Вспоминая Майдан: все свободны!
27.11.2006 17:41
…Майдана – и ни один из его главных вождей. Ведь не считать же празднованием выступление с трибуны, организованной УНА-УНСО, экс-вице-премьера, а ныне народного депутата от блока «Наша Украина» Вячеслава Кириленко. А другие «полевые командиры» и вовсе предпочли остаться в тени, «тусуясь» на Площади Независимости в толпе негодующего народа, выслушивая упреки в предательстве и раздавая автографы.

От толпы, как заметил корреспондент From-UA, особенно досталось бывшему первому помощнику Президента, а ныне «простому депутату» Александру Третьякову. До поры до времени он оставался неузнанным (его, в отличие от Порошенко, немногие знают в лицо). Но зато, когда его идентифицировали, он выслушал очень много о себе нехорошего. Вплоть до фраз вроде «вы все прос*али!»…

И на бал полюбоваться сможешь ты в окно дворца!

А вот Виктор Ющенко за два года после «оранжевой революции» стал настолько далек от народа, что не нашел времени выйти к нему, ограничившись приветствием из «телеящика».

Виктор Андреевич без всяких отмазок, даже не покраснев, отметил вторую годовщину Майдана в узком кругу приближенных лиц: оранжевые министры, депутаты, председатель парламента Александр Мороз (ждали даже Виктора Януковича – но тот не приехал, вежливо пояснив, что это не его праздник). С бокалом шампанского, стоя на мозаичном полу среди мраморных колонн Мариинского дворца – любимой резиденции его предшественника Леонида Кучмы. Встречаться с народными массами, которые, между прочим, два года назад отмораживали себе органы ради его, Ющенко, воздвижения на престол, он не пожелал.

Собственно, такая нехорошая тенденция наметилась еще в первый постреволюционный год – когда Президент решил отгородиться от народа высоким кованым забором. Или когда на время его инаугурации Майдан стал режимной зоной, в которую выписывали пропуска. Вспомним и такой же забор, появившийся возле его рабочего кабинета на Банковой…

Теперь Хрещатик не перекрывали, супер-сцену не готовили – потому что к празднованию вообще никто не готовился. Ющенко отделился от народа даже в такой особенный день. Что любопытно, большую сцену хотели подготовить представители УНА-УНСО, активисты которой уже несколько месяцев живут на Майдане в палатках. Но им запретила это киевская власть, сославшись на то, что тужа ожидается визит… Президента.

А ведь даже цари по большим праздникам не считали зазорным выходить к массам на Красное Крыльцо. А Ленин и на третий год революции с удовольствием балагурил с ходоками. И все последующие годы советской власти генсеки считали обязательным дважды в год живьем показываться трудящимся на трибуне мавзолея. Брежнев даже за месяц до кончины, больной, нашел в себе силы помахать оттуда рукой колоннам демонстрантов.

Виктор Андреевич помахал народу только с экранов телевизора – причем в записи. И как-то так неохотно.

В принципе, решение встретить годовщину Майдана в уединении с «любимі друзями», без массовки – весьма прагматическое, аж до цинизма. С одной стороны, Ющенко успел настолько разочаровать и даже обозлить своих бывших избирателей, что появляться перед ними нежелательно. И с моральной точки зрения, и даже из соображений безопасности – чтобы кто-нибудь с помощью страусиного яйца или большой банки майонеза не устроил первое в истории Украины «цареубийство».

С другой стороны – а оно ему надо? Прежние выборы закончились, до новых еще ой как далеко, так что поддержка народа Виктору Андреевичу потребуется нескоро. Как говорится, борьба за демократию и свободу завершилась успехом, революция победила – теперь, шановни громадяны, все свободны! Понадобитесь еще – позовем….

Вместо этого Ющенко счел более важным поздравить с годовщиной революции грузинский народ – и 23 ноября укатил в Тбилиси, к своему побратиму Михаилу Саакашвили. Заодно он оформил с ним более тесные отношения, став крестным отцом сынишки президента Грузии.

Правда, «Союз православных граждан» намекнул, что стать настоящим кумом Саакашвили он не может, поскольку для этого нужно быть православным христианином канонической церкви. А Ющенко, мол, «является членом раскольнической секты «киевский патриархат» во главе с отлученным от Церкви бывшим митрополитом Филаретом Денисенко». Впрочем, вряд ли Виктор Андреевич обращает внимание на тонкости катехизиса. Судя из его заявлений о «единой поместной церкви», для него самой канонической является та церковь, которая больше всех разделяет политические идеи украинских национал-патриотов.

