О.Тягнибок: «Сегодня самой актуальной проблемой является развитие сепаратистского движения»
27.06.2008 23:57
...съезд. Главой партии, как того и следовало ожидать, был переизбран ее создатель, идейный вдохновитель, а также «паровоз» (по его собственному выражению) Олег Тягнибок. В ходе съезда он с гордостью отметил, что партии во время выборов в Киевсовет удалось разрушить два важных стереотипа. Первый - миф о заведомой «непроходимости» «Свободы». Экзит-поллы показали, что ей удалось преодолеть избирательный барьер, сказал, обращаясь к делегатам, Тягнибок. Финальный официальный результат оказался чуть ниже - 2,5%, но и он достаточно высок. Второй разрушенный миф - о том, что «Свобода» - исключительно западноукраинская партия. Ведь за нее голосовали киевляне.

Так что теперь у Тягнибока и его соратников большие планы на все предстоящие в Украине выборы. Во время 10-минутного перерыва в работе съезда Олег Тягнибок успел поделиться ими с журналистами, в числе которых был и корреспондент From-UA. Предлагаем вашему вниманию все ответы Олега Тягнибока в переводе на русский язык.

- Всеукраинское объединение «Свобода» уже давно не проводило съезды. С чем это связано и какие важные решения были приняты сегодня?

О.Тягнибок: - Сейчас проходит уже XIX съезд. Со времени предыдущего (отчетно-избирательного съезда. - Прим. From-UA) у нас состоялось пять других. Cогласно нашему уставу, мы должны раз в два года проводить так называемый отчетно-избирательный съезд. И cегодня мы обсуждаем отчет за два года нашей деятельности, избираем новые руководящие органы нашей партии. Также мы надеемся утвердить новую редакцию программы нашей организации, внести изменения и дополнения в устав.

Будем реагировать на актуальные политические события, которые сейчас происходят в украинском государстве. Мы приняли заявление относительно попыток реформирования судебной системы в Украине. Также мы считаем, что сегодня самой актуальной проблемой является развитие сепаратистского движения в Украине. Соответственно, будет жесткое заявление относительно событий в Закарпатье и относительно Крыма.

«Свобода» сегодня начинает акцию, задача которой - обратиться к украинской власти с требованием провести референдум относительно ликвидации автономии Крыма, превращения Крыма в область (может быть, и не в одну), ликвидации статуса Севастополя и превращения Севастополя в порто-франко, свободную экономическую зону. Возможно, таким экономическим фактором нам удастся решить проблему пребывания Черноморского Флота России на территории Украины.

Существует и проблема сепаратистского движения русинов в Закарпатье, а также установление там разнообразных памятников, которые прославляют героев имперских государств на территории Украины.

- Какими будут изменения в уставе?

О. Тягнибок: - Это будут так называемые деликатные изменения. Мы укрепляем структуру партии. Мы фактически узаканиваем деятельность наших отдельных территориальных организаций, распределяем полномочия в центральном аппарате. Так что это - косметические изменения.

- Если говорить о деятельности на следующий год, то чем она будет отличаться от нынешней?

О. Тягнибок: - В первую очередь, мы готовимся к выборам. На конференции, которая состоялась в феврале этого года в Киеве, мы приняли решение, что в любых выборах, которые будут проходить в Украине - будут ли они муниципальными, парламентскими, президентскими, срочными или досрочными - «Свобода» будет принимать в них участие. Тем более сейчас, когда рейтинг и популярность «Свободы» неуклонно растет.

Те идеи, которые мы исповедуем и которые мы декларировали в «Программе защиты украинцев», сегодня почти стопроцентно декларируются высшими должностными лицами, различными политическими партиями. То, за что нас вчера критиковали, сегодня уже считается привычными и нормальными вещами. Общество радикализируется, общество требует новых идеологических политических сил. Соответственно, у нас огромная перспектива.

Фактически, вся работа партии будет направлена на подготовку к выборам. Ведь речь идет о десятках тысяч людей, которых нужно подготовить: будущих членах участковых комиссий, наблюдателях, агитаторах, тех людях, которые будут нести нашу идею украинцам. Это касается распространения наших партийных структур. Скажем, в отношении отдельных партийных организаций мы даем поручение, чтобы они дошли до районов и городов, а некоторые областные организации обязаны уже иметь свои представительства в селах и поселках. Это касается укрепления нашей партийной политической идеологии, ее рекламы и распространения среди людей.

- Кроме отмены автономии Крымского полуострова и борьбы с сепаратизмом, вы заявили о возвращении Украине статуса ядерного государства и открыто назвали Россию врагом Украины. Как Вы это прокомментируете?

О. Тягнибок: - Оно так и есть. Могу лишь подтвердить свои слова: Украина должна вернуть себе статус ядерного государства, то есть право быть ядерным государством. Я понимаю, что сегодня создание ядерной бомбы в Украине невозможно: из-за политической нестабильности, из-за той власти, которая есть в Украине, которой нельзя абсолютно ничего доверить на государственном уровне, из-за экономического кризиса в украинском государстве.

