Министры-интеграторы, на выход!
13.11.2006 17:46
…это будет штурм последнего «оранжевого бастиона» в украинском Кабмине, для кого-то – растерзание «демократических мучеников» Неронами парламентского большинства...

В этот день решили самураи...

Украинский парламент принял постановление, которым обязал министров обороны Анатолия Гриценко и иностранных дел Бориса Тарасюка 15 ноября прийти и «отчитаться о проделанной работе». Смысл, скрывающийся за этим техническим термином, настолько очевиден, что и представители Антикризисной коалиции, и их «оранжевые» оппоненты в один голос говорят о попытке отправить Тарасюка и Гриценко в отставку. Тем более что незадолго до судного дня» оба министра в очередной раз подверглись опале.

Так, 18 октября генпрокурор Украины А. Медведько заявил, что Министерство обороны «неэффективно борется с коррупцией». Своим заявлением, которое резюмировало ряд прокурорских проверок военного ведомства, он довел руководство МО почти до инсульта. По словам самого Гриценко, проверки привели к тому, что его помощники и начальник Генштаба находятся в состоянии психологического стресса, а еще два заместителя слегли в госпиталь.

В ответ Гриценко зачем-то попытался вызвать Генпрокурора на теледебаты (хорошо еще, что не на трибуну Майдана), а затем и вовсе высказал идею, что генеральному прокурору следовало бы подать в отставку. Дескать, в «неэффективной борьбе с коррупцией» виноват... сам Медведько, который не реагирует на сигналы.

Не реагирует – плохо, отреагировал – тоже плохо! Понятно, что Анатолия Гриценко «прессуют». Понятно, что он сейчас отчаянно хватается за шатающееся кресло и находится в состоянии, близком к истерике – однако же выстраивать свою линию защиты нужно более логично. Генпрокурор вовсе не обязан реагировать только на те сигналы, которые подает сам министр обороны, и закрывать глаза на те, которые бросают тень на господина Гриценко. И уж подавно спорить с объектом проверок на теледебатах. А то так можно дойти до того, что владельцы продуктовых лавок начнут вызывать в телестудию пожарных инспекторов.

А 6 ноября снова попал в «халепу» и глава украинского МИДа. Дело в том, что прибывший в Киев Генеральный секретарь Совета Европы Терри Девис не смог встретиться с премьер-министром Януковичем – по причине «изменившихся планов украинского премьера», который отправился возлагать цветы освободителям Киева.

Казалось бы, не встретились – и ладно! Все равно подобные встречи носят в основном протокольный характер: пожмут руки, спросят, как дела, пожелают удачи и разойдутся. Да и вряд ли Янукович и Девис горели желанием увидеть друг друга. Но на следующий день народный депутат от Партии регионов Анна Герман заявила, что встреча не состоялась по вине министра иностранных дел Украины.

Вот тут уже нет разницы, насколько нужной и важной могла бы быть эта встреча. Главное, что Бориса Тарасюка обвинили в том, что он не смог ее обеспечить – то есть, выражаясь казенным языком, не справился со своими обязанностями. Намек улавливаете?

Впрочем, за Тарасюком достаточно «грешков» и без этой несостоявшейся встречи, главные из которых – расхождение политических линий его МИДа и руководства Кабмина. То же самое касается и Анатолия Гриценко, который, помимо неуемной НАТО-интеграторской деятельности, в последнее время начал настраивать против правительства Януковича армейских офицеров, популярно рассказывая им про недостатки проекта бюджета 2007 года.

То, что «оранжевые» министры не сработаются с Януковичем, было ясно с момента формирования Кабмина. Вопрос был только в том, когда и каким способом Виктор Федорович и Антикризисная коалиция выдавят из правительства слишком уж «оранжевых» товарищей Виктора Андреевича, заменив их либо своими кандитурами, либо менее политизированными фигурами из президентского запасника.

Одним из этих способов и стал вызов министров «президентской квоты», которых премьер не может уволить юридически, на ковер Верховной Рады. Парламент уже попытался отстранить от выполнения обязанностей Луценко, теперь, видимо, очередь за Тарасюком и Гриценко. Вот почему они, правильно поняв несложный намек, так взволновались.