Сам пью, сам гуляю…

Покинутые верховными вождями подданные встретили День Свободы кто как смог. Абсолютное большинство его просто проигнорировало. На Майдан пришло, по разным оценкам, от 2 до 3 тысяч человек – то есть 1% от числа тех, кто стоял на нем два года назад. Увидеться с ними пришли только некоторые политики второго эшелона, «полевые командиры» да артисты-затейники тех революционных дней.

В регионах годовщина прошла еще менее заметно. Только в западных областях состоялись немногочисленные митинги фанов и прозвучали официальные сухие речи «оранжевых» чиновников. Какой-то энтузиазм сохранился в основном в сельской глубинке – например, в поселке Богородчане Ивано-Франковской области торжественно открыли памятник революции в виде подковы.

В «сине-красных» регионах, в Крыму и на Востоке, где слово «Майдан» в лучшем случае вызывает безразличие или остроты, никаких праздничных мероприятий, даже скромных, не устраивали – желающих не нашлось.

Однако датой воспользовались радикальные противники «оранжевых». В Симферополе прошли сразу три мероприятия. Несколько десятков членов Евразийского союза молодежи устроили акцию «Раздави оранжизм!» – топча ногами символику Майдана. Активисты Партии регионов, ПСПУ Натальи Витренко и «Русского блока» вышли потрясти плакатами с лозунгами за единство славянских государств и против вступления в НАТО.

Несколько десятков самых радикальных – «Конгресса русских общин Крыма», «Русского фронта» и «Союза православных граждан Крыма» – устроили свой митинг, обращенный главным образом к премьеру Януковичу. Его вопрошали, когда же он выполнит свои обещания по русскому языку. Вопрошали довольно сердито – но рассердили не Виктора Федоровича, который их, понятно, не услышал, а его однопартийцев, митинговавших рядом.

Собственно, последние обиделись зря. Подобные митинги прогнозировались, и в будущем они пройдут еще не раз – если «регионы» не будут активно хотя бы пытаться выполнять свои политические предвыборные обещания.

Самой же оригинальной была акция в Донецке – там, развернув черно-сине-красные флаги ДКР, несколько представителей общественной организации «Донецкая Республика» устроили сбор подписей в поддержку референдума по созданию автономии и перехода Украины к федеративному устройству. Вероятно, в такой форме организаторы акции тоже хотели напомнить Партии Регионов о ее обещаниях - ведь «федерализм» был одним из главных коньков ее программы.

«С чувством глубокого удовлетворения…»

Совсем «забить болт» на праздник, который сам же и установил, В. Ющенко, понятно, не мог. И появился пред народом, как уже сказано выше, в виде записанного телеобращения. «Говорящая голова» Президента в основном традиционно нудно витийствовала, однако на этот раз сказала и немало интересного.

Опустим его поздравление, пересыпанное фразами «ваш подвиг», «пример свободы» и более чем странное «поступок, который поставил Украину вровень с другими народами». Это с какими же народами? Массовые акции непризнания итогов выборов в начале этого века кроме Украины прошли, как известно, в Грузии, Азербайджане, Киргизии и ряде латиноамериканских и африканских стран. Что и говорить – хорошая компания для государства, когда-то равнявшегося на Францию и Германию!

По мнению Ющенко, за два года его правления в стране утвердились «свобода собраний», выбора, конкуренции, предпринимательства… Ну насчет собраний – при Кучме их никто не разгонял, даже если толпа шла «свергать режим». В противном случае Виктор Андреевич с Юлией Владимировной сейчас бы шили рукавицы где-нибудь под Винницей. А до свободной конкуренции Украине по-прежнему так же далеко, как до Брюсселя ползком.

Вызывает недоумение (в лучшем случае!) утверждение Президента, что после Майдана начали возрастать доходы людей. «Каждый год на 20%», – уточнил он. Интересно, а инфляцию и рост цен на протяжении 2005-2006 годов он учитывал? Впрочем, Ющенко, видимо, и сам понимает, что говорить о достатке и свободе в современной Украине, как минимум, еще рано. «Бедный не может быть свободным», – очень верно заметил Президент.

На этом здравицы и дифирамбы у Виктора Андреевича закончились, и он вернулся в реальность – полную проблем.

«Я знаю, что вам больно, и я не боюсь сказать об этом. Многие из вас разочарованы. Разочарование ведет к апатии, утрате веры, а у кое-кого вызывает злость. Вы переживаете, что теряется надежда, что политики транжирят победу людей. И вы хотите возродить веру», – этими словами Ющенко, очевидно, хотел то ли извиниться перед своим избирателями, то ли приободрить их, то ли что-то пояснить. Честно говоря, у него не получилось ни первое, ни второе, ни третье.

