Воспитание Мартушек
18.12.2006 10:46
…не сразу поняла, что это уменьшительное от хорошего человеческого имени «Марта».

«Маняшка» - обращается к своей дочери-подростку моя соседка, усиленно изображающая элиту, хотя возникающие время от времени родители не позволяют сомневаться, что родилась дама в глухом селе в ста километрах от железной дороги.

К папе чадо обращается «Димчик», увидев деда, орет «Уйди!» - и дедушка покорно исчезает. Бабушка сама не подходит к маленькому монстру.

Естественно, воспитывает дите гувернантка. Зачем, если мать не работает, а бабушка и дедушка живут с ними вместе? «У всех гувернантки».

К гувернанткам масса требований: высшее педагогическое или музыкальное образование, свободное владение английским языком. Все это с проживанием в семье стоит 500 у.е. в месяц, без проживания – 400. Многие предлагают почасовую оплату (1,5 у.е.), тогда в общей сложности набегает меньше. Впрочем, дело гувернантки – отказаться.

К подбору гувернанток подходят тщательно. Одна дама начала искать, будучи на третьем месяце беременности. При этом с каждой три часа предварительно беседовала по телефону, только потом приглашала на личное знакомство.

В агентстве по подбору персонала для дома вам подробно расскажут, что должна и что не должна делать гувернантка: не пытаться конкурировать с хозяйкой в смысле внешности и нарядов; не обращать внимания, если хозяева не в духе; если видите, что отношения не складываются, лучше сразу уйти. В обязанности входит приготовить для ребенка кушать. Никто не рассказывает об обязанностях работодателя, т.е. родителей ребенка.

Иногда хозяйки, наняв гувернантку для одного ребенка, «нагружают» еще одним, требуют убрать, помыть посуду.

Моя знакомая рассказывала, что, проживая в семье и не имея обеденного перерыва, она могла скушать в обед только суп и чай. Второе не полагалось.

Гувернанткам строго-настрого запрещено общаться друг с другом. На вопрос, можно ли девочке играть с другими детьми, мать отвечает: «С социумом у нее все в порядке». Не с людьми, а с социумом.

Увольняют запросто. Так, женщина, ведшая ребенка больше года, была уволена, как только ей стало плохо на работе (подскочило давление).

Что касается воспитания, то сейчас в моде гуманная педагогика. Обеспеченные родители понимают ее как вседозволенность. «У нас нет никакого наказания», - предупреждают гувернантку в первый рабочий день. Разбитая люстра в детской – яркое тому подтверждение. «Это Мартушка играла в футбол».

Одна из гувернанток рассказала, что ее 8-летняя подопечная с ней дерется, посылает ее матом, говорит: «Кто ты такая?».

Как-то в кафе двое детей «новых украинцев» устроили игру в прятки. Прыгая через три ступеньки и задевая столы, они и их родители не обращали внимания на окружающих. Когда я сделала замечание мальчику, щенок процедил сквозь зубы: «Тупые». Впрочем, тут же был наказан – не вписавшись в вираж, шмякнулся головой о колонну и разбил нос.

Понимают ли родители, что, воспитывая таким образом ребенка, они делают ему медвежью услугу? Уже сейчас ни одна гувернантка не задерживается в их доме. В будущем проблемы будут прежде всего у самих родителей.

Процесс воспитания предполагает поощрение и наказание. Никто не призывает к жестокому обращению с детьми. Наказание может быть символическим. Но полное отсутствие наказания – это не воспитание.

Сейчас гувернанток нанимают для детей в качестве игрушек. Им рассказывают, что надо надеть и как себя вести с ребенком. «Вы что, не видите, что это дом?!» - недовольна мать реакцией гувернантки на рисунок малыша, где изображен черный круг, обведенный красным. «Ах, да, конечно, как красиво!» - заливается в фальшивом восторге педагог. «Я чувствую себя персонажем одноименного фильма, так проникновенно воплощенным Пьером Ришаром», - жалуется мне женщина.

Может быть, в этом-то все и дело? Родители, презирающие всех, кто ниже их по уровню достатка, воплощают свои желания управлять другими людьми, нанимая игрушек для своих чад. И желающие всегда найдутся. По крайней мере, до тех пор, пока учителя у нас будут жить за чертой бедности.