Наплевать, наплевать, мы хотим повоевать
01.11.2006 04:00
… все-таки попытается встретить Новый Год в столице Южной Осетии…



Прощай, оружие!

Если бы Богдан Хмельницкий, Иван Мазепа, Павел Скоропадский и Симон Петлюра узнали, кто и как будет руководить вооруженными силами будущей независимой Украины и до какого состояния их доведут, они бы наверняка перевернулись в гробу.

Об уровне профессионализма нового состава Секретариата Президента Украины ее граждане узнали со слов Арсения Яценюка. Комментируя слова лидера Компартии Петра Симоненко, который обвинил военное ведомство Украины в продаже 40 танков Тбилиси, он заявил: «Я бы очень хотел, чтобы Украина продала все танки в Грузию, если Грузия готова за них заплатить».

После чего новоиспеченный замглавы Секретариата решил потрясти журналистов своим полководческим талантом и, не моргнув глазом, обосновал свое мнение такими «аргументами»:

«В связи с изменением общей мировой военной доктрины, танки относятся к четвертому поколению, когда весь мир находится в шестом... Поэтому чем больше мы продадим танков, тем лучше, поскольку содержать три тысячи с «гаком» танков для госбюджета очень накладно. Это абсолютно неэффективное оружие»…

Позволим себе не согласиться с мнением высокопоставленного чиновника. Очень радует и обнадеживает, что господин Яценюк знает термин «поколение танков». Возможно, он услышал о нем на каком-то совещании Министерства обороны или прочитал в гламурном мужском журнале.

Одновременно очень огорчает и даже настораживает, что замглавы Секретариата не имеет ни малейшего понятия о том, что к четвертому поколению танков (если считать от МК-1 и Reno-FT) – оно же первое послевоенное – относятся только Т-55, которые уже не состоят на вооружении Украины. Около 1 100 единиц этих машин достались «Неньке» в наследство от распавшегося СССР, и в течение 15 лет их пытались продать то Турции, то Уганде, то арабам. Для этого 55-е даже пробовали модернизировать. Однако «втюхать» их действительно оказалось крайне проблематично.

Вместе с ними Украина получила около 400 единиц Т-62, 2 500 Т-64 и 1 300 Т-72, относящихся к пятому (второму послевоенному) поколению танков. К шестому же поколению (третьему послевоенному) относится небольшое количество украинских Т-80 и Т-84.

Арсений Яценюк не только записал все эти разные машины в одну категорию, но и сделал поистине сенсационное открытие, назвав их неэффективным оружием. Наверняка удивив этим генералов России, Китая, Индии, Пакистана и еще десятков стран Восточной Европы и Азии, где на вооружении до сих пор кроме Т-72 состоит и немало Т-54/55 и их местных модификаций. До сих пор находятся в строю Южной Кореи, Турции и еще нескольких стран танки М48 (четвертое/первое поколение, как и Т-55). Да и США не спешат отправить на переплавку свои М-60 (пятого/второго поколения).

А может быть, замглавы Секретариата вообще имел в виду все танки вообще? Ведь бытует же мнение, что в современной войне танк живет на поле боя всего пять минут – а значит, он отжил свое как анахронизм. Правда, бытует оно в среде людей, весьма далеких от армии. Интересно, что бы они сказали, узнай, что «гарантийное время эксплуатации» пехотинца еще меньше?

Хотя кое в чем А. Яценюк все же прав. Без необходимого сопровождения современной артиллерии, авиации, другой бронетехники, пехоты – обученной не национальным песням и строевому шагу, а ведению боя, а главное – без умелого командования операциями, любой танк действительно будет неэффективным оружием. Годным разве что для разгона демонстраций.

Украине неимоверно повезло, что с ней никто не собирается воевать – войну она проиграла бы в течение нескольких дней. Потому что у «европейской державы» не только уже нет боеспособной армии, но ее остатки продолжают распродавать, раздаривать или резать на лом. В этом отношении Украина уникальна – она, наверное, единственная из всех стран мира, которая с увлечением угробила свои вооруженные силы. Могли ли такое представить украинские гетманы и атаманы 17-20 веков, которые кропотливо, заботливо создавали армии и отряды, берегли каждую пушку, платили золотом за боеприпасы?

