По ту сторону жизни…
17.06.2004 15:08
…ревности девушку осудили. Из близких родственников у ней осталась только мать, но пока Надежда отбывала положенное наказание, она переехала с прежнего места жительства, не оставив о себе никаких сведений. Надежда попала под амнистию и вышла на свободу. У неё нет паспорта, идентификационного номера и постоянного места жительства, единственный документ – справка об освобождении из тюрьмы

Спустя несколько недель после амнистии Надежда Площенкова пришла в центр социальных служб для молодёжи в Ильичевском районе Мариуполя (Донецкая область). Пришла с просьбой о помощи. Ночевать негде, на еду нет денег. После нескольких минут душевного разговора сотрудники центра узнали, что у девушки есть проблемы и посложнее.

Оказалось, что паспорт Надежда никогда в жизни не получала, до осуждения она проживала в городе Дружковка Донецкой области. Для того чтобы выдать документы, согласно действующему законодательству, ей необходимо подтвердить факт своего проживания на территории Украины.

И это – не только Надина проблема. По закону, тем, кто покидает мрачные стены исправительного заведения, компетентные органы должны выдавать документы. Например, паспорт, без которого искупивший свою вину не сможет получить идентификационный номер, трудоустроиться и так далее. Но никто не задавался вопросом, что будет делать реально живой человек сегодня, покинув колонию, не имея родственников, близких, которые могут финансово его поддержать. Вот и Надежда выпорхнула в реальность с девятью гривнами в кармане, без паспорта, со справкой об освобождении.

По словам инспектора отдела гражданства и иммиграции физических лиц Дмитрия Берча, человек, которому вот-вот глотнет хмельной воздух свободы, обязан подать заявление в паспортный стол за два-три месяца до освобождения. К сожалению, в последнее время этого правила придерживаются не всегда.

Сегодня Надежда живет без гражданства. Питается тем, что дадут в столовой на территории Мариупольского металлургического комбината им. Ильича, живет в общежитии, которое ей также выделил комбинат, и уже месяц работает на швейной фабрике «Фея», где заслужила уважение и доверие сотрудников.

Коллеги по цеху характеризуют девушку положительно. Она выполняет добросовестно свою работу – шьёт рукавицы, а также знает и хорошо владеет спецмашинами, пробивает петли на одежде. Уже сейчас Надежда стремится получить высшее образование, стать мастером в своей профессии. Девушка часто вспоминает русскую поговорку «От тюрьмы и сумы не зарекайся».

Надя говорит, что ей немного открыли глаза, она увидела мир уже с другой стороны. Но, конечно, не пожелает и врагу, чтобы он оказался на её месте.

Надежда хочет жить нормальной жизнью, только не получается. После двух месяцев свободы экс-арестантка все так же боится сорваться и нагрубить людям, если они начнут её упрекать тюремным прошлым, боится заходить в городской транспорт и магазины. Признаётся, что страшно жить, не зная таких мелочей современной жизни, как стоимость буханки хлеба или проезда в трамвае. Из центра социальных служб для молодёжи отправили запрос в Дружковку, где когда-то училась Надежда. На днях от директора пришло подтверждение. И через две недели, как обещают в Ильичевском паспортном столе, Надежда Площенкова получит паспорт, а вместе с ним – прописку и первую заработную плату.