Трудно быть Богом
16.06.2004 12:51
…двух мировых держав – России и США.

«Навеки вместе»: попытка № 2

Вторую попытку объединить Южную Осетию с Грузией ее президент Михаил Саакашвили начал сразу после празднования Дня независимости, надеясь, что ему, в отличие от покойного З. Гамсахурдиа, это удастся. Причем объединить методом кнута и пряника.

В качестве кнута осетинам продемонстрировали несколько танков, протарахтевших гусеницами вблизи грузино-осетинской границы, батальон свежевымуштрованных американскими инструкторами пехотинцев и установку залпового огня «Град». Не ахти какое войско, однако и Южная Осетия чуть больше Монако.

С пряником у Грузии вышло хуже – по причине бедности он оказался ржаной и черствый. Саакашвили повысил южноосетинцам пенсию аж до 9 – 12 долларов в месяц – сумма для Грузии, конечно, серьезная, но… больше половины жителей Южной Осетии являются гражданами России, где размер пенсии на порядок выше. Поэтому в очередь за тбилисским вспомоществованием записалось всего 250 стариков из грузинских деревень, которые российского гражданства не имеют.

В Цхинвали также отправили пару контейнеров с канцелярскими принадлежностями и компьютерами для грузинских детей (на сумму 15 тысяч долларов), а в качестве глазури к этому прянику послужили труппа артистов и футбольная команда Тбилиси, которые должны были одновременно выполнять роль и «голубей мира», и агитаторов, а заодно –
просто поразвлечь народ зрелищем. Однако власти Южной Осетии дары отвергли, завернув груз и артистов на границе, а затем потребовали от Тбилиси компенсировать ущерб, нанесенный войной 1991 – 92 гг., в сумме 34 миллиарда рублей.

Тогда М. Саакашвили придумал новый шаг – возвращение в Южную Осетию грузинских беженцев, что вполне может вылиться в межэтническую потасовку и дать желанный повод к силовым действиям. И все же этот конфликт мог остаться чисто внутригрузинской проблемой, если бы не просьба парламента Южной Осетии о принятии ее в состав России как неотъемлемой части Осетинской республики.

Возможно, руководство автономии заранее знало о бесполезности этого шага. Тем не менее, он стал очень хорошим способом продемонстрировать Тбилиси свое упрямство, а также вывести проблему на международный уровень, в том числе и на случай военных столкновений, чтобы почти официально привлечь к ее решению сильных мира сего.

Если Тбилиси отнесся к этой «выходке» непокорной автономии с самоуверенной усмешкой, то Москва получила новую головную боль, встав перед вопросом: как отреагировать на эту просьбу и как теперь себя вести в отношении Южной Осетии вообще. Однозначный ответ ни Кремль, ни Государственная дума так и не дали, не решаясь сказать ни «да», ни «нет». И на это есть веские причины…

За спиной Большого Брата

Во многих хулиганских компаниях всегда есть малолетка или «человечек», не слишком развитый физически, существующий в этой группе на правах «шестого номера», однако проявляющий невероятный гонор в общении. Потому что знает – в случае чего он с воплем отскочит в сторону, а из-за его спины выйдут крепкие парни разбираться, «кто тут нашего маленького обижает?».

Такая роль досталась президенту Грузии Михаилу Саакашвили. Внутри своей страны он вводит демократические понятия, немного беспредельничает, «выставляя» как отдельных бизнесменов, так и целые автономии. О специфических методах наполнения грузинского бюджета, изобретенных правительством Саакашвили, которые весьма далеки от норм любого законодательства, ходят анекдоты.

И хозяину Тбилиси Запад не грозит опалой из-за вольного обращения с Конституцией и по поводу непринятия закона, защищающего американскую интеллектуальную собственность. Как-то ПАСЕ пыталась заикнуться о том, что в Грузии не во всем придерживаются общепринятых норм, – в Европу тут же вылетела грузинская делегация с грозным требованием извиниться и впредь «не делать ошибочных выводов».