Борис Тарасюк назвал требование «отчета» политически мотивированным шагом, который «нацелен на уничтожение представителей демократических сил в правительстве». Во как! Высказался прямо-таки в «оранжевом» стиле – мол, только «Наша Украина» является демократической партией! Неужели Партия регионов пришла к власти путем военного переворота, а социалисты являются наследственными пэрами?

«Если моя отставка состоится – эти действия будут незаконными, потому что только Президент может увольнять министров, назначенных по его квоте», – не унимался глава МИДа и Народного Руха, страшась покидать ведомство, в котором его однопартийцы прочно обосновались еще при Леониде Кучме.

Весьма оригинальным оказался Анатолий Гриценко, который на приглашение отчитаться перед депутатами ответил в стиле героев одной повести Булгакова: «Отлично! Я и сам давно собирался ознакомить их с моими достижениями!». По его словам, «депутаты убедятся, что им есть за что гордиться военными».

Еще интересней были возражения Президента Ющенко. Он считает, что решение парламента об отчете министров создает... нестабильность в обществе. В своем традиционно витиевато-занудном стиле он заявил: «Уверен, что правительство должно уделять больше внимания консолидации общества. Те решения, принятые в парламенте по выслушиванию отчетов по ряду министров, не добавляют авторитета украинской власти. Это формирует нестабильность».

Чуть позже он более четко заявил устами своего пресс-секретаря, что расценивает попытки уволить Б. Тарасюка как попытку «ослабить темп евроатлантической интеграции нашей страны, курс на которую активно воплощает нынешний руководитель украинского внешнеполитического ведомства». Гарант также не преминул напомнить, что согласно Конституции именно он воплощает внешнюю политику Украины и, соответственно, предлагает кандидатуру министра иностранных дел.

Судя по ответным заявлениям, дела в президентской команде весьма плохи и судьбы «оранжевых» министров действительно висят на волоске. Но решать их будут не только парламент и Президент.

Сектор «Ukraina»: на контроле

Украина представляет какой-либо геополитический интерес только в качестве газотранзитного коридора между Россией и Европой, а также как обладательница нескольких крупных и потенциально опасных АЭС. Если бы не газовая труба и атомные станции, Украина была бы столь же интересна «мировому» сообществу, как и Молдова.

Вернемся на несколько лет назад. Представьте, что вы отвечаете за американские интересы в восточноевропейском секторе «Ukraina». Не за горами президентские выборы-2004. На какого бы политика вы поставили, располагая тремя проходящими кандидатурами: Ющенко, Янукович, Тимошенко? Отбрасываем Януковича, который несколько непредсказуем и к тому же частично проводит пророссийскую политику. Тимошенко, образно выражаясь, больна политическим радикулитом – с трудом гнет спину, то есть недостаточно услужлива и слишком уж обидчива и принципиальна. Зато добрый, мягкий, безвольный Виктор Андреевич – то что надо!

А вы думали, Запад увидел в Ющенко какие-то иные достоинства? Руки, которые не крали?

По такому же принципу (предложите иной?) могла делаться ставка на политиков рангом ниже – в том числе, когда формировалось окружение Виктора Андреевича. Разумеется, полностью контролировать этот процесс не в силах даже всемогущий Вашингтон. Он часто совершает кадровые просчеты, которые способствуют тихой уже и так надвигающейся смерти однополярного мира. И в число «друзів» президентов и премьеров стран «молодой демократии» попадают разные люди.

С точки зрения интересов Вашингтона (Брюсселя, Москвы) нет никакой разницы, кто возглавит Министерство физкультуры и спорта или Комитет по пенсионной реформе в далекой туземной стране. Если их протеже хочет подарить эти должности своему свату или партнеру по бизнесу – да ради Бога! Лишь бы кандидат не был твоим радикальным противником.

