«Мы в наибольшей степени влияем на политику «Нашей Украины»
21.06.2004 11:09
…создании единой правоцентристской партии и о многом другом.

From-UA: – С какой из центристских сил «Наша Украина» могла бы сотрудничать? На каких условиях?

Ю. Костенко: – Условие одно для всех. И для Юлии Тимошенко, и для фракции так называемого пропрезидентского большинства. Существуют базовые принципы, которыми мы хотим руководствоваться в политике. Нужно получить доверие избирателей, и в результате этого доверия сменить власть. Поэтому любая партия или фракция в Верховной Раде могут найти свое место в коалиции и получить в будущих органах власти количество мест, адекватное доверию избирателей. То есть, если есть такие политические силы, например, в НДП, или «Трудовой Украине», или Аграрной партии, мы готовы со всеми сотрудничать на базовых основах демократии.

From-UA: – Скажите, как Вы считаете, Ваше мнение и мнение УНП находят достаточное отражение в политике блока «Наша Украина»?

Ю. Костенко: – Если брать украинский контекст, то не только находит, но и доминирует. Так как Украинская народная партия наиболее мощная с точки зрения наших структурных элементов или подразделений в областях, районах, селе, на местах, то мы в наибольшей степени сегодня влияем на политику «Нашей Украины».

Если взять верхушку «Нашей Украины», то тут ситуация до недавнего времени была с точностью до наоборот: представителей нашей партии в руководящих органах блока было меньше всего. Но сейчас на основе коалиционного соглашения формируется руководящий орган предвыборной кампании.

И там, я думаю, мы сможем влиять на политику избирательной кампании адекватно нашей политической силе. Украинская народная партия не ставила своей целью захватить власть в «Нашей Украине» или в Киеве. Нашей целью было поддержать кандидата Ющенко в его президентских выборах.

В 1999 году я на заседании руководителей фракции предложил Леониду Кучме кандидатуру Виктора Ющенко на место премьер-министра, конечно, с перспективой, что таким образом он станет серьезным кандидатом на следующих президентских выборах. У нас совсем другие цели, чем у каких-либо других партий блока «Нашей Украины». И в самостоятельном политическом плавании многие из них не выживут.

From-UA: – А кто именно?

Ю. Костенко: – Я не хочу никого обижать. Я считаю, что политическая партия, которая рассчитывает на самостоятельную политическую жизнь, должна быть представлена хотя бы в двух третях областей, как это определено законом о политических партиях. И такая политическая партия может реально соревноваться за политическую власть. Все другое, и в том числе то, что есть в украинской политике, это киевские партии. Они не могут влиять на государственную политику.

Мы мало реагируем на то, где и на каком кресле в условной иерархии «Нашей Украины» находятся наши представители. Мы знаем, что с выигрышем президентской кампании нашим кандидатом Украинская народная партия получит очень существенный дополнительный ресурс, потому что Украина будет строить демократическое общество, а это даст новых сторонников среди избирателей. Вера в демократию, которую утратили с 1991 по 1998 годы, это лучшее, что может сделать президент Ющенко для развития Украинской народной партии.

From-UA: – Почему прекратилась работа по созданию единой партии на базе «Нашей Украины»? Актуален ли, по-Вашему, этот вопрос?

Ю. Костенко: – В какой-то мере это продолжение ответа на предыдущий вопрос. На базе фракции нельзя создать партию. Партию можно создать на основе идеологии и на основе дополнения тех организационных структур, которые уже есть в наличии. Мы же не можем взять и отбросить 15-летний опыт политической деятельности нашей партии, которая существует с 1989 года.

Все мы забыли, что Народный Рух создал не Черновол, хотя это выдающаяся историческая фигура, а Иван Федорович Драч, Павлычко, Горынь и другие. Но сегодня машина амбиций почему-то незаслуженно отбросила этих лидеров Народного Руха на обочину. А они сегодня на достойных местах в Украинской народной партии, они никуда не отходили от этой идеологии.

Поэтому взять и сказать, что все, что было, надо забыть, давайте с чистого листа создадим новую партию… это путь в никуда. Партии должны базироваться на избирателях. Партии должны отражать определенные взгляды общества. Есть национальные, патриотические партии, которые хотят видеть свое государство, в котором коренная нация ощущала бы себя как дома. Не за счет других наций, а потому, что это единственное место, в котором коренная нация может действительно гордиться тем, что она имеет свою историю, глубокую культуру, язык, государство.

Что сейчас происходит в Европе, в мире? За счет интеграционных процессов происходит попирание прав коренного этноса, коренной нации. И потому в Австрии радикальные правые пришли к власти. Нарастают такие тенденции и во Франции, в Германии. Интеграционные процессы в какой-то мере ущемляют национальные чувства. Национальная идея нашей партии разделяется многими украинскими гражданами. Электоральная ниша Украинской народной партии достигает 30 – 40%. Перспектива есть.

В «Нашей Украине» существует несколько идеологий. Социал-демократическая «Солидарность», либеральная… Пинзеник и его компания… Есть мощная среда национал-демократов – это Рух, Украинская народная партия. Как минимум, три сегмента может выйти в плане партийного строительства из блока «Наша Украина». Не исходить из постоянных партийных дискуссий, отношения к ОУН УПА, волынским событиям, какой должна быть экономика... Это путь в никуда!

Наша партия была и остается лидером в объединяющих процессах. Мы уже это сделали со многими партиями, и в том числе с партиями блока «Наша Украина», но на нижнем уровне. Объединение должно происходить естественно, органично, снизу. Это путь, который ведет к формированию в Украине единой правоцентристской политической силы.

From-UA: – Спасибо за интересную беседу.

(начало читайте здесь)