Ильичевский порт может «уплыть»
11.11.2008 16:19
...средства инвесторов. Они будут привлечены под строительство транспортной и социальной инфраструктуры. Сейчас потенциальные инвесторы присматриваются, умеет ли украинское правительство работать с теми, кто готов вкладывать деньги и работать здесь по цивилизованным правилам. К сожалению, опыт показывает, что наши чиновники умеют лишь отпугивать солидных инвесторов, почему-то предпочитая иметь дело с людьми сомнительной репутации. В результате, государство почти даром отдает стратегически важные объекты, а крупный капитал предпочитает обходить Украину десятой дорогой.

Одним из таких примеров является ситуация на государственном предприятии «Ильичевский морской торговый порт» (ИМТП), которое является третьим по объему перевалки грузов в Украине и первым по объему перевалки контейнеров. В 2005 году предприятие подписало договор о совместной деятельности с оператором контейнерного терминала Ильичевского порта ЧП «Укртрансконтейнер» (УТК). Согласно договору, порт должен поэтапно передать часть недвижимого имущества, а УТК – оборудование и частично денежные средства на реконструкцию третьего и четвертого причалов. Уже в рамках первого этапа «инвестор» свои обязательства выполнил не полностью. Оно и неудивительно – УТК считается собственностью российского бизнесмена Виталия Южилина, имеющего на родине сомнительную репутацию после продажи акций Санкт-Петербуржского «Морского порта», когда он на ровном месте «заработал» 120-140 млн. долларов.

Несмотря на невыполнение «инвестором» своих обязательств, руководивший ИМТП с февраля по август 2006 года Руслан Родзяховский подтвердил намерение передать имущество, а именно, первый и второй причалы, ЧП «Укртрансконтейнер». Трудно сказать, какие мотивы двигали бывшим начальником, но именно под его чутким руководством впервые в своей истории порт с высоким уровнем рентабельности начал нести убытки, закончив календарный год практически без прибыли. Складывается впечатление, что человек пришел на предприятие с целью обесценить его активы и разбазарить имущество.
Ситуация резко поменялась с приходом в августе 2006 года нового начальника порта Геннадия Скворцова. Он не только спас предприятие от искусственного банкротства (в 2007 году прибыль порта составила 40 миллионов гривен, только за 5 месяцев 2008 года — 26), но и принял меры по пересмотру договора. Для этого у Скворцова были все законные основания - 13 декабря 2005 года Президент Ющенко заявил о необходимости расторжения договора между портом и УТК, поскольку договор был заключен на невыгодных для государства условиях.

Новому руководству порта пришлось обратиться в суд с целью расторгнуть договор не только по указанию Президента, но и по ряду других серьезных причин. Сам договор не был согласован с Министерством транспорта, не было бизнес-плана и проекта развития Ильичевского контейнерного терминала. Никто не проверил легитимность инвестора и денежных средств, планируемых к инвестированию, не изучил экономическую истории УТК, не оценивал его материального и финансового положения. Да и сами условия договора явно невыгодны для государства. Мало того, что все находящееся на четырех причалах имущество вместе с огромными складскими площадями оценили и передали всего за 17 миллионов 613 тысяч долларов США, так еще и реальная доля прибыли порта от совместной деятельности составила лишь 25%.

Напоследок оказалось, что у инвестора, который должен был внести 495 миллионов долларов США, просто нет своих денег. Он их и не собирался вносить - договор изначально составлялся так, чтобы освободить инвестора от выполнения обязательств. А в одном из пунктов договора был заложен механизм банкротства порта с дальнейшей потерей государственного имущества, уменьшением вклада порта и его доли при разделе прибыли до 10%.

Несмотря на все эти обстоятельства, суд отказал порту. Тем не менее, УТК пришлось формально заявить о готовности пересмотреть несправедливые по отношению к государству статьи договора. Дело в том, что порт смог привлечь кредит ЕБРР, но банк при этом поставил условие передать имущество в совместную деятельность только на конкурсных основаниях. Минтранс принял решение о пересмотре условий договора между УТК и ИМТП, а Президент это решение поддержал. После соответствующего уведомления, ЕБРР выдал кредит под гарантии государства.

Сразу после этого УТК нарушил свои обещания. Сначала через суд был расторгнут договор между портом и другими партнерами. А в июне 2008 года УТК подаёт иск в суд с целью вынудить ИМТП передать «целостный имущественный комплекс контейнерного терминала» в совместную деятельность. И хотя договор о совместной деятельности не содержал обязанности порта передавать какой-либо терминал, а УТК так и не выполнил свои инвестиционные обязательства, суд стал на сторону «инвестора». При этом судьи не учли такие «нюансы», что часть имущества уже используется коммерческими структурами и портом в своей хозяйственной деятельности и что передача имущества в частную собственность приведет к увольнению 750 человек, работающих на районах 1-го и 2-го причалов.

УТК получило право забрать имущество порта без каких-либо обязанностей по трудоустройству работников и гарантий минимальной прибыли государству, и это право было подтверждено государственными исполнителями, составившими бумагу о том, что имущество у порта изъято и передано УТК. Конечно, наши суды являются самыми справедливыми и независимыми даже от мнения Президента, но поведение министра транспорта Винского не может не удивлять. Он не только остался безразличен к судьбе госимущества, но и временно отстранил Геннадия Скворцова от должности якобы в связи с запросом главы парламентского комитета по борьбе с коррупцией и организованной преступностью Игоря Калетника и внеплановой проверкой комиссии КРУ.

Удивительно, но в это же время бывший начальник Руслан Родзяховский подал иск в суд с целью восстановления в должности. И хотя суд ему отказал, все эти явно скоординированные действия вызвали опасения у трудового коллектива порта. Они боятся рейдерской атаки с целью восстановить Родзяховского и потому усилили охрану порта. Именно благодаря принципиальной позиции рабочих стратегически важный порт пока остается в государственной собственности.

Страшно подумать, что будет с нашими международными аэропортами, если министр транспорта будет так же защищать интересы государства во время привлечения необходимых для их реконструкции инвестиций.