Реформу скотчем не заклеишь
24.06.2004 08:52
…бурного «ручного» голосования 24 декабря.

Deja vue

В этот день в Верховной Раде вновь ждали ожесточенной блокады трибуны, народные избранники, настроенные на решение вопроса, изъявляли готовность совершить очередной трудовой подвиг и заседать (залегать?) до победного конца, а из уст лидеров звучали практически те же самые аргументы, что и в жарком декабре 2003-го.

Интересы, диктующие поведение политических сил, за полгода не изменились. Центристская коалиция и коммунисты, как и прежде, выступали за принятие изменений в Конституцию до президентских выборов, «Наша Украина» и БЮТ оказывали этим попыткам посильное сопротивление. Исключение составили разве что социалисты, которые еще 3 апреля перебрались в лагерь сторонников реформы.

В среду, 23 июня, на рассмотрение Верховной Рады выносились два проекта изменений в Конституцию. Первый – №4180 – единоутробный брат опального проекта №4105, второй – №3207-1 – дитя А. Мороза, написанный им еще в период оппозиционного радикализма. По большому счету, содержание того или иного законопроекта не имело принципиального значения – оба они рассматривались лишь как база для доработки и достижения компромисса. Просто и тот и другой документ уже получили одобрение Конституционного Суда, и их дальнейшее прохождение было бы облегчено.

Так вы «за»? Или «против»?

Депутатский рабочий день начался с серии перерывов по требованию оппозиции. Тем не менее, многие парламентарии не сомневались, что процедуру предварительного одобрения проекта изменений в Основной закон удастся пройти успешно.

Например, глава фракции СДПУ(о) Леонид Кравчук еще с утра 23 июня сообщил корреспонденту From-UA: «Мне лично нравится проект № 4180. Без сомнений, если будет голосование по этому проекту, то 226 голосов он наберет без проблем, 300 будет тяжелее». Леонида Макаровича, да и многих других, удивляла позиция фракции «Наша Украина»: «Как работать с «Нашей Украиной», если она категорически против проекта № 4180 и к тому же сомневается по поводу проекта №3207-1. Они просто против реформы в целом. Потому они и ищут причину, чтобы не голосовать. Они не ищут пути решения, а ищут, как заблокировать».

Его мысль подтвердил «наш украинец» Геннадий Удовенко, заявивший, что «с самого начала выступал оппонентом внесения любых изменений в Конституцию… Мы не научились жить по Конституции 1996 года, а теперь пытаемся внести в нее радикальные изменения».


В том, что будет принят именно «большевистский» проект, не сомневались и сами оппозиционеры. Николай Томенко (фракция «Наша Украина») не преминул заметить нашему корреспонденту: «Если сегодня будет принят за основу проект №4180, я вам гарантирую, что осенью он не наберет 300 голосов. Если мы действительно хотим внести изменения в Конституцию, нужно достигнуть консенсуса и единства. А это не 300 голосов, а намного больше». Представитель фракции Ющенко предлагал все же заняться проектом №3207-1, по которому-де «можно договариваться, можно сделать из него нормальный документ».

Его вождь, Виктор Андреевич, подтвердил это мнение, назвав законопроект №3207-1 «юридически чистым документом». «Это хорошая стартовая площадка. Необходимо создать рабочую группу, добиться согласия в конституционном процессе». Однако, если вспомнить, что накануне в своих заявлениях лидер «Нашей Украины» то обеими руками поддерживал компромиссный проект, то категорически отказывался за него голосовать, становится понятно, что «наши» по-прежнему были настроены на затягивание вопроса с тем, чтобы к президентским выборам Украина подошла с неизмененной Конституцией.

Неконструктивную позицию правых критиковали даже социалисты. Так, Юрий Луценко (фракция СПУ) заявил корреспонденту From-UA, что «БЮТ чересчур радикален в своем отрицании любых реформ, любых конституционных изменений… Ющенко и его коллеги по блоку должны понять, что тупое блокирование реформ приводит к победе противоположных политических сил».

Тем не менее, мудрый глас молодого социалиста не был услышан его бывшими коллегами по оппозиции. Когда лидеры фракций и групп удалились на совещание в кабинет спикера, народные избранники из «Нашей Украины» и БЮТ заблокировали парламентскую трибуну и президиум ВР и… выкрутили микрофоны Владимира Литвина.