Важны лишь ключевые посты, от которых зависит защита интересов США (Евросоюза, России и т.д.) в данном регионе. В Украине, в числе прочих, такими постами являются министр обороны и министр иностранных дел. Поэтому в борьбе за них могут принимать участие и внешние силы.

С оглядкой на НАТО

В руках Анатолия Гриценко находится не столько силовое ведомство – доведенное до ручки, оно уже не представляет из себя грозную силу, – сколько один из главных рычагов интеграции Украины в НАТО.

Собственно, а что на самом деле она собою представляет? Для Украины – ничего особо примечательного. Ну, может быть, Пентагон выделит украинским «сипаям» немного денег на приобретение новых штанов и кокард. Чем-то «подмажет» генералитет и чиновников МО. Все согласно общепринятой традиции слегка одаривать новых вассалов.

Еще украинцев похлопают по плечу и заметят, что теперь они «члены коллектива». То бишь коллективной безопасности. Правда, ни от террористов, ни от ядерного оружия России, Китая или Пакистана «коллектив» защитить Украину не сможет – но вот об этом украинцам знать необязательно.

Что потребует взамен? Хороший вопрос! Уточним – кто именно? Чехии, Испании, Бельгии и даже Германии от Украины в военном плане ничего не нужно. Для них Украина что будет в НАТО, что нет – одинаково. А вот США...

Прием Украины в НАТО в американском варианте позволит закрепить сразу несколько важных для Вашингтона интересов. Во-первых, легализовать военное присутствие американцев на территории «неньки». Что позволит им более уверенно контролировать Черноморский регион – что важно на фоне угрозы потери лояльности Турции, в которой в последнее время усилились антиамериканские настроения. А также контролировать территорию самой Украины с ее газопроводами – что важно для давления на Россию или Евросоюз, и получить обширный плацдарм под самым боком у России.

Во-вторых, это политически и экономически в большей степени привяжет Украину к США – которые являются лидером и основным финансовым спонсором блока. Опять же, для получения большего контроля над этим регионом.

Еще один рычаг интеграции в НАТО находится в руках украинского МИДа. Но, помимо этого, министерство и сейчас может решать многие задачи, ради которых Украину одни тянут в НАТО, а другие противодействуют этому.



Другие – это, понятное дело, Россия. Но дело отнюдь не в мифических «имперских амбициях». Было бы удивительно, если бы ее совершенно не интересовало, что происходит у нее под боком – тем более, что желание США взять под контроль Черноморский регион и украинские газопроводы непосредственным образом угрожают интересам Москвы. Собственно, Россия практически обороняет свою околицу. А вот что забыл Вашингтон на другом конце земного шара?

Свои интересы в этой игре есть и у Евросоюза: ему отнюдь не хотелось бы, чтобы газовая труба попала под контроль третьей стороны, которая использует ее для шантажа Брюсселя и поставляющей ему газ России.

В принципе, Евросоюзу самому бы хотелось контролировать этот регион. Но как? Самым эффективным способом было бы принятие Украины в ЕС – но тогда расходы на содержание Украины на порядки перекроют все мыслимые выгоды от контроля транзита газа. Единственное, что может себе пока позволить ЕС – пытаться помешать установлению над сектором «У» контроля Вашингтона и контроля России. Поскольку в резком усилении «газовой империи» Европа, всю свою историю боявшаяся сильной России, тоже не заинтересована.

Возможно, именно поэтому в Европе так спокойно, чуть ли не с одобрением восприняли заявление Януковича о невозможности быстрой интеграции Украины в НАТО. Действительно, а какой интерес Франции и Германии в том, что Киев станет верным военно-политическим вассалом Вашингтона? Они даже готовы «помочь» Виктору Федоровичу, заблокировав возможное вступление Украины в Альянс.

Поэтому все внешние заинтересованные стороны просто обязаны пытаться контролировать важные кадровые перестановки в руководстве МИД и МОУ. И, нужно заметить, они имеют для этого необходимые рычаги давления. Поэтому судьба Бориса Тарасюка и Анатолия Гриценко будет решаться под пристальным вниманием (а может, и влиянием) трех мировых центров: Вашингтона, Брюсселя и Москвы.