Два пишем, Мороз в уме
21.06.2004 09:06
…и центристский, и правооппозиционный – лихорадочно выясняют, кто с кем и (главное!) на каких условиях двинет к заветной победе.

«Почти» не считается?

Последний соцопрос Фонда «Демократические инициативы» и Центра «Социс» показал, что 32-м процентам украинцев решительно все равно, будет ли запавший им в сердце кандидат принадлежать к власти или к оппозиции. 36-ти процентам, правда, люб все же оппозиционный кандидат, а 14-ти – кандидат от «власти».

Оппозиция, как видим, все еще не растеряла народную любовь. Однако, что характерно – на 14 стартовых процентов «от власти» будет претендовать один реальный, а потому – мощный кандидат, а на 36 «оппозиционных» - от двух до четырех довольно сильных лидеров.

Главная интрига разворачивается вокруг единого оппозиционного, точнее уже – правооппозиционного кандидата. Коммунисты давно решили торить свой собственный путь на выборах, социалисты в последнее время также дали понять, что также не склонны обременять себя коалициями.

Во время своего символичного брифинга под стенами «вражеской крепости» Генпрокуратуры 11 июня Юлия Тимошенко заявила, что союзное соглашение с Виктором Ющенко «почто готово» к подписанию. 13 июня это «почти» подтвердил и лидер «Нашей Украины», широким жестом давая понять, что готов разделить с Юлией Владимировной выпавшие на ее долю политические невзгоды.

Оба лидера правых даже сообщили, что договорной марафон, длящийся еще с 2002 года, завершится торжественным подписанием до 20 июня. Однако эту дату вожди оппозиции вновь проскочили. И заявления Юрия Костенко о том, что 22 - 23 июня исторический союз таки будет заключен, также могут вызвать у сторонников украинских правых лишь сдержанный оптимизм.

Коалиция «Нашей Украины» и БЮТ имеет в основном тактическое значение. Важным этот альянс будет лишь для первого тура – демонстрация единства хоть какой-то части оппозиционного лагеря несколько уменьшит разочарование поклонников Виктора Ющенко и сделает более вероятным его присутствие во втором туре выборов. Таковы, по крайней мере, очевидные мотивы «наших украинцев». Во втором туре, вне зависимости от личной позиции Юлии Тимошенко, ее фаны, возможно, поддержат Виктора Андреевича.

Мотивация Юлии Тимошенко – повыгоднее вложить свой электоральный капитал в президентской избирательной кампании.

Учитывая печальный опыт взаимоотношений оппозиционной «двойки», нет уверенности, что договор между «НУ» и БЮТ будет подписан в обозначенные сроки. Не исключено, что он не будет подписан вообще. Тем не менее, уже сейчас можно предположить, что получат от реализации такого соглашения обе стороны.

Вите – от Юли

Сейчас социологи дают Виктору Ющенко 27% в первом туре, лишь 9% отделяет его от ближайшего конкурента Виктора Януковича. Поэтому альянс с Юлий Тимошенко, возможно, позволит лидеру «Нашей Украины» еще немного оторваться от основного конкурента.

Правда, на сильный рывок в данном случае рассчитывать не приходится. Личный рейтинг Юлии Владимировны (а точнее – процент, который она своей активной игрой отбирает у основного правооппозиционного кандидата) не превышает 4%. Зато она же, по итогам социсследований, является фаворитом народного недоверия: 38% избирателей не проголосует за нее ни при каких обстоятельствах.

Штаб «Нашей Украины», учитывая специфику чисто пиаровского имиджа Юлии Тимошенко, видимо, не зря отказывался рассматривать союз с ней как решающий шаг к победе на выборах. Вот и сейчас, похоже, вожделенный альянс с БЮТ должен стать всего лишь частью провозглашенного Виктором Андреевичем проекта «Открытая ладонь».

В этом проекте, помимо Ю. Тимошенко и практически в одном ряду с ней, фигурируют Александр Зинченко, Михаил Бродский, в той или иной мере – Александр Мороз. Что рассчитывает получить В. Ющенко от этого проекта и - среди прочих – от Юлии Тимошенко?

Видимо, во-первых – отсутствие заметных конкурирующих игроков правооппозиционного фланга на политическом небосклоне, которое даст ему железную монополию хотя бы на эту часть электората.

Во-вторых, добавление нескольких штрихов к имиджу «собирателя демократических сил». В целом никакой «широкой коалиции», заявленной еще в 2002 году, не получается. Однако БЮТ, «Яблуко» и пара-тройка заметных одиночек вроде «нашего» социал-демократа А. Зинченко помогут немного проимитировать «народный фронт демократии».