Вот и перед Россией Мишико не страшится гордо выпячивать грудь, когда речь заходит о проблеме Абхазии и Южной Осетии и размещенных там российских военных. На первый взгляд, весьма удивительно, если сравнивать размеры и потенциалы этих двух стран и экономическую зависимость Грузии от России. Однако все проясняется, если учесть, что за спиной грузинского «маленького» стоит такой мировой «авторитет», как США.

На протяжении уже нескольких десятилетий ни одно государство мира, правительство которого «опекается» Америкой, никто не рискнул обвинить в нарушении демократии или агрессивности. Любое из этих государств, в случае войны с «третьей силой», может полностью рассчитывать на военную помощь США и НАТО. Саакашвили сегодня может стать хоть вторым Дювалье или Бокассой – и никто не посмеет поднять вопрос о его «замене».

Что позволено Юпитеру и что – быку

Исторически своему геополитическому росту Россия во многом была обязана готовности принять под свою руку любого, кто попросит ее о защите и покровительстве. Самый известный пример – Украина. При этом Россия не боялась столкнуться с более сильным противником (армия и резервы Речи Посполитой в 1654 году значительно превышали русские).

Подобным же способом в свое время была присоединена и Грузия, которая сама просила русских спасти ее от геноцида со стороны Персии и османов. Поэтому на протяжении веков за Россией закрепился образ державы, всегда готовой прийти на помощь, который и являлся основой ее международного авторитета.

Однако сегодня Россия – не та страна, которая отбивала нашествие «двунадесяти» европейских народов в 1812 и 1941 годах и поила своих лошадей в Эльбе и Сомме. Это даже не Россия 1992 года, которая негласно помогала восставшим автономиям Грузии и Молдавии.

В мировом масштабе Россия – один из ведущих мировых поставщиков сырья и второй ядерный арсенал. Но огромная масса проблем, прежде всего экономических, немалая экономическая же зависимость от Запада, который покупает российские энергоносители и частично владеет российскими компаниями, не позволяет России предпринимать чересчур решительных шагов против США.

Сейчас Россия попала в весьма щепетильную ситуацию. Если отказать Южной Осетии и полностью занять сторону Михаила Саакашвили – значит, вконец уничтожить свой некогда положительный имидж «спасительницы». После обвинений в «сдаче» Сербии и, совсем недавно, Аджарии, это может вызвать ответное разочарование в России всех ее немногих союзников, которые еще сохранились.

Кроме того, отвернувшись от Южной Осетии, а затем (по инерции) от Абхазии, Армении и так далее, Россия теряет свои позиции там. Все вместе это косвенно ударит и по экономике России.

Но если Россия примет сторону Южной Осетии, поссорившись с Саакашвили, следовательно, ей придется выступить против США. А конфронтация с Америкой не входит в планы российской власти, которая усердно занята решением вопроса наращивания прибыли от продажи нефти, даже если для этого требуется временно оставить политические позиции.

Против этого и российская буржуазия, которая заинтересована исключительно в доходах, а не в расходах, в том числе на ведение боевых действий там, где напрямую не затронуты ее интересы на войну. Более того, ей экономически выгоднее сотрудничать с Грузией, чем создавать проблемы и нести убытки из-за Южной Осетии.

То же самое, в принципе, выгодно и Грузии – ведь даже Джордж Сорос не в состоянии постоянно платить зарплату трем миллионам грузин, и рано или поздно Тбилиси придется мириться с Москвой и налаживать взаимовыгодное сотрудничество – без этого экономику не восстановишь. Но пока на повестке дня – укрепление власти, и ради этого все средства хороши.

Поэтому Москва старается лишь выказывать озабоченность и помогать Южной Осетии продовольствием в рамках гуманитарной программы. Не ввязываясь при этом в ссору. Скорее всего, она ожидает разрешения конфликта в мягком варианте, а возможно, даже ведет переговоры об участии российского бизнеса в освоении мятежных грузинских территорий в обмен на свое невмешательство.

Остается только один вопрос: согласятся ли лидеры Абхазии и Южной Осетии разделить участь Абашидзе, и насколько быстро жители этих автономий привыкнут к жизни в национал-демократической Грузии под руководством Михаила Саакашвили?