Избиратель разочарован – что показывают последние рейтинги, а власть вытекает как вода между пальцев. И не куда-нибудь, а к «антикризисной коалиции». Вот и не сдержался Виктор Андреевич, и бросил камешек в Виктора Федоровича: «Я готов сотрудничать с новой исполнительной властью. И без дипломатии говорю Виктору Федоровичу Януковичу – откажитесь от политиков, которые стремятся к реваншу и конфликту». Получилось, правда, больше смешно, как и недвусмысленная угроза «если оппозиция, пришедшая к власти, не учится на своих ошибках, она неминуемо снова станет оппозицией!».

Последняя фраза куда более точно характеризирует печальную судьбу «оранжевых» – БЮТ и «Нашей Украины»! Последняя не только стремительно утрачивает власть, но и стоит на грани распада.

Равнение на Запад!

Один из инициаторов смуты внутри «Нашей Украины», народный депутат Николай Катеринчук, в отличие от Ющенко, воспользовался случаем и посетил Майдан, чтобы немного попиарить себя и поклеймить конкурентов.

«Я прошу вас присоединиться к новой партии демократического направления, которая ставит целью присоединение Украины к Европейскому Союзу», – призывал он немногочисленную толпу.

Напомним, что 13 ноября Николай Дмитриевич заявил о выходе из «Нашей Украины» и создании новой партии, в которую он намерен пригласить Юрия Луценко, Арсения Яценюка, Тараса Стецькива и ряд других «не скомпрометировавших» себя «оранжевых» политиков. К таковым, надо полагать, относятся люди, не входящие в команду Безсмертного-Порошенко; которые выйдут из НСНУ и СПУ, но не войдут в БЮТ или другую ныне существующую «оранжевую» партию. Свою же партию Катеринчук обещает оформить в начале следующего года (по слухам, это может произойти и раньше, после 15 декабря).

Ну что ж, Н. Катеринчуку явно надоело сидеть в тени ближайшего окружения Ющенко, молодость торопит создать собственную политическую карьеру – как говорится, флаг ему в руки. В смысле, флаг собственной партии.

Но здесь интересен не флаг будущей партии Катеринчука и не состав ее будущего президиума, а основы ее политической программы. Именно этим он будет агитировать избирателя за себя, любимого. И если он в этом деле не профан, то вытащит перед электоратом самую сладкую конфетку.

Похоже, таковой стала его идея поставить во главу угла присоединение Украины к Европейскому Союзу. И это не случайно.

Майдан рухнул. Сгнил. Усох и рассыпался в пыль. Отметить его вторую годовщину на улицы вышло не больше народу, чем бабушек на 89-летие Октябрьской революции. Это – оценка «оранжевого» электората полутора годам «оранжевой» власти. И не только. Это еще и разочарование в большинстве пресловутых «идеалов Майдана».

Если быть точнее – в реализации наиболее сказочных идеалов: например, небесной манне с неба лично каждому – ведь кое-кто на Майдане-2004 верил, что получит за свои «заслуги» квартиру в Киеве. Но не получил даже комнату в общежитии – и вернулся с пустыми руками в родное село. А в селе разруха, которая не исчезла за полтора года «чесной и прозорой» власти. Это коренным киевлянам, работающим в офисах, хорошо вечерами болтать про свободу за бокальчиком пива в баре. А тут иди на свои 4 гектара вручную пшеницу засевай. Обидно по самые апельсины – которые не ел с Майдана…

В условиях полного разочарования в политиках собственных возникает призрачная надежда на помощь извне. Для «оранжевого» электората – с Запада. Так что Катеринчук правильно понимает настроение масс.

Если несколько лет назад панацеей от всех бед было «свержение режима», то сейчас, когда новый режим оказался ненамного лучше старого, ею кажется вступление в ЕС – которое принесет материальные пособия и моральное удовлетворение от факта окончательного ухода от России. Причем во Львове, к примеру, это желание настолько велико, что часть галичан не против войти в ЕС в виде отдельной Галицкой республики – лишь бы поскорее, потому что «с этим Донбассом не примут».

А на Донбассе многие отнюдь не против, чтобы «эта Галиция» отделилась и вступала куда ей угодно – без нее, мол, спокойнее будет. Это, кстати, одно из самых больших «достижений» Майдана – полный политический раскол Украины. Который будет аукаться еще очень долго.