Однако об этих общих проблемах украинских вооруженных сил замглавы Секретариата почему-то промолчал. Возможно, господин Яценюк является превосходным экономистом. Чувствуется в нем жилка бизнесмена! Но вот в вопросах обороны он, мягко говоря, не силен. Конечно, он вовсе не обязан разбираться в этом – на то существуют генералы и военные советники. Однако в таком случае господину Яценюку следовало бы воздержаться от комментирования темы, информацией о которой он не владеет. Дабы не создавать ненужных прецедентов, в том числе политических.

Танк – лучший подарок!

Работая в Секретариате Президента, стратегом можешь ты не быть – но политиком быть обязан! А значит, стараться предугадывать, какой резонанс могут вызвать твои слова.

А резонанс «откровения» Яценюка вызвали немалый. Помимо того, что их расценили как желание окончательно распродать украинский арсенал, они могут вызвать серьезное раздражение со стороны России.

Еще в конце сентября министр обороны РФ Сергей Иванов заявил: «Некоторые государства – члены НАТО, которые сейчас модно называть молодой Европой, поставляют в Грузию вооружения, которые в свое время были поставлены в эти страны Советским Союзом с запретом их реэкспорта. Таким образом, осуществляется прямое нарушение действующего соглашения в области контроля за обычными вооружениями».

Запрет на реэкспорт вооружения – то есть перепродажу купленной техники третьей стороне – был в свое время введен как Советским Союзом, так и странами-производителями оружия НАТО для того, чтобы их оружие не попало в руки потенциального противника. Сейчас его требуют соблюдать еще для того, чтобы оружие не смогли приобрести террористы или «страны-изгои».

Формально все пытаются пояснить какими-то авторскими правами – но в течение 15 лет Москва не была столь категорична, когда бывшие советские республики перепродавали технику и третьим странам, и даже государствам-членам НАТО. Впрочем, это понятно: разве является потенциальным противником России, скажем, Македония?

Столь резкая реакция Москвы на продажу оружия Грузии говорит об одном: теперь родина «розовой революции» записана Кремлем в категорию потенциальных противников, террористов и «стран-изгоев». И любые поставки в Грузию вооружения будут расцениваться как недружественный шаг по отношению к России.

Причем вряд ли тут речь идет только об оружии, запатентованном в РФ. В конце концов, какой секрет могут украсть грузины из танка Т-72? А уж о том, что они наладят производство его «пиратских копий», можно вообще не беспокоиться. Нет, речь идет о поставках оружия в целом, в том числе и произведенного странами Запада или Азии. Просто запретить продавать Грузии американское или китайское оружие Москва не может, но зато, опираясь на запрет реэкспорта советского/российского, она пытается хотя бы препятствовать поставкам туда Т-72, «калашниковых» и «Градов».

И вот, на фоне резко обострившихся российско-грузинских отношений, происходит политический скандал в Киеве. Сначала Петр Симоненко обвиняет МОУ в незаконных поставках вооружения в Грузию. Его бывший коллега по фракции Георгий Крючков добавил, что, кроме танков, в партию этого предновогоднего подарка для Тбилиси включены Су-27 и зенитно-ракетные комплексы «Бук» и «Оса».

На это представители «оранжевой» части власти даже не стали оправдываться. Министр обороны Анатолий Гриценко заявил, что поставки танков и другого оружия, осуществляемые компанией «Укрспецэкспорт», проходили «в рамках закона».

А Президент Ющенко и вовсе поспешил переподчинить эту компанию себе – наверное, чтобы вооружать «грузинскую демократию», ему не помешал Кабмин. А то мало ли что можно ожидать от правительства Виктора Януковича, который совершенно не желает ссориться с Москвой! Ведь разоблачительное выступление коммунистов могло стать поводом к действиям.

И напоследок, как резюме, прозвучало мнение Арсения Яценюка: хорошо бы все украинские танки продать в Грузию! Вряд ли он сказал это, не подумав. Понятно, что 3 000 танков Грузия никогда не купит – однако такое пожелание зачем-то было все-таки высказано.

