Страна кривых
12.06.2008 15:43
…трехгодичной давности. Учитывая то, что в Украине проводится не более 200 операций по исправлению сколиоза в год, можно предположить, что количество больных увеличилось, но уж никак не уменьшилось. Да вот проблема ли это?

На самом деле – разве это так страшно, разве может такая болезнь привести к серьезным последствиям? Так вот, привести она может к последствиям более чем серьезным. В стадии, когда искривление составляет до 40°, к хирургическому вмешательству не прибегают. Однако когда искривление составляет 60° (средняя степень тяжести), начинают страдать внутренние органы.

В частности, сердце и легкие у детей со стоградусным искривлением позвоночника деформируются, что приводит к легочно-сердечной недостаточности. По достижению больными сколиозом тридцатилетнего возраста несчастных людей начинают мучить боли в спине. Боли настолько сильны, что медикаментозное лечение не дает желаемого эффекта. Это тот случай, когда сделать уже ничего нельзя.

Как же быть тем, кому больной позвоночник начинает перечеркивать само существование? Ждать, когда кривая линия и кривой позвоночник зачеркнет всю жизнь. Исходя из этого, возникает закономерный вопрос: почему бы не оперировать людей в детском возрасте? Зачем дожидаться, когда организм пациента станет «неоперабельным»? И здесь на первый план выходит поговорка, которую ваш покорный слуга имел честь услышать от человека, обличенного властью исцелять людей:

Бог дал, Бог взял

Вероятность того, что человек, позвоночник которого атаковала эта страшная болезнь, покинет бренный мир до сорока лет, в два раза выше, чем у человека с позвоночником здоровым. Мировая статистика гласит: 80% тех несчастных сколиозников, кому удается выжить, перетащившись через сорокалетний рубеж, получают пенсию по инвалидности. Вот вам и «пустяковый» сколиоз. Несмотря на это и вопреки здравому смыслу, направление на операцию почему-то выписываются медработниками в областях крайне неохотно.

Создается впечатление, что медики на периферии попросту не знают, как бороться с данным недугом. Врачи прописывают лекарства, которые не помогают, и дают советы, которые больные слышали тысячи раз. Потомки Гиппократа отфутболивают бедолаг, что не могут спать ночами от боли, как отфутболивает вратарь мяч от своих ворот за пять секунд до конца матча. Только ведь не матч на весах, а жизнь человека.

Но винить только лишь врачей в бездушии будет неправильным. Как людей в белых халатах учат, так потом они и работают. И именно поэтому родители детей, которым реально можно помочь, слышат ту самую цинично-удобную фразочку: «Бог дал, Бог взял». Таким образом можно ведь любую болезнь «прокомментировать», не правда ли? Может быть, скоро украинские эскулапы будут писать эти четыре слова в диагнозе? Относительно сколиоза такие высокоинтеллектуальные и очень человеколюбивые заключения-вердикты выносятся довольно-таки часто…

Моральные трупы

Представьте картину: у маленького мальчика деформация грудной клетки. Какую форму имеет болезнь – не суть важно. Что западение грудной клетки, что выпячивание оной малоприятно. Иногда бывает и третье – с одной стороны «вылезло», с другой – «запало». В общем, мальчуган растет, играет в песочнице и на свой недуг не особо обращает внимание. Родители тоже считают, что «рассосется». Так как болезнь прогрессирует в период активного роста молодого организма, то проявляется искривление «во всей красе» с десяти до пятнадцати лет.

И тут в жизнь мальчишек и девчонок врывается огромная проблема. Во-первых, дети подвергаются постоянным насмешкам со стороны сверстников. Во-вторых, внимание маленьких граждан постепенно переключается с песочницы на противоположный пол. А противоположный пол, как назло, ценит красоту форм. Назвать же горб на груди красивым сможет лишь любитель готических извращений. Бассейн отпадает, равно как и пляж. Из гардероба исключаются футболки, обтягивающие топики, в общем, все, что может подчеркнуть дефект внешности.

Знаете, что влечет за собой этот комплекс ограничений вкупе со смешками за спиной и сочувствующими взглядами? Все это приводит к психологическим травмам, и травмы эти не шуточные. Ребенок из жизнерадостного человечка превращается в замкнутого, обозленного на весь мир волчонка. Психологический дискомфорт вытесняет любовь родителей, обозленность со временем превращается в ненависть. Человек попросту выпадает из социума. Образно говоря, он летит с корабля, где пьют шампанское, любят и смеются в темную, холодную воду. И барахтается там до тех пор, пока не превращается в моральный труп.

Сколько таких людей в Украине? Сколько жизней скомкано болезнью позвоночника? А не узнать нам этого. Потому что официальной статистики по этому поводу просто нет. По сколиозу есть (трехгодичной давности), а в общем по болезням позвоночника – отсутствует статистика. Возможно, для того, чтобы не шокировать широкие слои населения этими цифрами…

Пара слов о прогрессе

Возьмем, к примеру, насморк. Насморк, как болезненное явление, известен с незапамятных времен. Но ведь лечение этого недуга не может быть основано на книгах, изданных в 6-м веке до нашей эры! То же самое касается и позвоночника. Открываем «Трактат о хворях», изданный в 1341 году. Там болезнь «хребта» рекомендуют искоренять с помощью втирания «высушенной перетертой шкуры летучих мышей», а также «ягод с древа аниса». Уверен, такие «методики» были чрезвычайно прогрессивны для того времени и с их помощью излечилось множество средневекового народу.