Но если бы мы заявили, что возвращаем себе статус ядерного государства, мы решили бы много проблем во внешней политике. Нам нужно сделать такую декларацию, нам необходимо укрепить украинско-российскую границу, решить вопрос с демаркацией и делимитацией этой границы, нам необходимо укреплять украинские Вооруженные силы. И тогда у нас не будут возникать многие проблемы, которые на сегодня существуют в украинском государстве.

Да, сегодня Россия фактически находится в состоянии холодной войны с Украиной. А как иначе назвать заявления Путина о том, что украинского государства не существует и о возможности ядерного удара по Украине, поездки разных Лужковых и Жириновских сюда, на территорию Украины?

Конечно, это в том числе и наша проблема, то, что мы их сюда допускаем. Это проблема оккупации нашего информационного пространства, того, что через наши телеканалы можно видеть различных российских политиков, которые издеваются, измываются и унижают достоинство украинцев как нации. Понятно, что в любом другом государстве на это бы реагировали.

Но во взаимоотношениях с Россией мы должны вести себя очень жестко. Кремлевским политикам нельзя давать обсасывать пальчик, они и руку по локоть откусят, стопроцентно. И меня как украинского политика унижает такая подхалимская политика украинских государственных чиновников в отношении московских политиков.

- А как насчет взаимодействия с другими партиями? Вас обвиняли в «отбивании» процентов у других демократических партий. Стоит ли вопрос о присоединении «Свободы» к другим силам?

О. Тягнибок: - События последних дней показали, что все подобные обвинения были безосновательными. Потому что за «Свободу» голосуют симпатики по мировоззрению, те люди, которые бы никогда в жизни не проголосовали за так называемые демократические силы, о которых вы говорите. Которые, кстати, скомпрометировали себя невыполнением данных обещаний, тем, что пошли в фарватере так называемых олигархических партий и совершенно не отстаивали те позиции, которые они раньше декларировали.

Собственно, «Свобода» постоянно занимала правильную позицию. Хотя мы всегда были за интеграцию. Вот только интеграция могла быть лишь на двух условиях. Мы всегда говорим, что готовы с любой политической силой найти взаимопонимание, строить блоки или даже создавать единые партии. Но только если будет проведена внутренняя люстрация. Последние события лишь подтверждают правильность этого требования. Все эти Буты и другие, которых очень много и в списках БЮТ, и «Нашей Украины», и других политических сил, как раз и показывают, что у их лидеров нет политической ответственности. Им совершенно безразлично, кто в их списках, лишь бы они платили соответствующие деньги.

«Свобода» подходит к этому с другим видением. Мы говорим: мы готовы с вами сотрудничать, но давайте проведем люстрацию ваших списков, давайте сделаем так, чтобы списки были чистыми. Почему мы должны страдать? Если мы можем предложить чистый список, а они нам предложат грязный список, и потом все это объединится, нам придется за этих людей отвечать.

И второе. Объединение возможно исключительно на идеологических позициях. Если политические силы видят по-разному политические процессы, то, извините пожалуйста, как можно потом в парламенте или местных органах власти отстаивать свои позиции?

Пример - тот же БЮТ и та же «Наша Украина». Скажем, БЮТ и «Наша Украина» с парламентской трибуны осуждают сепаратистские действия, а их фракции в Одессе голосуют за установление памятника Екатерине Второй. Их фракции в Полтавском горсовете сносят памятник Петлюре и устанавливают памятник Петру Первому. Фракции «Нашей Украины» поддерживают сепаратистское движение в Закарпатье, и в то же время из «Нашей Украины» звучат призывы к тому, что нужно бороться с крымской проблемой.

Мы в своей партии такого позволить не можем. Мы можем общаться и объединяться лишь с теми, кто видит ситуацию точно так же, как и мы. Потому что мы понимаем: любое объединение будет обречено, если оно не идеологическое и если не будет проведена внутренняя люстрация. Пожалуйста, пусть присоединяются к нам, мы за.

- Существует ли позиция партии относительно членства Украины в НАТО и будет ли она отражена в программе?

О. Тягнибок: - Мне кажется, что проблема членства в НАТО сегодня подбрасывается как раз для того, чтобы расшатать ситуацию в Украине. Я не хочу говорить о том, мы за или мы против НАТО. НАТО - это лишь один из военных союзов. Таких в Украине были сотни. Нам во внешней политике нужно руководствоваться известным английским принципом: у страны нет врагов, у страны нет друзей, у страны есть лишь свои национальные интересы.

Будет нам выгодно на каком-то историческом этапе сотрудничать с НАТО или любым другим военно-политическим союзом - мы можем сотрудничать. Выгодно нам силами того же НАТО выгнать из Украины российский Черноморский Флот - это может выглядеть для Украины интересно.

Мы должны поставить риторический вопрос: а что, если мы благодаря такому стремительному походу в НАТО не будем обустраивать украинскую армию, надеясь на то, что кто-то нам поможет? Ведь что такое НАТО? Это оборона государства. Так что, если бы у нас была нормальная оборонная доктрина: ядерное оружие, сильные границы, сильная и обороноспособная армия, - нам никто больше не был бы нужен.

