Дайте дорогу капиталу!
11.12.2006 18:24
…что даже политика уже не сильно влияет на стабильность роста инвестиций.

Неумолимая статистика

Последние доступные данные Госкомстата свидетельствуют, что за январь-сентябрь текущего года прямые инвестиции в Украину увеличились на $3,2 млрд., а с учетом переоценки капитала, утрат, курсовой разницы прирост составил $3,07 млрд. и вырос до $19,9 млрд. (+ 18,2% по сравнению с началом года). Напомним, что чистый прирост за аналогичный период прошлого года составил $932,2 млн. (+10,8%) до $9,532 млрд. Общий объем иностранных инвестиций с учетом кредитов и ссуд, полученных от прямых инвесторов, на 1 октября составляет $21,6 млрд. При этом показатель количества иностранных инвестиций на душу населения составляет всего $424,3, что на несколько порядков ниже, нежели в странах Восточной Европы.

Следует отметить, что если из всех стран мира (кроме СНГ) инвестиции выросли на те же 18% (до $18,9 млрд.), то инвестиции непосредственно от стран СНГ выросли на 36% (до $1 млрд.). Кроме того, российские инвестиции часто приходят под флагами иного мира, а инвестиционные планы весьма обширны. Один только пристально опекаемый «Лукойл» хочет вложить в строительство нового завода по производству хлора и каустической соды $500 млн., но действует под юрисдикцией западной компании. Думаю, не следует в более высоком проценте роста инвестиций из СНГ искать фактор пророссийской политики правительства, так как размер инвестиций количественно меньше в 19 раз (по сравнению с другими странами мира).

Уровень инвестиций вырос в основном за счет инвесторов из Франции – на $676 млн., Кипра – на $554,3 млн., Голландии – на $434 млн. и Англии – на $350,3 млн. Россия напрямую вложила только $120,5 млн., что нельзя считать потенциально приемлемым показателем. По объему совокупных инвестиций лидируют Германия ($5,7 млрд.), Кипр ($2,2 млрд.) и Австрия ($1,7 млрд.).

Банки, банки и еще раз банки

Инвесторов в основном привлекали компании финансового сектора (банки и страховые компании), в которые было вложено $993,9 млн., операции с недвижимостью – $385,3 млн. и промышленность – $703,2 млн. Лидерство финансового сектора складывается, прежде всего, по причине интереса к украинскому банковскому рынку, и за текущий год иностранные инвесторы приобрели до десятка крупных украинских банков («Мрия», «Индекс-банк» и др.). Сумма в $993,9 млн. сама по себе незначительна, так как только один банк «Аваль» ранее был приобретен более чем за $1 млрд. Очевидно, что часть сделок не проходит как инвестиции в Украину, так как фактически часть банков приобреталась у иностранных финансовых структур, что не отражает поступление капитала непосредственно в Украину.

Изъятие капитала составило всего $227 млн., что находится в пределах нормы. При этом объем прямых инвестиций из Украины за январь-сентябрь вырос на 5,8%, или на $12,7 млн., и составил $232,2 млн. Наибольшие накопленные объемы капитала были направлены из Харьковской области – $64,5 млн., Киева – $47,7 млн. и Одесской области – $39,7 млн.

Следует отметить, что капитальные инвестиции (фактически это все инвестиции в Украину, включая иностранные, которые в данном показателе учитываются лишь в малой толике) составили 79,7 млрд. грн. Из них 85,6% направлены в основной капитал, то есть в здания, оборудование и прочие активы, которые могут быть немного «бывшими в употреблении». В капитальный ремонт вложено 7,5 млрд. грн. (9,4% от всех капитальных инвестиций), что весьма мало, учитывая то, что по отдельным базовым отраслям износ основных фондов составляет 60 - 70%. Инвестиции в нематериальные активы (лицензии, ноу-хау и т.п.) составили всего 2,05 млрд. грн. (2,6%), хотя именно по ним можно оценивать внедрение перспективных технологий и инновационный характер развития экономики, про что написана не одна правительственная программа.

Ну что же он не едет…

С другой стороны, отдельные компании не спешат реализовывать свои инвестпланы. А компания «Альфред Топфер» заморозила все свои инвестиционные проекты на зерновом рынке Украины. Это вызвано решением Кабмина от 17 октября о квотировании экспорта зерновых культур. Совокупные убытки зернотрейдеров, которые уже давно подписали соответствующие контракты, оцениваются в миллионы долларов (только в октябре – $10 млн.).

