нельзя!

Не выдержал даже обычно подчеркнуто аскетичный Олег Тягнибок. Судя по количеству палаток, агитаторов и полиграфии, у его объединения «Свобода» завелся добрый дядя-спонсор. Что ж, коллекционеры флажков теперь пополнили свои запасы еще и «ладошкой трезубцем». Очень похоже, кстати, на «кулак Луценко», только без бордовых оттенков.

Минус такого размаха заключается как раз в этом: агитаторы привлекаются прямо с улицы. Они сами толком не знают, за кого агитируют, не могут внятно объяснить, чем их кандидат лучше других, и с легкостью переходят в другую палатку, если там больше платят. А платят на этой кампании неплохо. Только за простую работу в палатке дают 140 гривен в день, что за месяц равняется средней зарплате в Киеве.

Если так и дальше будет продолжаться, то выборы придут в квартиры и дома. Уже сейчас палатками и мониторами с динамиками заставлены многолюдные места столицы: площади, площадки перед торговыми центрами, остановки общественного транспорта. Агитаторы бегают по улицам, ездят на велосипедах и периодически звонят в дверь. Их можно понять, но как простому человеку защититься от политики, которая ударными дозами оглушает его на каждом шагу?