А если нас до 2017 года не примут в НАТО? А если нас дальше будут лупить, как в Бухаресте, где из Украины сделали грязную тряпку, о которую могли вытирать ноги и американцы, и Кремль, и кто угодно еще, показав нам якобы наше место на международной арене? Я считаю, что Украина должна вести свою внешнюю политику с позиций силы, а не того, кто будет где-то там в очередь становиться.

Во внешней политике «Свобода» в своей «Программе защиты украинцев» предлагает проект, может быть, на сегодня фантастический, но завтра - вполне реалистичный, новую оборонную доктрину, новый геополитический проект - Балто-Черноморский Союз. Европу нам нужно рассматривать не в горизонталньой плоскости, как мы привыкли, а вертикальной. При Балто-Черноморском Союзе Украина будет фактически центром Европы, а Днепр - осью этой Европы. Почему мы не обсуждаем этот проект, почему мы уцепились за НАТО? Почему мы не обсуждаем вопрос создания Вооруженных сил Евросоюза?

Так что проблема обороны - это проблема психологии украинской власти. Если власть будет сильной, если она будет понимать наши приоритеты, все эти проблемы решатся. Мне, как украинцу, хочется, чтобы в любом обществе, любом объединении, любых международных организациях, куда будет вступать наша страна, Украина доминировала. Нужно основывать такие организации или хотя бы не быть в хвосте. Сейчас же, извините, это унизительные моменты. Сейчас идет не наша игра. И мы в ней становимся всего лишь пешками. Еще раз говорю: будет выгодно - идем, не будет выгодно - не идем. Нам во внешней политике нужно быть очень прагматичными.

- А почему, на Ваш взгляд, сегодня не существует монолитной украинской Правицы?

О. Тягнибок: - Если под словом «Правица» вы подразумеваете то, что подразумеваю я... Именно потому, что «бабло побеждает зло». Именно потому, что у некоторых политиков интересы своего карамана, или свой статус в обществе, или своя должность является намного более важной, чем идея, за которую они вроде как должны были бы бороться.

Мы - идеологическая политическая сила. Для нас власть или должность нужна лишь как инструмент для построения того государства и того общества, которые отражены в нашем проекте Конституции, в нашей «Программе защиты украинцев» и т.п. То есть для нас власть не является самоцелью. И мы не обмениваемся за несколько депутатских мест своими принципами. Когда-то еще Бандера сказал: «Я готов хоть с чертом рогатым пойти на союз, лишь бы не переступать через свои идеологические принципы».

Многие из политиков, которые пытались создавать Правицу, засиделись в правом движении. Я вообще полагаю, что в Украине настала смерть так называемой национал-демократии начала 90-х годов. Именно «Свобода» сегодня начинает занимать национальную, демократическую нишу. И именно поэтому «Свобода» сегодня увеличивает свои ряды. Это происходит не только за счет тех симпатиков, которые приходят к нам, видя нашу деятельность и политику, но и за счет членов национально-патриотических, национально-демократических сил, которые разочаровались в деятельности своего руководства.

- Почему до сих пор не состоялся суд на коммунизмом, о необходимости которого Вы говорили на съезде?

О. Тягнибок: - Для того, чтобы провести серьезный суд над коммунизмом, необходима хотя бы минимальная реальная центральная власть. В то время, когда я был народным депутатом Украины, я проводил переговоры с парламентариями из Прибалтики, в частности, Литвы, из Венгрии, которые были согласны совместно с украинскими парламентариями, и даже в Украине, в Киеве провести общественный суд над коммунизмом, такой себе «Нюрнберг-2».

Конечно, эту тему мы не оставляем. Тем более, что мы как антикоммунистическая сила первым разделом и первым пунктом нашей программы поставили тему геноцида украинцев в XX веке. Соответственно, эта тема будет для нас всегда актуальной, мы никуда не будем от нее отступать. Мы проводим различные мероприятия, которые приближены к этой тематике. Мы собираем материалы для этого суда. Нам приятно, что международные организации, типа Парламентской Ассамблеи Совета Европы рекомендуют проводить подобные мероприятия. И рано или поздно мы его проведем.

Но суд должен быть проведен помпезно. Я не считаю, что суд над коммунизмом должен стать хотя бы и 10-тысячным митингом в Киеве. Люди бы поговорили, возможно, написали какую-то резолюцию - и все. Это должен быть очень серьезный процесс. Это слишком серьезно, чтобы отнестись легкомысленно.

Мы готовимся к такому мероприятию. Я не знаю, сколько мы будем готовиться - год, два, может быть, пять лет. Необходимо привлечь другие страны, чтобы приехали свидетели, рассказали о преступлениях коммунизма, это должно транслироваться в СМИ. То есть нам нужна хотя бы частично центральная власть для того, чтобы это реализовать. Для первого реального шага нам недостаточно иметь представителей в местных органах власти. Но фракция в парламенте, даже минимальная, одним из первых будет заниматься этим вопросом.

Думаю, что на следующих парламентских выборах мы имеем все шансы получить хотя бы минимальную, но фракцию националистов.