Коалиция устала, или «Вся власть Кабмину!»
24.01.2007 13:56
...большинство «не может» более обходиться без этого закона, подводящего черту под разграничением полномочий, а Президент «не хочет» его подписывать…

«Я ничего не подпишу!»
Последние слова императора Павла - специально для антикризисной коалиции


«Да здравствует наш суд!»

Украинская Фемида продолжает удивлять мир своей экстравагантностью. 22 января Мукачевский горрайонный суд рассмотрел иск депутата «нашеукраинца» Игоря Кроля к Верховной Раде и принял решение, ни много ни мало, запретить Александру Морозу подписывать Закон о Кабмине. А также запретил опубликовывать этот закон в официальных изданиях.

Таковым был последний шаг президентской команды, отчаянно пытающейся каким-то образом если не отменить, то хотя бы отсрочить принятие неудобного для них закона.

Как нетрудно догадаться, это была попытка повторить события ноября 2004 года – когда, напомним, Верховный Суд Украины по иску «оранжевых» запретил Центризбиркому публиковать результаты второго тура президентских выборов. Однако попытка неуклюжая, даже скорее пародийная.

Тогда, два года назад, решение принимал Верховный Суд, а не районный. И свое «низя» он вынес ЦИКу, а не законодательному органу власти. Так что эти два случая просто не идут друг с другом ни в какое сравнение.

Сам Игорь Кроль пояснил свой столь необычный поступок тем, что у него не было иного способа повлиять на процессы в парламенте. А горрайонный суд Мукачево он выбрал потому, что прописан в этом городе.

Инцидент вызвал неоднозначные реакции. Сторонники Президента радостно восклицали, что государство у нас демократическое и, как говаривал Полиграф Полиграфович, «в данный момент каждый имеет свое право». В том числе подать в суд на кого угодно. И кто угодно обязан решение суда выполнять.

Сторонники парламентской коалиции, а также нейтральные наблюдатели противостояния ветвей власти озабоченно почесывали затылки: если каждый районный суд начнет давать указания парламенту, какие законы принимать, а какие – нет, то в державе просто наступит хаос. Да и тенденция эта нехорошая. Вдруг какой-нибудь озорник возьмет да и подаст в Бакланивский райсуд иск о нелегитимности провозглашения независимости Украины?

Как заявил заместитель председателя СДПУ(о) Игорь Шурма, «экономическое рейдерство, которое приобрело системный характер после прихода к власти Виктора Ющенко, сейчас перекинулось и на политическую жизнь страны. Оказывается, что любой суд может принимать решение, блокирующее нормальный законотворческий процесс».

Сам «виновник» этого странного судебного процесса, Александр Мороз, в ответ публично удивился «безграмотностью некоторых судей», которые «даже не читают нормы прямого действия, нормы Конституции». Кроме того, он указал на то, что в суде не была представлена сторона ответчика.

Комментируя ситуацию, Сан Саныч не удержался и высказал многозначительное предположение, почему же все-таки депутат Кроль подал иск именно в Мукачевский суд. По мнению спикера, причина тут, возможно, в Мукачевском происхождении не Кроля, а главы Администрации Президента Виктора Балоги.

А теперь самое интересное! Можно по-разному комментировать профессионализм и объективность украинских судей, но в данном случае многие мало-мальски грамотные юристы и политики, а также просто знакомые с законами и дружащие с логикой украинцы, кто растерянно разводил руками, а кто и разразился гомерическим хохотом.

Дело в том, что 22 января Мукачевский горрайонный суд запретил Александру Морозу совершать действие (подписывать закон), которое он уже совершил за месяц до судебного заседания. Поскольку проголосованный депутатами закон, согласно Конституции, он, как председатель парламента, сразу же подписал еще 27 декабря.

Но самый главный украинский юрист – министр юстиции Александр Лавринович, которому по долгу службы смеяться над подобными ошибками не положено, а положено их исправлять, отреагировал на мукачевский судебный казус весьма строго. Назвав судью «общественно опасным», он пообещал, что его решение не останется без соответствующих последствий.

А может, договоримся?

Это была не первая и не последняя нелепость в попытках президентской команды противостоять принятию закона о Кабмине.

То, что Виктор Ющенко наложил на закон вето после его принятия парламентом 27 декабря – это был вполне обоснованный, разумный и законный шаг главы державы. Конституция дает ему право ветировать непонравившиеся законы – и все граждане Украины это право Пезидента, как минимум, не ставят под сомнение.

То, что Виктор Ющенко собрался внести данный закон на рассмотрение Конституционного Суда – это тоже абсолютно разумное и законное решение. Для подобных случаев этот суд и создан.

А вот поспешные заявления президентской команды о том, что Закон о Кабмине или другие законы и решения парламента и правительства «неконституционны» - это уже явный признак юридической неподкованности «оранжевых» политиков. Потому что они могут лишь поднимать вопрос о возможном несоответствии законов Конституции и подавать соответствующие запросы в Конституционный Суд.

