Шанс на будущее. Часть 1
21.05.2008 08:00
...украинских левых выступить единым фронтом был Первомай. Но ее слегка подпортило то, что празднество происходило в самый разгар предвыборной кампании за власть в столице. Как известно, левые и левоцентристы так и не смогли выставить единого кандидата. Впрочем, как и правые, правоцентристы и другие прочие представители пестрого политического спектра.

Первомайские митинги в Украине не принесли ничего нового. Не то чтобы они прошли в полном отрыве от окружающей реальности, вовсе нет. Говорили об инфляции, о зарплатах, о НАТО и русском языке… и все-таки чего-то не хватало. Как всегда.

Как это было?

Инициаторами всюду выступали «традиционные левые»: КПУ, ПСПУ, СДПУ(О) и СПУ. Попытки перехватить инициативу у этой четверки успеха не имели - да и попыток таких почти не было. Иногда митинги организовывала КПУ, а остальные три партии к ним присоединялись, иногда больше инициативы проявляли эсдеки или социалисты, но лозунги были, в общем-то, схожие. Вспоминали СССР (больше в толпе, с трибун уже пореже, хотя тоже бывало), клеймили пересмотр истории, ругали нынешние власти, звали к союзу славянских народов. Требовали от Верховной Рады поднять прожиточный минимум - обычно называли цифру в 1600 гривен - и определить в соответствии с ней минимальную зарплату и пенсию. Требовали «остановить обнищание народа». Не допустить принятия нового Трудового кодекса. Национализировать стратегические отрасли промышленности. Ввести государственную монополию на внешнюю торговлю и торговлю алкоголем и табаком. Еще, ясное дело, коммунисты возлагали цветы к памятникам Ленину - там, где таковые остались. Объединенные социал-демократы выбрали Ивана Франко, который считается одним из первых украинских эсдеков.

Были и местные особенности. Председатель Севастопольского горсовета Валерий Саратов говорил об установке к 225-летию города памятника Екатерине ІІ и жаловался на противодействие госадминистрации. В Донецке решительно потребовали создания союза Украины с Россией и Беларусью. В Полтаве крепко помянули «Президента - необандеровца». В Харькове в мероприятиях приняло участие Объединение профсоюзов Харьковской области и ряд общественных организаций левого направления. Профсоюзы вспомянули и в Чернигове - там, на центральной площади города к митингующим сторонникам СПУ, КПУ и ПСПУ присоединились участники акции «За профсоюзы - без воров». Никто из воров, впрочем, от этого нисколько не пострадал.

Часто вспоминали и об объединении левых. Правда, покуда многие партийные лидеры видят главой гипотетического союза только себя, оно вряд ли случится.

Кому это нужно?

В общем, поговорили, покричали, спустили пар, излили душу - это рядовые участники. Засветились на трибунах в качестве «борцов за народное дело» - это организаторы. И разошлись. Массовка пешком, вожди - ну, сами понимаете… Все остались при своих интересах. Притеснители «прав трудящихся», против которых, собственно говоря, и митинговали, даже ухом не повели. Никто из украинских политиков, обладающих реальной властью, сегодня не воспринимает левых всерьез.

Какой же был смысл митинговать? Да никакого. На этой земле, в этой жизни - никакого смысла. Разве что в качестве ритуала, чтобы божкам на портретах было приятно - но ведь они, эти божки современных левых, при жизни, кажется, отрицали веру в посмертное существование? Или я ошибаюсь?

Это очень интересный психологический момент. Основоположники коммунистических идей - от Маркса с Энгельсом до Ленина с Троцким были безусловными атеистами. Со Сталиным не столь все однозначно, но в набожности его не упрекнешь. Хрущев был ярым атеистом. Брежнев на публике эти вопросы обходил, но опять-таки в набожности замечен не был. Зарубежные левые лидеры: Мао Цзедун, Тито, Кастро и еще с десяток других, менее известных, тоже не были очень уж богомольны. Может быть, дело в том, что они видели слишком много перспектив на земле, были устремлены в земное будущее, созидали, строили планы и пытались воплотить их в жизнь? Я не говорю сейчас, насколько удачно это было реализовано - но они смотрели вперед. А нынешние левые смотрят назад, в прошлое. Митинги левых в бывшем СССР - не только в Украине - являют собой странную ностальгическую смесь большевистской, монархистской и черносотенной символики.

Вера, конечно, дело личного выбора. Но политики, тем более ставящие идеологию во главу угла, должны такой выбор обосновывать. Идеи, которые пытаются наследовать нынешние левые, стояли на серьезном философском фундаменте, и он такой эклектики не предусматривал. Грубо говоря - перефразируя известную поговорку, - надо либо крестик снять, либо портреты проредить и сменить, отделив их от икон и хоругвей, а Маркса с Лениным - от государыни-матушки Екатерины, либо очень серьезно обосновать, как сочетается одно с другим. Но постсоветские левые обосновать этого не могут, да им это и не нужно. Они всего лишь играют на эмоциях толпы. В этом - и, увы, только в этом - они достигли невероятного совершенства.

Пока живут на свете дураки…

Я уже не первый год удивляюсь тем, кто воспринимает эти странные спектакли всерьез. Я не могу понять, как можно поддерживать этих призраков из прошлого, клеймящих горбачевскую перестройку и потрясающих кулаками в битвах 20-летней давности, которые они бездарно проиграли. Насколько же левая идея востребована постсоветским обществом, в том числе - и в Украине, если за отсутствием настоящих левых их потенциальные избиратели покупаются даже на такие грубые подделки!

