Топливный кризис: как это было
21.06.2004 13:26
«Такого повышения цен на бензин в мае-июне 2004 года, какое наблюдалось в Украине, не было ни в одном государстве мира, за исключением Ливана», – заявил директор энергетических программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Владимир Сапрыкин. Действительно, с начала года нефтепродукты в Украине подорожали, в общем, на 50%.

Подорожание топлива заставило автотранспортные компании, покупающие в Украине топливо по рыночным ценам, поднять расценки на услуги перевозки на 10 – 15%, или приблизительно с 2 до 2,2 – 2,25 грн. за километр пробега. Однако, как ни странно, скачок цен на нефтепродукты не вызвал витка инфляции. Курс доллара по отношению к гривне как был 5,3 грн. за $1, так и остался.

Основной причиной этого чаще всего называется подорожание российской нефтяной смеси urals, цена которой, по состоянию на 13 июня, составила на условиях самовывоза в порты Средиземноморья $32,4 за баррель, с доставкой в порты Северо-Западной Европы – $31,2 за баррель. Легкая смесь Siberian Light на тех же условиях с доставкой в Северо-Западную Европу стоила $34,3 за баррель. В среднем литр российской нефти, на которой работают украинские НПЗ, сегодня стоит около $0,2, или 1,1 грн. Это составляет 95% себестоимости топлива. Иными словами, себестоимость одного литра условного топлива в Украине должна была составлять около 1,16 грн. Литр же реального топлива стоил вдвое дороже.

Однако, считает В. Сапрыкин, вряд ли существует прямая зависимость между ростом цен на российскую нефть и ростом цен на нефтепродукты. Он отметил, что с начала года цена смеси urals поднялась на 22 – 23%, а цены на бензин в Украине – на 55%. «Элемент спекуляции в этом присутствовал», – считает он, указывая на то, что спекулятивное поведение было характерно как для производителей нефтепродуктов, так и для трейдеров.

Однако производители считают, что на рост цен повлияли, помимо подорожания нефти, чисто технические причины. По словам президента «ТНК-ВР-Украина» Александра Городецкого, майский скачок цен на бензин в Украине нужно рассматривать также и как следствие закрытия в мае на плановый ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ. Кроме того, по его словам, сыграл свою роль и психологический фактор: с наступлением лета потребление нефтепродуктов резко возросло, запасы топлива на АЗС снизились, и владельцы бензозаправок начали поднимать цены.

При этом руководители нефтяных компаний заявляют в свое оправдание, что вынуждены сейчас работать практически на нулевом уровне рентабельности. Так, по словам представителей «Укртатнафты» (Кременчугский НПЗ), уровень рентабельности предприятия составляет на сегодня 1,7%. «ТНК-ВР-Украина» (Лисичанский НПЗ) работает на уровне 0,5 – 1%, «ЛУКойл-Украина» вообще с нулевой рентабельностью, а на Херсонском НПЗ, утверждает президент НК «Альянс-Украина» Петр Мирошников, дела и того хуже.

Тем временем правительство Украины не намерено успокаиваться на достигнутой стабилизации рынка нефтепродуктов. На уровне премьер-министров двух стран достигнута договоренность о создании межправительственной рабочей группы для
контроля над ценовой ситуацией. В задачу группы будет входить отслеживание ценовой политики на бензино-солярочном рынке, объемов поставок – с целью сохранения стабильности топливного баланса Украины и недопущения дефицита нефтепродуктов.

Кроме того, Кабинет министров Украины намерен добиваться отмены НДС на поставки российской нефти для Украины (правда, сомнительно, что Москва согласится добровольно потерять от этого $800 млн.). В целом же, уверяет глава украинского правительства Виктор Янукович, ценовая политика на рынке горючего взята под жесткий контроль и цены удастся вернуть к уровню, который предшествовал майскому скачку, при условии, конечно, что мировая цена на нефть прекратит рост.