На какую-то более весомую отдачу от теперешних союзнических потуг команде Ющенко рассчитывать не приходится. А придавать нарочитое значение альянсу с Юлией Тимошенко им просто не выгодно, учитывая солидный багаж негатива, в том числе и чисто криминального, который шлейфом волочится за их очаровательной партнершей.

Юле – от Вити

Дивиденды Юлии Владимировны от союза с «Нашей Украиной» куда более конкретны. Статус всего лишь «соседа» по правому оппозиционному полю дает ей больше свободы действий, но и не позволяет ждать милости от судьбы.

Итак, приобретение первое: Юлия Владимировна становится участником президентской кампании, а потому ее уголовное преследование (попытка дачи взяток должностным лицам и т.п.) сразу же приобретает политический подтекст. В случае упорства Генпрокуратуры всегда можно выкрикнуть: «Оппозиционеру руки крутят!» - и даже получить моральную поддержку из «демократического далека».

Приобретение второе: лидер БЮТ официально закрепляется в команде Ющенко. Похоже, что и Юлия Владимировна, и А. Зинченко, и другие присные Виктора Андреевича придают этому обстоятельству немалое значение, ибо есть реальное опасение, что после выборов развернутое хозяйство правых оппозиционеров останется без хозяина.

Если Виктор Андреевич потерпит поражение в президентской гонке-2004, его пребывание в роли «лица» украинской оппозиции утратит смысл. Тем более что нынешние инвесторы при таком раскладе должны бы утратить интерес к этому проекту, и политики, подвизавшиеся на фронте борьбы за западную модель для Украины, вынуждены будут выплывать сами. В таком случае Юлия Владимировна вполне легитимно оказывается основным претендентом на освободившийся престол. И на этом коне въедет в парламент-2006.

Это, пожалуй, две основные причины, по которым альянс с «Нашей Украиной» в данный момент выгоден БЮТ. Скорее всего, программа-максимум – обещание высоких постов и иных осязаемых гарантий – так и останется розовой мечтой украинской Жанны д'Арк.

Когда перед ней встал выбор: либо дальнейшая волокита с договором, либо его немедленное подписание, но без жестких обязательств - она, с учетом обострившегося интереса к ней со стороны Генпрокуратуры в связи с «делом Боровко», предпочла второе.

Это, в принципе, подтвердил и главный союзник Юлии Владимировны в стане «Нашей Украины» Юрий Костенко, заявивший, что Тимошенко, конечно, может претендовать на должность премьер-министра. Однако для этого Президенту-Ющенко придется убедить 226 народных депутатов. А посему «вопрос относительно должности – и премьер-министра, и членов правительства - нужно решать в рамках той конфигурации большинства, которое будет сформировано после президентских выборов. И ни в коем случае до этого не распределять должности, а потом не знать, как же обеспечить реализацию тех договоренностей».

Сан Саныч в уме

Правые оппозиционеры, впрочем, не сбрасывают со счетов и Соцпартию, рассчитывая, что сблокироваться с ней будет не поздно и в процессе избирательной кампании, а особенно – во втором туре. Пока же Александра Мороза (а точнее – его избирателей) пытаются убедить в том, что самостоятельный президентский забег лидера социалистов – фантом.

Сам Александр Александрович, правда, так не считает. Находясь в воскресенье, 20 июня, во Львове, он заявил, что социалисты запустили «такую машину», что «могут выйти во 2-й тур». Разумеется, риторика А. Мороза вряд ли говорит о его иллюзиях насчет своих президентских шансов. Просто социалистам жизненно необходимо потрудиться на грядущие парламентские выборы. А в альянсе с правыми (впрочем, как и с братьями-коммунистами) этот интерес не учитывается никоим образом.

***
Итак, в ближайшие две недели можно ожидать кульминации больших торгов. К 4 июля, к официальному началу выдвижения кандидатов на высший пост, основные противоборствующие силы – центристская коалиция, защищающая интересы отечественного промышленного капитала, и правая оппозиция, протежируемая из-за океана, должны окончательно определиться с расстановкой своих сил. У Виктора Ющенко, похоже, в этом отношении дела более запущены. А договариваться «на марше» чревато утратой темпа избирательной борьбы. Поэтому оппоненты Виктора Андреевича будут иметь полное право сказать: «Кто не спрятался – я не виноват».