Однако наученные печальным опытом сотрудники Верховной Рады установили на месте председателя ВР в президиуме специальную звуковую дорожку, которая дает возможность вести сессию и без микрофонов. Лишить и этого, последнего средства звукоусиления главу парламента попытались при помощи… скотча.

Опять 276!

Владимир Литвин, решительно настроенный в этот день, решил не допускать полного повторения невеселого сценария 23 - 24 декабря 2003 года. По-доброму предупредив, что, если блокирование трибуны не прекратится, он поставит проекты на голосование без предупреждения, спикер без лишних уговоров выполнил свое обещание. В 14 часов 17 минут 23 июня под рев оппозиционной сирены на голосование был поставлен законопроект №3207-1, набравший всего 118 голосов. Причем среди них не оказалось ни одного голоса от «Нашей Украины» и БЮТ (вот вам и компромисс!). Дисциплинированно, как один, проголосовали лишь социалисты и объединенные социал-демократы.

Зато поставленный сразу же на голосование проект изменений в Конституцию №4180 набрал 276 – ровно столько же, сколько проголосовало за проект №4105 24 декабря прошлого года. Проигнорировали этот проект фракции «НУ», БЮТ и группа «Центр».

Теперь проект политреформы вновь направится в Конституционный Суд с тем, чтобы осенью ее проголосовали в целом. В настоящее время во фракциях и группах, голосовавших за реформу, 301 депутат. Поэтому на сей раз инженерам реформы нет смысла спешить – ведь осенние президентские рейтинги сподвигнут поддержать реформу даже тех, кто против нее боролся.

«Законопроект №4180 может быть поддержан осенью 300-ми голосами только тогда, когда политические силы сделают вывод относительно своей перспективы на выборах президента», – считает координатор парламентского большинства Степан Гавриш. «Очень грустно приходить к выводу, что «Наша Украина» реформу не хочет. В законопроекте 4180 выписаны абсолютно новые переходные положения, там учтены предложения «Нашей Украины», внесено много новых правок, связанных с возможностью максимально обеспечить систему сдерживания между ветвями власти. Этот законопроект не является калькой с 4105, он подвергся серьезной юридической редакции. В 4180 записано, что он вступает в действие с момента вступления в должность новоизбранного президента».

Зато Юлия Тимошенко, комментировавшая итоги дня, по-прежнему убеждена, что «реформа шансов не имеет. Я уверена, что мы победили всех». К вопросу изменений в Конституцию Юлия Владимировна предполагает вернуться после победы оппозиционного кандидата на президентских выборах.


Лидер же социалистов Александр Мороз считает, что голосование 23 июня «подтвердило, что противоречия в парламенте возникают не из-за содержания изменений в Конституцию, а из-за возможностей и потребностей (или их отсутствия) изменений в Конституцию… 4180 по сравнению с 3207 с точки зрения парламентско-президентской модели правления – это шаг вперед. Потому что он не оставляет президенту тех полномочий, которые выписаны в 3207. Он не дает права президенту самостоятельно, без согласия Верховной Рады, высказывать недоверие Генеральному прокурору или руководителю Службы безопасности. Он совсем по-другому формирует состав Кабинета министров. Иначе выписаны процедура импичмента и роль Верховного суда. При обсуждении проекта были учтены предложения «Нашей Украины». Но «Наша Украина» против этого и не хочет голосовать за свои же изменения. Поэтому я повторяю: сегодня дискуссия была не по поводу содержания законопроекта. Коллизия сводится к тому, что часть депутатов, часть фракций сознательно не хотят вносить изменения в Конституцию. Они хотят оставить власть такой, как она есть, чтобы потом взять ее в свои руки».

Итак, рестарт политреформы прошел успешно. Давать прогнозы на финиш, тем не менее, пока преждевременно. Реальной гарантией успешного реформирования власти может стать только глобальный компромисс при обязательном участии не только нынешних адептов парламентско-президентской модели, но и «Нашей Украины». Реформа – это правила игры, которые страхуют всех вне зависимости от результата президентских выборов. А итоги кампании пока с уверенностью не может прогнозировать никто.
Татьяна Флинт
Александр Даниленко