Легенда из-под земли
02.06.2008 14:19
…и под водой, в воздухе и даже через космический вакуум – и лишь земные недра всё еще остаются ему неподвластны.

Тем не менее, вот уже почти сто лет, как человек мечтает пронестись на чудесном аппарате через толщу земных пород, словно сквозь морские глубины. Время от времени появляются сенсационные сообщения о том, что такая машина уже была создана. А российское телевидение даже сняло на эту тему целый документальный фильм «Подземный крейсер». Но до сих пор никаких подобных машин никто так и не видел – разве что в увлекательных фантастических кинофильмах.




Единственные, кто мог бы работать над созданием подобных машин - военные. Как известно, именно разработка вооружений наиболее всего способствовала становлению нашего технического прогресса. А военные ведомства часто хватаются за самые смелые и даже абсурдные проекты, стараясь превратить в оружие все изобретения человечества. И «подземоходы» тоже могли бы им весьма пригодиться.

Еще в период XV-XIX веков одним из самых эффективных способов разрушения вражеской крепости была закладка под ее стены мины. Для этого от осадных позиций к цели вырывали длинный туннель (галерею), а в его конце создавали камеру, которую набивали бочками с порохом. Подобным образом, например, Иван Грозный взорвал стены Казани.

Прорытие такой галереи было делом долгим и кропотливым – в распоряжении солдат и рабочих были только кирки и лопаты. К тому же осажденные, если они были внимательны и по звуку подземных работ узнавали о намерениях противника, часто устраивали контрмины. То есть рыли со стороны своей крепости встречную галерею, чтобы взорвать «проходческую бригаду» врага. Иногда во время длительных осад крупных крепостей у их стен разворачивалась настоящая подземная война!

Но после появления тяжелых осадных орудий, метающих снаряды массой в сотни килограмм на несколько километров, война снова вернулась на поверхность. В ответ новые крепости, напротив, начали зарываться в землю. Например, склады боеприпасов Севастопольских укреплений строились на глубине 20-ти и более метров.

А после Первой мировой войны в ряде стран начали создаваться т.н. «укрепленные линии», представляющие собой многоэтажные ДОТы, часто соединенные между собой туннелями. Особенно впечатляла французская «линия Мажино», включавшая не только более 5 тысяч ДОТов, но и подземные госпитали, казармы, командные пункты и даже подземную железную дорогу.

Эти укрепления тогда казались совершенно непреодолимыми. По крайней мере, идти на них в традиционную лобовую атаку считалось бессмысленным. Что и вызвало ряд оригинальных идей, среди которых были реальные предложения перелететь укрепленные линии по воздуху – и фантастические проекты пробиться через них под землей.

Они были явно навеяны то ли приключенческими романами о путешествиях к центру земли, то ли появившимися уже тогда первыми проходческими агрегатами, которые использовались для строительства метрополитена в крупнейших городах мира. Там, где раньше потел рабочий с кайлом, теперь работала мощная техника.

Правда, скорость ее продвижения была невелика. Даже сегодня самые современные проходческие комбайны могут прогрызать лишь немногим более одного метра породы в час. Среди рекордсменов можно назвать комбайны фирмы «Herrenknecht»: так, с их помощью при строительстве харьковского метро был установлен показатель в 650 метров, пройденных… за месяц. Даже самый гигантский проходческий щит этой фирмы, строящий подземные автомобильные туннели, может пройти за сутки только 22 метра.



Самый большой в мире проходческий щит Herrenknecht AG


Для рытья минных галерей этого было бы достаточно – и солдаты прошлых веков могли бы только мечтать о такой технике. Но для «подземной лодки» такая скорость слишком ничтожна.

Впрочем, продвижение проходческих агрегатов значительно замедляет необходимость крепления сводов и отвода выбранной породы. Для субтеррины, которая не строит туннели и не занимается добычей угля, эти функции не нужны – выбранную породу она отбрасывает назад с помощью вспомогательных механизмов (например, шнека). Поэтому теоретики были уверены, что ее скорость будет значительно выше и составит, как минимум, несколько десятков метров в час!