Неужели так трудно понять, что в правовом государстве каждый занимается своим делом и не лезет в чужое? Парламент принимает законы, правительство поднимает экономику, Президент вырезает тарелочки и разводит пчел, Тарасюк колесит по свету – а Конституционный Суд определяет соответствие законов Конституции. И будет всем счастье!

Однако еще более странным выглядели заявления Виктора Ющенко, который он делал в последние дни. Где бы он ни появлялся, Президент упорно твердил, что не станет подписывать закон (напоминая этим императора Павла, которому предложили подписать отречение), при этом поясняя, что руководствуется… этическими соображениями и Универсалом.

Интересно, неужели Виктор Андреевич считает, что забирать у него полномочия – неэтично? И с каких это пор Универсал – представляющий собою не более чем декларацию «дружбы» политиков - заменил собою Конституцию?

Затем появилось сообщение, что Секретариат Президента (это такой орган, пытающийся отмазать Виктора Андреевича от неприятностей, но получается обычно наоборот) нашел в тексте закона некую неточность. А значит, мол, депутаты преодолевали президентское вето по закону с другим содержанием. И теперь, дескать, Президент вправе еще раз наложить на закон (вето), еще раз отправить его в Верховную раду – а та должна еще раз это вето преодолевать.

На что Александр Мороз, который, похоже, в последнее время только и вынужден, что опровергать «гипотезы» президентской команды, возразил, что письмо о необходимости исправления ошибки было направлено в Секретариат еще 29 декабря, а 12 января парламент преодолевал вето по уже исправленному закону.

Поэтому, считает Мороз, закон все может быть опубликован в самое ближайшее время (хотя 24 января это не удалось) – во всяком случае, судя по последним заявлениям спикера, он готов сделать это после неких выводов профильного комитета и «беседы с Президентом».

Выводы комитета – это понятно, но что за «беседа» с Президентом? Почти официальное мнение - Мороз еще раз предложит Виктору Андреевичу не ломаться, а признать поражение и по-доброму подписать закон. Очень даже неофициальное – стороны будут договариваться в стиле «Сан Саныч, ну что ты в самом деле, ну давай договоримся!».

Собственно, все эти нелепости говорят лишь о том, что у президентской команды, похоже, попросту нет весомых аргументов. И они просто старательно тянут время в надежде все же «договориться».

Судя по всему, тянули они его зря, однако договориться им, похоже, удалось не с Александром Морозом, а с Виктором Януковичем.

Украинский премьер, который бы по новому закон получал дополнительные полномочия и который, казалось бы, должен быть в первую очередь заинтересован в его скорейшем принятии, неожиданно дал задний ход. Он и раньше высказывался о возможности «компромисса» с Президентом, а теперь подтвердил свое мнение.

Как заявил Янукович, он стоит на позиции, что закон о Кабинете министров уже принят. Однако готов принять к нему поправки Президента Ющенко (а таковых около 40 штук), если они поступят к началу третьей сессии Верховной Рады.

Учитывая, что Виктор Янукович в политике маневрирует еще более лихо, чем Богдан Хмельницкий, сейчас весьма трудно сказать, что же он задумал. Может быть, действительно пойти на уступки команде Ющенко – причем, что интересно, сразу же после встречи с американскими финансистами корпорации «Вызов тысячелетия». Что, в общем-то, уже и не удивляет – не в первый раз, наобещав разобраться с «котом Леопольдом», бороться за русский язык и федерализацию, Янукович неожиданно отступает по всем фронтам.

А может быть, это одна из хитростей Януковича – временно пойти навстречу, дабы успокоить и усыпить противника (как было во время его выдвижения в премьеры), чтобы потом все-таки добиться своего. Собственно ведь, главное - чтобы закон заработал, а поправки потом можно и заболтать.

Думается, что вряд ли Виктор Янукович откажется от борьбы за расширение собственных полномочий – это ж не русский язык для избирателей, который может подождать еще лет «…надцать». Но такие маневры перед изрядно ослабевшим противником, который в данный момент не обладает достаточной силой и аргументами, кажутся излишней игрой. Перефразируя историческую фразу, хочется сказать: «Бросьте ребячиться, Виктор Федорович, ступайте премьерствовать!».

Бедный, бедный Виктор!

Растерянность и обиду президентской команды можно понять. Ведь приняли не ее вариант Закона о Кабмине, который не ослаблял, а скорее напротив, подчеркивал полномочия Виктора Андреевича. Приняли закон в варианте «антикризисной коалиции», который делает Президента даже не «английской королевой», а скорее свадебным генералом.

В частности, теперь кандидатуру премьера, а также министров обороны и иностранных дел парламент может утвердить и без подачи Президента, если тот замешкается или заартачится. Для коалиции – это хороший способ попробовать взять, наконец, в свои руки МИД и Министерство обороны, которые до сего момента были «органами интеграции в НАТО и антироссийской политики» притом, что состояние армии и внешнеполитического имиджа Украины, в лучшем случае, можно назвать неудовлетворительными.

