Украинская Босния, или Ханство на острове Крым
24.09.2008 12:10
…провести параллель между Южной Осетией и Крымом. Ряд добровольцев уже готовы идти рыть окопы по всей протяженности украинско-российской границы. Не пугает даже большой объем предстоящих работ.

Между тем, в том же Крыму все не так просто, как кажется на первый взгляд. В этом действительно взрывоопасном регионе можно насчитать не две, а три конфликтующие стороны. И конфликты, теоретически возможные в Крыму, могут быть конфликтами «всех против всех». А это уже совсем другая ситуация, перекликающаяся не столько с Осетией, сколько с Боснией. Не хотелось бы, конечно, думать в таком направлении, но последние комментарии заинтересованных лиц говорят, что процесс пошел.

«Збройний конфлікт може статися у будь-який час, коли в Кремлі вирішать, що потрібно почати. Адже тут (у Криму) дуже багато проросійських організацій. Є так зване новоросійське козацтво. І ось, наприклад, надходить команда про те, що давайте, хлопці, починайте працювати. І вони роблять те, що потрібно», - заявляет лидер меджлиса крымскотатарского народа, известный национал-демократ Мустафа Джемилев. Жаль, что Мустафа скромно умалчивает о полувоенных формированиях татарской молодежи, которые по своим боевым наклонностям мало в чем уступают русским казакам.

Ситуация в Крыму сегодня выглядит следующим образом. На полуострове сильна Партия регионов, чьи представители занимают ключевые посты в структурах власти. Упрекать ее в создании нестабильности как-то язык не повернется. Все-таки, как говорил Дмитрий Табачник, «деньги любят тишину», поэтому интересы туристического и прочих бизнесов требуют не проводить разные параллели с Абхазией. Тут впору, скорее, сравнить Крым с Аджарией, где интересы местной мафии всегда оказывались выше любых других.

Другое дело – группа пророссийских организаций, неформальным лидером которых остается первый заместитель главы ВС Крыма Сергей Цеков. Эти группировки могут быть заинтересованы в усилении конфликта с Киевом. Массированная украинизация школ на полуострове, очередные учения НАТО, героизация Шухевича могут быть поводом для такого обострения борьбы.

Но не стоит переоценивать связи крымских пророссийских политиков с самой Россией. Кроме Константина Федоровича Затулина в России есть еще немало влиятельных людей. Не все из них хотят сделать Крым яблоком раздора между Киевом и Москвой.

Такая иллюзия уже сыграла злую шутку с Цековым и его сторонниками. Более десяти лет назад Президент АРК Мешков так и не дождался помощи от Москвы в своей борьбе против Киева.

Да, Россия тогда была другой. Но война в Абхазии и Южной Осетии все равно шла полным ходом, то есть и тогда, и сейчас отношение к Украине и Грузии было разным.

Бесспорно, есть на полуострове и ряд радикальных организаций (например «Прорыв»), готовых оторвать Крым от Херсонщины любой ценой. Но до сих пор эти маргиналы не сильно себя проявляли. Максимум, на что они способны – сбить со стены доску в честь украинских ВМС и организовать оборону памятника Екатерине Второй.

С группировками, поддерживающими Киев, на полуострове сложнее. Есть бютовцы, число которых сводится к олигархам, зачисленным по личному призыву Тимошенко. Есть чиновники Президента, в основном перевербованные из числа бывших «регионалов». Такая практика успешно апробировалась еще при Кучме. Многие «патриоты России» стали чиновниками украинских органов власти на полуострове или руководителями крымского главка МВД.

Вот, например, глава Севастопольской городской администрации из партии «Единый центр» Сергей Куницын кого представляет: пророссийских или проукраинских? Хороший вопрос.

К сторонникам Киева обычно причисляют и крымских татар. Но здесь мы и подходим к проблеме, с которой начали статью. Меджлис – третья сторона крымского конфликта, у которой есть свои интересы и свои спонсоры.

Говоря о Крыме, мы вспоминаем, прежде всего, спор с Россией. Но ведь до 1954 года был еще 1783-й. Тогда российскими войсками (в составе которых были и мобилизованные украинцы) было завоевано Крымское ханство, вассальное государство Османской империи. Крымчане (речь идет в этом случае о татарах) не забыли и не простили этого. Так же как не простили они депортации 1944 года. А депортировали их войска НКВД, где украинцев тоже хватало.

Пока на полуострове сильны пророссийские силы, меджлис будет подыгрывать украинской стороне. Рефат Чубаров будет говорить на украинском, а Мустафа Джемилев входить в «Нашу Украину».

Но если посмотреть чуть дальше, чуть вперед, в чем заключается стратегическая цель меджлиса? Вряд ли в сохранении Крыма в составе Украины.

В Европе уже есть Косово и Босния, мусульманские государства, живущие в тесном союзе с Турцией, исторической преемницей Османской империи. А чем хуже татарский Крым?

Возможное противоборство в Крыму как раз опасно наличием трех конфликтующих сторон, у каждой из которых есть свои интересы. Если развитие событий пойдет по сценарию меджлиса, то не исключено, что сегодняшние конфигурации могут существенно поменяться.

***

…Морская пехота украинцев при поддержке кораблей российского Черноморского флота высадилась на побережье Ахтиара (Севастополь, переименованный властями татарского Крыма). Навстречу им выдвинулась дивизия турецких наемников. Из Бахчисарая установками «Град» обстреляны села Херсонщины. Симферополь, окруженный с трех сторон татарскими бригадами, спешно покидают местные жители.

Блок НАТО высказывает озабоченность в связи с «неадекватными» действиями украинской стороны и угрозами в адрес Турции. Самолеты альянса готовятся к бомбежке Киева…


Сегодня такие слова кажутся плохой и нелепой фантастикой, но крайне близоруко, глядя на Крым, видеть там только очаги украинско-российского противостояния. Меджлис готов к борьбе, а динамика татарской рождаемости позволяет рассчитывать на изменение демографического баланса в Крыму уже в ближайшем будущем.