К таким относился проект некого немецкого инженера Хорнера Вернера, чья «Subterrine» (якобы он и придумал это слово) предназначалась для диверсионных операций. Судя по всему, она должна была выполнять роль подземного миноносца: пробиться к подземным укреплениям противника, заложить там мину и уйти прежде, чем сработает часовой механизм. Кроме того, с гораздо большей скоростью, она якобы могла и плавать под водой.

Оптимисты в своих проектах называли гораздо большую цифру: от 5 до 10 километров в час, что было сопоставимо с подводной скоростью тогдашних субмарин. Столько обещал выжать на своем «подземоходе» изобретатель А. Требелев, чей проект, как утверждают журналисты, был засекречен НКВД. В качестве еще одного секрета называют и немецкий «Midgardschlange» («Змей Мидгарда»), описания которого поражают явной гигантоманией, которой страдала гитлеровская Германия.




Судите сами: общая длина этого «Змея» достигала полукилометра, вес – до 60 тысяч тонн! Он состоял из отдельных соединенных между собою отсеков, наподобие фантастической машины из фильма «Земное ядро».

Судя по тому, что экипаж этой субтеррины составлял всего 30 человек, а ее арсенал состоял всего из нескольких пушек и неких «подземных торпед», в большинстве отсеков должны были находиться аккумуляторные батареи для питания мощных электродвигателей. Действительно, ведь субтеррина не привязана пуповиной электрокабеля к подстанции, как проходческие агрегаты! И это лишь одна из причин, по которой она не смогла бы «уплыть» далеко от базы.

Уже через несколько сот метров пути через твердую скальную породу у такой субтеррины пришлось бы менять буровые коронки. При этом объем размолотого камня превышал бы объем выбранной полости – и еще раньше машина просто бы застряла в своей норе.

Однако оптимисты считают, что субтеррина просто бы обходила участки твердых пород, продвигаясь по более мягким и рыхлым отложениям. Причем для этого ей, возможно, и не понадобился бы бур. Она могла бы прокладывать себе путь по принципу дождевого червя, пронзая и расширяя мягкую породу с помощью гидравлических механизмов.

Но проекты субтеррин 1930-х годов военным не понадобились. Немцы банально обошли «линию Мажино» своими танковыми батальонами, а Красная Армия взяла менее укрепленную «линию Маннергейма», разбивая ДОТы с помощью тяжелых гаубиц и самоходных орудий. Поэтому о «подземоходах» на время забыли.

Вспомнили о них с началом подготовки к большой ядерной войне. В воображении генералов субтеррины пробирались на вражескую территорию и уничтожали огромные бункеры - типа убежища в Скалистых горах (США) или секретных подземных городов в СССР. Они могли бы также заложить глубоко под землей термоядерные фугасы, взрыв которых вызвал бы разрушительные землетрясения.

Пригодились бы субтеррины и на собственной земле (точнее, под нею). Например, как самое безопасное средство передвижения между мега-бункерами на тот случай, если земля превратиться в радиоактивный ад. А еще «подземная лодка» вполне могла стать и «подземным ракетоносцем» - менее уязвимым, чем неподвижные ракетные шахты или ездящие по поверхности установки «Тополь».

Вот тут, по слухам, в 1964 году и появился «Боевой крот» - советская атомная «подземная лодка». Сделанная из прочного титанового сплава и обладающая мощной независимой энергетической установкой, эта 35-метровая субтеррина якобы могла продвигаться под землей со скоростью 7 километров в час. Причем использовала для этого не буровую фрезу, а некое иное, более эффективное и не изнашивающееся устройство. Может быть, ультразвук или лазер?

Но, увы, «Боевой крот» сгинул во время испытаний на Урале. То ли застряв по причине аварии, то ли будучи раздавленным или, как уверены любители «уфологии», провалившись в аномальную зону, которыми так богаты эти старейшие горы на планете. Пока что в качестве единственных «фактов» его существования демонстрируют какие-то странные туннели, неизвестно кем и зачем прорезанные в диких скалах. Вот только этого столь же недостаточно, как и «кругов на полях» в качестве доказательства существования внеземного разума.