Я спросил у «Тополя»…
21.12.2006 16:17
…полк передвижных грунтовых ракетных комплексов «Тополь-М»… Новый ракетный комплекс «Тополь-М» способен преодолевать эшелонированную систему противоракетной обороны. В будущем эти комплексы составят основу наших Ракетных войск стратегического назначения». Владимир Путин тут же отреагировал: «Я должен посмотреть это на месте».

Таким образом, то, о чем мечтали русские генералы, становится явью. Россия начала активно перевооружать свои ракетные войска. Причем, заметим, перевооружаться ракетными комплексами, изготовленными исключительно из российских комплектующих, вплоть до последнего болта. Если раньше систему прицеливания (СПр) для комплекса «Тополь-М» (как и для других систем) поставлял ЦКБ «Арсенал» (Киев), то теперь СПр заменил российский, превосходящий по качеству аналог московского института НПО АП. К слову, такая же картина и по МБРК морского базирования «Булава 30», которыми будут оснащаться русские подводные атомные крейсеры проектов «Тайфун» и «Борей». До последнего времени АПЛ с баллистическими ракетами оснащались «арсенальскими» «системами согласования базовых элементов навигационного и ракетного комплексов».

Увы, кооперация сворачивается. И через три-четыре года она, в основном, прекратится. Украинцам только и останется делать, что осуществлять техническое обслуживание комплексов Р-36М2 «Воевода» (по западной классификации SS-18 «Сатана»), изготовленных на «Южмаше», на смену которым интенсивно «выращивают» «Тополя».

Вне валютных заказов остается и целый куст киевских приборостроительных предприятий. Кроме названного «Арсенала» это еще и «Точэлектроприбор», «Радиозавод», «Радиоприбор», «Электронмаш», «Радар». Если кто-то полагает, что их подгрузит заказами НАТО, тот или глупец, или Тарасюк. Увы, держава с бюджетом, равным бюджету одного Центрального округа города Москвы, не сможет держать на плаву все перечисленные предприятия, ориентированные на изготовление комплектации для ракетной техники. Для разработки и доведения до серийного выпуска хотя бы оперативно-тактических ракетных систем необходимо иметь в загашнике державы не менее $5-7 млрд. Тут газ не за что покупать, и такие фантазии. Кесарю – кесарево, а слесарю – слесарево.

Технические характеристики уже ставшего знаменитым комплекса «Тополь-М» замечательны: длина ракеты вместе с БЧ – 22,7 м, диаметр – 1,95 м, стартовый вес – 47,2 т, боевая нагрузка – 1,2 т, дальность полета – более 10 тыс. км. Три двигателя разгоняют «Тополь» в несколько раз быстрее имеющихся на вооружении НАТОвских ракет-аналогов. Десятки вспомогательных двигателей и аппаратура управления гарантирует непредсказуемую для противника траекторию полета. Ракета полностью невосприимчива к воздействию электромагнитного импульса. Важный момент: вес «Тополя-М» всего 47 т («Булавы-30» еще меньше – 36 т), а это свидетельствует о том, что русские в условиях ограниченного финансирования сумели создать миниатюрные и при этом очень мощные ядерные заряды для стратегических ракет, не осуществляя массива дорогостоящих натуральных ядерных испытаний.

Преимущества грунтового «Тополя» перед шахтным очевидны. Согласно Договору СНВ-1 Россия и США, кроме прочего, обязаны добросовестно обмениваться «прицельной» информацией по координатам шахт со стратегическими ракетами. А координаты мобильных ракетных систем не подлежат разглашению. Ушел полк «Топольков» гулять по безбрежным просторам сибирской тайги – и попробуй его запеленговать. Эта мобильность повышает живучесть комплекса при превентивном ударе противника в десять раз, что может означать одно – гарантированный ответный ракетный залп.

Нельзя обойти стороной и финансовую часть международных ракетных соревнований. Стоимость «Тополя-М» и «Булавы-30» примерно равняется $12 млн. Французский аналог М-51 на порядок дороже – $120 млн. Это и называется ассиметричный ответ.

Любопытна реакция на неизбежный процесс свертывания межгосударственной кооперации руководителя Государственной компании «Укрспецэкспорт» Сергея Бондарчука. На вопрос журналиста: «Насколько реальным может оказаться строительство (в России. – авт.) «заводов-заменителей»? Ведь хотел же завод им. Миля создать собственное производство двигателей…», гендиректор ответил по-хлестаковски: «Одно можно сказать точно: для этого требуются огромные средства и квалифицированные специалисты. Если деньги еще можно найти, то хороших специалистов – вряд ли». Но пан экс-инженер отдела материально-технического обеспечения явно не понимает, о чем говорит. Если Россия в течение пяти лет перешла на собственные комплектующие в производстве супер-ракет «Тополь-М» и «Булава» – изделий, не сопоставимых по сложности с моторами геликоптеров, – то уж будьте спокойны: при необходимости и без больших затруднений наладит выпуск двигателей. Найдутся и специалисты, и деньги. Можно даже выписать некоторых умельцев из Украины, для более быстрого освоения новой техники. Никто не откажется переехать на постоянное место жительство в Россию на хорошо оплачиваемую работу по специальности. И если россияне еще не делают некоторые вертолетные двигатели, то не от недостатка ума, а оттого, что не до всего сразу доходят руки.

Странно слышать такие речи из уст главного военного негоцианта державы. Или пан запамятовал, что именно Россия, а не Украина является крупнейшим мировым производителем и торговцем ВТ, что именно Россия, а не Украина – ведущая космическая держава?

К 2012-2015 году в Ракетных войсках стратегического назначения останутся исключительно русские ракеты «Тополь-М» мобильного и шахтного базирования. На недавней пресс-конференции самого компетентного ракетчика России – директора и генерального конструктора легендарного Московского института теплотехники Юрия Соломонова – дотошные журналисты выспрашивали, успеют ли к 2012 году перевооружить Ракетные войска новыми комплексами так, чтобы выйти на уровень обладания 1700-2200 ядерными боеголовками (ежегодно Россия снимает с боевого дежурства одну-две дивизии, вооруженных «Сатаной» с десятью разделяющимися головными частями индивидуального наведения), который заложен в Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Соломонов ответил дипломатично: «Сейчас я не могу подробно ответить вам на этот вопрос, он относится к числу конфиденциальных… но в ближайшие два месяца мы уведомим Вашингтон об изменении состава своих Стратегических ядерных сил…». Это намек на свои прежние высказывания о том, что в конструкции комплекса «Тополь-М» (как и в конструкции «морячки» «Булавы-30») заложены технические возможности нести не один боевой блок, а как минимум три. Сейчас «просачивается» информация, что и «Тополь», и «Булава» будут иметь унифицированный боевой блок о шести-десяти головах.

А если учитывать тот факт, что Воткинский завод – изготовитель «Тополей» имеет опыт выпуска до ста ракет в год, то есть все основания надеяться на выполнения сроков перевооружения русских Ракетных войск стратегического назначения (РВСН).

Упадок ракетных сил России, о котором по весне провозвестили в журнале «Foreign Affairs» два американских ученных, сильно преувеличен. Навязанной игрой в «общечеловеческие ценности» не удалось перевести русские стратегические ядерные силы в режим самораспада. РВНС живы и готовы к качественному обновлению.

Осовременивая известное высказывание императора Александра III, можно уверенно сказать, что у России один верный союзник – РВНС. И от качества этого союзника зависит истинный, а не мнимый, суверенитет.