Закон расширяет кадровые возможности самого Кабмина, а также дает ему некоторые вожжи для управления губернаторами – до этого, будучи исключительно во всем зависящими от Президента, являющимися по отношению к правительству вольными атаманами.

Учитывая, что Кабмин формируется парламентом, нетрудно догадаться, что с принятием нового закона усиливаются и позиции Верховной Рады, а также ее председателя. Вот, в общем-то, в чем интерес Александра Мороза и его Социалистической партии, который активно продвигает окончательное вступление закона в силу.

Можно сказать, что если несколько лет назад в Украине были две основные политические фигуры – Президент и спикер, причем последний зависел от первого, то политическая реформа и Закон о Кабмине (как ее продолжение) делает таковыми спикера и премьера, убирая Президента на второй план. Причем теперь премьер во многом зависит от спикера – а вот уже председатель Рады сам себе голова.

По сути, это звездный час Александра Мороза, который наверняка давно мечтал возглавить парламент именно с такими полномочиями и возможностями. А в масштабах Украины – почти революционная смена схемы власти.

Для команды Ющенко это просто катастрофа. Дело не столько в самом Викторе Андреевиче, которому, похоже, заниматься государственными делами – непосильная ноша. А доставать избирателей витиеватыми речами, ездить в заграничное турне и ходить по ярмаркам, скупая вышиванки и свистульки, он вполне может и с оставшимися полномочиями.

Дело в его «друзях», которые потеряют влияние, а многие рискуют потерять и хорошую работу. Это тяжелый удар для «Нашей Украины», которая два года пребывала у власти исключительно благодаря своему статусу президентской партии. Кроме того, Виктор Ющенко и его министры обороны и внутренних дел перестанут быть факторами влияния на украинскую политику внешних сил, в свое время поставивших на Ющенко. И поставивших, говорят, немало.

Но беда не приходит одна – и 12 января она заявилась к Виктору Андреевичу с одной очень известной женщиной. Правда, в тот день она была без косы, но зато вместе с «антикризисной коалицией».

Именно голоса фракции БЮТ позволили парламенту преодолеть вето Президента, с помощью которого он ранее не раз блокировал неугодный закон о Кабмине. И тут такая катастрофическая неожиданность!

Собственно, решение БЮТ поддержать закон о Кабмине было обосновано тем, что одновременно парламент проголосовал закон об оппозиции, который ранее блокировала «антикризисная» коалиция. А на этот раз стороны сделали друг другу большую уступку. Что, разумеется, вызвало в «Нашей Украине» отчаянные крики о «предательстве Тимошенко».

Однако никакого предательства не было. Юлию Владимировну и Виктора Андреевича уже давно связывают только воспоминания - и не всегда приятные. А вот голоса БЮТ за закон о Кабмине вряд ли можно назвать исключительно подарком Тимошенко «антикризисной» коалиции.

Дело в том, что команда Ющенко настолько политически консервативна, что живет вчерашним днем и не хочет признавать сегодняшнего, не говоря о завтрашнем. Проще говоря, ей было бы комфортно продолжать жить и быть единственной партией власти в президентской Украине. Поэтому она отчаянно сопротивляется Украине парламентской, не видя там для себя места.

Юлия Тимошенко оказалась более расторопной. Зачем ей бороться за президентскую Украину Ющенко, в которой места не нашлось ей? Она приняла новые правила – и увидела в них для себя перспективы. А их не мало.

Во-первых, принятый закон об оппозиции, по сути, был законом в интересах БЮТ – единственной реально оппозиционной партии. Которая получает именно в свои руки все новые права оппозиции: контроль власти, кадровые лимиты и пр. А это немало!

В итоге мы получаем схему: БЮТ – оппозиция, «антикризисная» коалиция – власть. Обе стороны уверенно борются за власть и влияние. А вот президентская команда, как тот «третий», тут оказывается лишней для обеих сторон. Ну, как минимум, никому не нужной. Они лишь могут подобрать слабеющую на глазах, разваливающуюся «Нашу Украину» в качестве союзников.

Вот в чем, собственно, секрет «сотрудничества» БЮТ и «антикризисной» коалиции. Это союз совершенно ситуативный, но имеющий четкие цели. Его можно сравнить, пожалуй, с временным сотрудничеством СССР и Рейха, которые вместе разделались с давно доставшей их обоих Польшей – при этом встав в боевую позицию друг к другу.

А во-вторых, закон о Кабмине вполне устраивает и Юлию Владимировну – при перспективе когда-нибудь тоже занять этот пост. А Тимошенко верит, что это будет скоро. Но даже если придется ждать до следующих парламентских выборов, тогда шансы БЮТ не только могут возрасти. Тогда БЮТ наверняка будет бороться за то, чтобы создать в парламенте собственное большинство, чтобы получить в свои руки и пост спикера, и пост премьера. И тогда ужо!