Ноябрь освободительный
05.12.2006 16:34
…земельным наделом. Началась аграрная реформа Петра Аркадьевича Столыпина…

Эта реформа была самой важной, самой смелой и самой необходимой реформой думского периода русской истории. В обществе царило представление о необходимости сохранения традиционной общинности – «векового устоя крестьянской жизни».

Столыпин, внимательно наблюдавший и хорошо знавший крестьянскую жизнь еще по поволжскому губернаторству, пришел к заключению, что община представляет собой элемент косности и рутины, тормозом экономического развития и социального прогресса в деревне. Еще в бытность саратовским губернатором он писал во «всеподданнейшем отчете» в 1904 году о необходимости создания единоличной крестьянской собственности.

Столыпин был уверен, что «колхозность» крестьян лишь губит личную предпринимательскую инициативу, к тому же она может быть губительной в периоды бунтарских циклов.

Революция 1905-1907 годов лишь подтвердила догадки Петра Аркадьевича. Подавить сельскую страсть к бунтам Столыпин также предлагал путем «загрузки» крестьянина проблемами личного обогащения на личном земельном участке.

Отчасти его обоснования были услышаны в Петербурге. 3 ноября 1905 года был издан манифест об отмене выкупных платежей за крестьянские надельные земли и о расширении деятельности крестьянского поземельного банка.

4 марта 1906 года издали указ об учреждении уездных и губернских землеустроительных комиссий, которые должны были содействовать крестьянам в покупке земли. В октябре того же года крестьян уравняли в гражданских правах с лицами других сословий. И, наконец, был принят указ 9 ноября, что, по сути, завершило реформу освобождения крестьян, начатую императором Александром Вторым 19 февраля 1861 года.

О столыпинской реформе не любили говорить историки советские, теперь не любят историки незалежно-демократические. Но если первым об этом мешала говорить, так сказать, «идеологическая подоплека» и угроза «профилактических бесед» со следователем КГБ, то что мешает молчать историкам нынешним, не вполне ясно. Скорее всего, излишнее увлечение поисками гадостей от России и историей Недригайловского района Сумщины или просто дилетантизм. Хотя в некоторых учебниках истории в деяниях Столыпина уже найдены черты «российского империалистического иезуитства». Ведь он, подлец этакий, украинцев переселял по всей империи, и нам теперь этих украинцев не хватает катастрофически для «европейского выбора». При этом исследователям невдомек, что за реформу активно голосовали именно украинские депутаты, часть прогрессистов, октябристы, польское коло и… националисты.

Что же предлагал Столыпин простым для понимания языком? Все очень просто – создание крепкой индивидуальной собственности. Таковую в США именуют фермерским хозяйством. Для этого государство должно было выделять земли под хутора или скупать их у помещиков для продажи малоземельным крестьянам на льготных условиях. Для чего и вводился крестьянский банк и мелиоративный кредит.

Но Россия тогдашняя землей была не обижена, и земля эта была целинной, то бишь ее девственность еще не была тронута плугом. Вот туда-то - на неосвоенные земли Северного Казахстана, Кавказа, Южной Сибири и Приморья - действительно отправляли переселенцев. Но отправляли не насильно, а добровольно, а в придачу давали солидные «подъемные» (смета Переселенческого управления достигала 30 млн. рублей). Ведь чего, спрашивается, украинцев так много в этих местах, неужели их всех туда затолкали коммунисты со Сталиным? И что характерно, они оттуда на неньку возвращаться не особо и хотят…

Реформа действительно была долгожданной. Из 9,201 млн. крестьян-общинников за 7 лет подало прошение о выходе из общины 2,736 млн. человек. Да, Столыпин делал «ставку на сильных», но разве это не самый что ни на есть капиталистический принцип? Село расслоилось на кулаков, середняков и бедняков, со всеми позитивными и негативными последствиями. Но Столыпин не строил утопический социализм или «коммунальный большевизм». Он сознательно провоцировал стимулирование крестьянина, и это во многом получилось именно в Украине.

Статистические данные говорят в пользу того, что особый успех реформа имела в Екатеринославской, Таврической и Херсонской губерниях. Крестьяне, получив «свою землю», став хозяевами, проявляли чудеса предприимчивости. Вверх поползла кривая сельскохозяйственной производительности. Даже несмотря на серьезные неурожаи в 1906 и 1911 годах, случаев голода не было. Сбор зерновых с 1906 года увеличивался на 1 млн. тонн зерна ежегодно. Россия стала «кормилицей Европы». Именно в это время ковал свои трудовые «сладкие» миллионы знаменитый клан украинских сахарозаводчиков Терещенко. Известный французский экономист Э. Терри писал в своей книге: «К середине текущего столетия Россия станет господствовать над Европой как в политическом, так и в экономическом и финансовом отношении…».

Увы, этим «оптимизмам» не суждено было осуществиться. Первоначально в ложе Киевской оперы прогремел выстрел Мойши Богрова, сразивший премьер-министра Петра Столыпина, потом была Первая мировая война и две местные революции – февральская и октябрьская. Крестьянское освобождение закончилось…