Потребность в левых понятна. Идеи «общества потребления» в Украине прививаются слабо - прежде всего, из-за убожества постсоветского потребления. Но и расслабляться не стоит - многое для их привития уже сделано и немалые результаты достигнуты. Пресловутая «корпоративная культура» уже изрядно потеснила и мораль (христианскую, кстати, в своей основе, как ни огорчительно это для ревнителей «кодекса строителя коммунизма»), и законы, и государство в целом.

В еще большем кризисе находится так называемое «гражданское общество». И государство, и общество сжирают корпорации, разрушая и вытесняя их структуры и заменяя своими, корпоративными. Это происходит во всем мире, не только в Украине, и именно здесь идет главное наступление на права тех, кого левые якобы берут под свою защиту. И именно здесь украинские левые абсолютно инертны.

Идеология бессилия

Востребованность левых в украинском обществе велика, но за последние два десятилетия она стала качественно иной. Общество атомизировалось. Способность к коллективным действиям в значительной степени им утрачена. Как следствие, левые идеи в массовом сознании деградировали до уровня социального иждивенчества. Сегодня быть левым - значит громко требовать подачки: от государства ли, от богатых ли - все равно.

Но подачка для трудящегося и уважающего себя и свой труд человека оскорбительна. Вот почему левое движение в какой-то момент перестало привлекать активных людей. А когда это случилось, лидеры левых оказались защищены от конкуренции и, по сути, стали несменяемы. Это создало ситуацию «бессильного равновесия» левых сил, которая пока что устраивает всех, кто способен на нее хоть как-то повлиять.

Активное население Украины сегодня, в целом, аполитично. Во-первых, в обществе, во всяком случае, в наиболее образованной и активной его части, еще живы иллюзии о возможности самостоятельно заработать на достойную жизнь даже в существующих условиях. Во-вторых, политические игры вообще, а игры левых, увы, в особенности, бесконечно далеки от реальных нужд граждан.

Все проблемы, обсуждаемые с трибун левыми, можно разделить на три группы. Первая вообще не затрагивает интересы простого украинца и потому ему в общем-то безразлична. Такова, к примеру, проблема вступления в НАТО. Проблемы из второй группы достаточно успешно решаются на бытовом уровне, в индивидуальном порядке - таковы проблемы языка и пересмотра истории. В украинском обществе довольно спокойно сосуществуют разные культурно-языковые группы, которые слабо общаются между собой по этим вопросам, а по вопросам бытовым, служебным и прочим - прекрасно находят общий язык. Третья группа - это действительно важные проблемы, но левые не предлагают никаких путей их решения!

Они в старой манере ЦК КПСС лишь отдают руководящие «указивки» Кабинету министров и Верховной Раде в стиле «ускорить и углубить». «Повысить размер прожиточного минимума с учетом реальных нужд человека, обеспечить повышение минимальной заработной платы до уровня реального прожиточного минимума, увеличить уровень минимальных социальных выплат и трудовых пенсий, установить социально справедливое пенсионное обеспечение, обеспечить полную занятость населения, доступные медицину и образование, достойные условия жизни и труда человека, остановить развитие инфляции, обеспечить государственный контроль за уровнем цен на продовольственные товары первой необходимости…». И так далее, без конца и без какой-либо конкретики.

В отличие от советских времен, украинской власти на эти «указивки» глубоко наплевать, поскольку левые не обладают достаточным влиянием в Верховной Раде. Что, кстати, для них настоящий подарок судьбы, ведь в противном случае им пришлось бы что-то делать - а они этого не могут и не умеют. Как все перечисленное повысить, обеспечить, увеличить, установить и остановить - не знают.

Давайте посмотрим, что предлагают сегодня украинские левые. Предлагают поднять зарплаты и пенсии до минимума в 1600 гривен. Легко! И до 16 000 - тоже легко. И до 16 миллионов - тоже можно поднять, безо всяких проблем, хватило бы мощностей печатного станка. Гораздо труднее поднять зарплаты и пенсии хотя бы на 5 гривен и не допустить при этом роста инфляции, которая эту прибавку тут же съест. И как это сделать, сегодня никто в Украине не знает. То есть способы, конечно, есть, но крайне неполиткорректные. Настолько неполикорректные, что никакие политики, в том числе и левые вожди, о них и не заикаются, поскольку их собственный прожиточный минимум может от этого резко пойти вниз. А просто бросают лозунг «поднять» - и все. Мол, как хотите, так и поднимайте - а мы посмотрим и прокомментируем.

Не допустить принятия нового Трудового кодекса? Плохой законопроект? Допустим. Но ведь старый, еще советских времен, КзОТ фактически мертв и не исполняется нигде и никем. Не лучше ли плохой, но действующий закон, чем полный беспредел? И потом, если проект нового Трудового кодекса столь плох, то где альтернативный проект левых, разработанный ими и поддержанный профсоюзами?

О национализации и о государственной монополии на внешнюю торговлю и торговлю алкоголем и табаком я вообще промолчу. Во-первых, это замена нынешнего бардака полнейшим чиновничьим беспределом. Во-вторых, украинское государство сегодня просто не имеет структур, которые могли бы осуществить такое на практике. Словом, когда слышишь такие призывы, создается впечатление, что лидеры левых либо считают своих слушателей полными идиотами, либо наблюдают украинские реалии очень удаленно: то ли через телескоп с Луны, то ли из окна представительского лимузина.

Люди же, в массе своей, вовсе не идиоты. И понимая, что надеяться им не на кого, проблемы выживания - зарплаты, пенсии, стоимости услуг и прочее - решают, как могут, сами. И тем, кто эти проблемы хоть как-то решает, левые уже не интересны - по причине их очевидной бесполезности. И потому митинги левых собирают только тех, кто для себя ничего решить не может и потому, уповая исключительно на стороннюю помощь, готов от отчаяния послушать и даже поддержать на выборах этих говорунов.

(Окончание читайте здесь)