Интересно, что прозвучало оно как раз накануне встречи Виктора Януковича с его российским коллегой Николаем Фрадковым. Причем Янукович, в отличие от Виктора Ющенко, эту встречу организовал не для того, чтобы еще раз повитийствовать о демократии и европейском выборе, а чтобы договориться о поставках газа.

Вообще-то демарш со стороны былых собратьев по Майдану ожидался, поскольку они традиционно разражаются антироссийскими выходками в канун или во время важных переговоров с Москвой. Но на заявления по поводу голодомора, крымских маяков или языкового вопроса Кремль внимания уже давно не обращает – тем более, что он прекрасно видит сложившуюся в Украине ситуацию двоевластия. Предпочитая иметь дело с одной частью украинской власти (правительством Януковича), Москва просто игнорирует другую (команду Ющенко).

Однако игнорировать поставки танков Грузии гораздо сложнее, чем требования выплатить компенсации за взятие Батурина. Тем более, что Михаил Саакашвили скупает танки явно не для музея бронетехники.

Весьма вероятно, что прекращение поставок украинского оружия в Грузию было одним из негласных условий переговоров по газу между Москвой и Киевом. Судя по тому, что завершились они относительно успешно, можно предположить, что Кабмин и Антикризисная коалиция еще могут помешать команде Ющенко снабжать вооружением своих грузинских коллег.

Медведь на воеводстве

В отличие от Украины, Грузия свой арсенал не распродает, а пополняет, причем в последнее время очень стремительно.

Журнал «Экспорт вооружений» сообщает, что в 2002-2005 гг. Тбилиси приобрел 51 танк Т-72 и 10 Т-55, 52 БМП-2 и 30 БТР-80. Были куплены 24 152-мм и 12 122-мм гаубиц, 6 установок залпового огня, 39 минометов калибра 120 мм, 12 штурмовиков Су-25, 8 боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35, 12 многоцелевых вертолетов, ракетный катер, 2 сторожевых катера и 2 малых десантных корабля.

В дополнение к этому появилась информация о том, что через предприятия «Укрспецэкспорта» Тбилиси планировалось поставить 40 танков Т-72, комплексы ПВО «Бук» и «Оса», 4 самолета Су-27 и различные боеприпасы.

Откуда в нищей Грузии деньги на приобретение пусть и «бэушного» оружия? Во-первых, Михаил Саакашвили начал выделять на нужды обороны больше бюджетных денег – до $250 миллионов (4% от ВВП). Из них около 40% расходуется именно на закупки вооружения. Второй значимой статьей пополнения военного арсенала являются различные вспоможения со стороны США.

Кавказ помнит не столь давний пример спешного вооружения одной республики, президент которой, так же как и Саакашвили, собирался поставить под ружье все мужское население. Дудаевская Ичкерия, правда, сама собиралась отделяться, а не укрощать сепаратистские регионы, но своим врагом тоже видела Россию.

А против кого еще собирает свой арсенал Михаил Саакашвили? Нескольких сотен вооруженных автоматами юго-осетинских милиционеров? Или крошечной армии Абхазии?

Исходя из объемов и наименования покупаемого оружия, Тбилиси серьезно опасается, что Россия снова окажет двум непокорным автономиям неофициальную военную помощь. В самой России уже ходит анекдот, что если Украина продаст Грузии 3 000 танков, то в ответ нужно поставить Южной Осетии 3 000 ПТУРСов.

Шутки шутками, но Саакашвили не хочет повторять ошибки Гамсахурдиа и Шеварднадзе и готовится к войне с Абхазией и Южной Осетией с расчетом на то, что у этих карликовых республик снова чудесным образом появятся артиллерия, современные противотанковые средства, катера, роты опытного спецназа и даже авиация. Поэтому Грузия закупает танки с запасом, а также приобретает средства ПВО.

На Кавказе назревает новая серьезная война, и об этом говорят не только участившиеся заявления Путина о готовящемся «силовом решении» грузинских проблем и обещания Тбилиси таки встретить Новый Год в Цхинвали, но и реальные признаки возможного конфликта: все более явное бряцание оружием.