Человеку двадцать первого века втирание какой-то там «шкуры» поможет так же, как поможет мертвому грязевая ванна. Человечество идет вперед, и медицина, соответственно, делает семимильные шаги вместе с научно-техническим прогрессом. Шаги медицина делает, но не у нас. Если в Европе то и дело проходят конгрессы, посвященные новшествам в деле борьбы с болезнями позвоночника, то в Киеве, на Воровского, существует один (!) институт, наиболее успешно решающий проблемы позвоночника. Если на Западе существуют ассоциации хирургов, занимающиеся болезнями позвоночника, то в нашей стране настоящих специалистов в этом вопросе можно пересчитать по пальцам. Одной руки. Беспалого инвалида.

Взгляд специалиста

Как ситуацию изменить к лучшему? Комментирует врач ортопед-травматолог института травматологии и ортопедии Академии медицинских наук Украины Яков Фищенко:

- Во-первых, необходимо, чтобы пациент не отфутболивался от одного врача к другому. То есть, если ребенок заболел сколиозом, нужно, чтобы его вел один и тот же врач. Только так медик сможет увидеть всю картину в целом, только так он сможет назначать именно то лечение, которое будет наиболее эффективным. Вторая проблема – я не могу понять логику некоторых педиатров, но направление на лечение в столичный Институт травматологии и ортопедии некоторые родители буквально выгрызают на местах. Зачем? Направление не нужно. А у нас что происходит – ортопед на месте, в районе, отсылает людей к областному ортопеду. Тот в свою очередь должен направить детей в Киев, в Институт ортопедии и травматологии, однако так происходит. Всю эту бюрократию, отнимающую уйму драгоценного времени, можно существенно сократить, обратившись напрямую.

- Почему в Украине так мало внимания уделяется новшествам в деле лечения болезней позвоночника?

- Потому что самые новейшие системы и методики приходят с Запада. Для того чтобы быть на гребне волны в этом вопросе, нужно посещать симпозиумы. А для того, чтобы нашим врачам посещать симпозиумы, необходимыми являются несколько слагаемых. Во-первых, и это, пожалуй, самое главное – язык. Не знаешь языка – нет смысла туда ехать. Второе – деньги. Для того чтобы отправиться в ту же Швейцарию, где я был на крупнейшем спинальном конгрессе весной этого года, нужна была достаточно крупная сумма. То же самое касается литературы. Книги стоят в среднем 500 долларов. Также врачам из развитых стран пребывание на симпозиумах оплачивается. В-третьих – желание. Потому что я нахожу способы посещать все значимые конгрессы и симпозиумы. Выписываю пять мировых периодических изданий, посвященных проблемам позвоночника, а книгами заставлен весь кабинет. При этом денег для того, чтобы это осуществлять, не имею, поэтому ищу спонсоров… Если есть желание – будет и результат.

- ?

- Хорошо, пример. Письмо в оргкомитет: «Я молодой врач из Украины. Помогите, пожалуйста».

- Помогают?

- В том-то и дело, что помогают.

- Выходит, иностранные медицинские организации более заинтересованы в развитии украинской медицины, нежели отечественное здравоохранение?

- Я не могу отвечать за все здравоохранение, но факты говорят о том, что очень серьезные иностранные медицинские организации и сообщества готовы идти навстречу желанию украинских специалистов.

- Сколько стоит операция?

- Медицина у нас бесплатная!!! Пациентам необходимо оплачивать дорогостоящие имплантаты. Поэтому стоимость лечения больного сколиозом начинается от 10 тысяч гривен.

- Оплачивает операцию государство?

Мой вопрос не понят, более того, абсурдность его очевидна и мне самому. Конечно же, в Украине больной оплачивает все сам.

В стране, где каждый десятый имеет проблемы с позвоночником, проблему в упор не замечают. В старину для создания искусственно выведенных уродов детей сажали в бочки, и они там росли. Искривлялись ноги, руки, позвоночник. Росли горбы. Потом несчастных продавали в цирки.

Сегодня, в двадцать первом веке, мы плодим уродов, обильно поливаем равнодушием грядки с подрастающими инвалидами, не считаем проблему проблемой. Выражение «горбатого могила исправит» относится не только к негодяям и преступникам. Это выражение в полной мере отражает отношение компетентных организаций к тому, что наша нация, наш народ постепенно превращается в неполноценный «человеческий материал». И страшнее всего то, что в инвалидов превращается подрастающее поколение, дети, обреченные на страдания не только из-за политических или экономических, но еще и физических болезней общества…

Важно! Материал подготовлен на основании актуальных научных и медицинских исследований и носит исключительно информационный характер. Данная информация не может быть основанием для установки диагноза или лечения. Если у вас проблемы со здоровьем, для установки диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Анатолий Шарий