В России, которая благодаря большому потребительскому рынку, относительно стабильным условиям игры на рынке (а инвестор смотрит не на общественную ситуацию – «диктатура-демократия», а на стабильность и выгодность бизнеса) и значительным природным ресурсам, инвестиционный поток куда больше, нежели в Украине. Только за 9 месяцев приток иностранных инвестиций в Россию составил $35,3 млрд. (+ 31,7%), плюс в иностранные экономики было вложено $34,6 млрд. (+51,4%).

Неудивительно, что больше всего из них было направлено в обрабатывающие производства и в сферу добычи полезных ископаемых. Это отчасти говорит об экспансии российских структур на Запад (в Украине такие случаи единичные). Однако, как и в случае Украины, вывезенные капиталы снова потом легализируются в стране происхождения.

И снова о ВТО

Ранее вопрос вступления в ВТО рассматривался как элемент значительного увеличения иностранных инвестиций. Но в связи с тем, что Украина и Россия одинаково близки к ВТО, то тут у Украины с учетом внутренних противоречий практически нет шансов составить России конкуренцию. Страны-соседи имеют совершенно другую структуру экономики или другие внешние определяющие инвестиционного климата. Однако ни подтвержденный «рыночный» статус, ни отложенное вступление в ВТО, ни многочисленные международные реверансы не повлияют на позитивный инвестиционный климат в стране в краткосрочном периоде. Вначале должен стабилизироваться внутренний климат, а только потом начнет работать внешний эффект – привлечение вполне не условных денежных единиц.

Позитивным фактом можно считать прекращение создания разных госорганов по содействию инвестициям, так как реальной пользы делу они не приносили. С другой стороны, на круги своя вернулся вопрос свободных экономических зон. Кабмин предложил вернуть льготы, которые отменило правительство Тимошенко. Кабмин же в очередной раз инициировал проверку их деятельности, внес предложения в Верховную Раду, которая вернула инвесторам утраченные льготы по налогу на прибыль, в части освобождения от уплаты ввозной пошлины на оборудование и комплектующие и т.п. В этой связи экс-министр финансов В. Пинзенык оценивает потери бюджетом-2007 в 12,5 млрд. грн.

В ноябре правительство предложило к приватизации на 2007 год около 540 предприятий. В этот список вошли запрещенные к продаже Николаевский судостроительный завод им. 61 коммунара, Феодосийское предприятие «Море», Запорожский алюминиевый завод, миноритарные пакеты украинских облэнерго и др. Более того, предложены к продаже такие «крупняки», как «Укртелеком» (его стоимость эксперты оценивают в $4 - 5 млрд.) и Одесский припортовый завод.

Кроме этого предложено приватизировать государственные ликеро-водочные и винодельческие предприятия (25 предприятий). Ранее водочные магнаты выступали за то, чтобы проводить приватизацию вплоть до производителей спирта. Хотя глава ФГИ и против, но, похоже, кому-то это неинтересно. По мнению другого госоргана, от аренды ликеро-водочных предприятий бюджет получает копейки. Впрочем, те же копейки он получит и в случае их приватизации.

Судя по всему, в скором будущем и предприятия украинского ВПК будет ожидать приватизация (до 70%). Не стоит ожидать к ним интереса, кроме как со стороны крупных смежников или российских компаний (им дешевле выкупив – задавить), ведь украинский ВПК без новых разработок фактически дышит на ладан. И приватизацией ВПК не поднять, а потерять некие госсекреты – так это проще простого.

К вопросу о методах

Осенью правительство как обычно стало латать бюджетные дыры привлечениями на международных рынках капиталов. Нынешнее правительство пошло путем многих предыдущих и разместило свои еврооблигации на $1 млрд. Правительство вроде бы и новое, а методы неизменно старые. Очевидно, оно (если сохранится к концу следующего года) вновь будет искать, чем наполнить бюджет. Оно надеется на приватизацию? Она (надежда), как известно, умирает последней...

Зачем тогда нужно было тянуть приватизацию облэнерго (которая запланирована в 2007 году), если их можно было продать в текущем году? Хотя в октябре Валентина Семенюк рассчитывала, что доходов от госпакетов в энергокомпаниях хватит, чтобы залатать бюджетные дыры, но не учла, что правительство вроде и не против этого, но решение так и не приняло.

Отмена в начале октября приватизации «Лугансктепловоза», на который претендовали как российские, так и украинские структуры, немного и в очередной раз подмочила репутацию Украины и остудила ожидания инвесторов. Хотя последние и привыкли к такому развитию событий, но у них есть широкий географический выбор вложения средств, и первым является Россия.

На данный же момент от украинских властей первично требуется нахождение компромисса между собой, соблюдение уже существующих законов и обеспечение стабильности законодательства. Сложного в этом немного, хотя в реализацию подобной схемы уже практически никто не верит. Даже сама власть.