Есть такое государство
15.11.2008 08:11
...будет делать, предавшись буддистской медитации. Ведь он теперь почти ни за что не отвечает!

Новый дракон на троне

6 ноября в Бутане был коронован самый молодой на сегодняшний день в мире монарх – Джигме Кхесар Намгьял Вангчук (не сломайте язык!). 28-летний выпускник Оксфордского университета был коронован после того, как астрологи определили благоприятную для дальнейшей жизни и царствования нового монарха дату его коронации. Молодой король, фактически правящий страной с 2006 года, ждал коронации 21 месяц.

Церемония прошла в Тронном зале королевского дворца, который отныне именуется Домом правительства. Отец нынешнего короля под удары гонга передал сыну корону. Затем новому монарху вручили традиционный шарф, который имеет большое символическое значение. Шарф для нового короля привезли из древней бутанской столицы Пунакха-Дзонг. Этот подарок знаменует переход властных полномочий. Новому монарху также поднесли традиционные восемь благоприятных предметов: зеркало, снадобье, простоквашу, благовоние, фрукт, раковину, киноварь и горчицу.


Коронация нового короля


Официальная коронация монарха завершила церемонию, стартовавшую еще 1 ноября, когда в том же королевском дворце прошла закрытая церемония титулования молодого короля. Джигме Кхесар получил титул «Друк-Гьялпо» («Драконовый Король»). Тем самым он был, подобно своим предкам, объявлен воплощением божественного Джаро Донгчхена – защитника бутанского народа.

Переход Бутана от абсолютной монархии к конституционной был инициирован отцом Джигме Кхесара – Джигме Сингье Вангчуком - три года назад и завершился в марте этого года всенародным избранием депутатов парламента, которые получили широкие полномочия по формированию правительства.

Почему же отец нынешнего монарха, правив без малого 36 лет, отрекся от власти? Сделал он это отчасти из-за личных прогрессивных взглядов, продолжая реформаторскую традицию последних десятилетий, но также и под влиянием событий в соседнем Непале. Его явно испугал пример соседа, где монархия, «пошатавшись» почти 7 лет, в этом году бесславно рухнула, а потерявший всякое уважение король ныне подвергается унижениям, отписываясь от миллионных счетов на электричество и скрываясь во второсортном отеле.

Непальский феномен, приведший в этом году к исчезновению еще одной экзотической монархии, стал примером противоречия между традиционной королевской властью с ее кровавой дворцовой борьбой за трон и вызовами современности. В 2001 году при таинственных обстоятельствах была убита вся семья тамошнего монарха. Фактически это убийство было инициировано его братом – Гьянедрой, ставшим следующим королем. Монарх-убийца изначально вызвал ненависть народа, тем более что проявил типичные черты автократа. В октябре 2002 г. он отстранил демократически выбранное правительство и взял власть в свои руки под предлогом борьбы с маоистами. После бури протестов в июне 2004 г. ему пришлось вернуть власть правительству и парламенту. Однако жажда неограниченной власти снова взяла верх. В 2005 году непальский монарх вновь распустил правительство и возложил на себя диктаторские полномочия. В апреле 2006 года после очередных мощных демонстраций, в которых участвовали более 5 млн. человек (треть населения Непала), Гьянедре пришлось снова вернуть полномочия Кабинету министров. Мало кто удивился, что после всех этих событий семь главных партий договорились полностью упразднить королевскую власть и послать короля-узурпатора «подальше».

Видя агонию коллеги по трону, король Бутана понял, что дело пахнет революцией, и срочно решил ограничить власть самого себя. Тем более, что история демократизации Бутана уже имела прецеденты в прошлом – горное королевство медленно «просыпалось» в ходе всего прошедшего столетия.

Отец Дракона

Дед ныне коронованного монарха – Джигме Дорджи Вангчук – первым провел ряд преобразований: создал парламент и Кабинет министров, провел земельную реформу и даже... отменил рабство, причем предпоследним в мире (в 1974 г. рабство было отменено в ходе революции и свержения монархии в Эфиопии). В 1971 году прервалась и многовековая международная изоляция Бутана – королевство стало членом ООН.


Бутан расположен в труднодоступной части Восточных Гималаев, между Китаем и Индией


В 1972 году трон первого реформатора Бутана занял его 16-летний сын – отец нынешнего молодого короля. Он был первым, кто учился вне королевства – в закрытой школе в Индии и в частной школе в Англии, а по возвращении на родину продолжил образование в местной Академии. Новый король вскоре призвал нацию забыть об этнических распрях и с этой целью повелел считать единым государственным языком Бутана древний язык бхотия (или дхонг-кэ), близкий к тибетскому. Кроме того, монарх, высказав сомнения в «беспорочности» (его личное выражение) института монархии, расширил полномочия парламента и Кабинета министров.

В 1988 году король издал специальный указ, по которому парламенту было дано право отстранять монарха от власти, если за это проголосуют более двух третей депутатов! Такого с XIX века не делал ни один монарх мира, да и тех вынуждали на это революции. А тут добровольное урезание абсолютной власти. Видимо, король действительно был уверен в сугубой лояльности и преданности своих подданных. К примеру, еще одним указом он обязал записывать на аудиенцию к королю любого подданного.

Да и в частной жизни отец нынешнего короля был предельно демократичен. Он сам водит автомобиль, любит баскетбол и предпочитает работать с документами не в дворцовом кабинете, а в скромном домике за пределами дворца. Король также много времени проводит с семьей, воспитывая десяток отпрысков – пятерых принцев и стольких же принцесс.

Счастливый драконий народ

С точки зрения экономических показателей, Бутан со средним годовым доходом на душу населения в 1400 долларов – одна из самых слаборазвитых стран на планете (124-ое место в мире в 2006 году). Экономика страны держится на сельском и лесном хозяйстве, туризме и продаже Индии дешевой электроэнергии, добываемой с помощью индийских гидроэлектростанций на горных реках. В стране нет даже железных дорог (!).


Экономика страны держится на сельском хозяйстве


Зато результаты опроса, проведенного в 2005 году в более чем сотне стран, свидетельствуют, что по «уровню счастья» Бутан занимает место в первой десятке! Так, 45% бутанцев считают себя «очень счастливыми», 52% – «просто счастливыми», и только 3% – «не совсем счастливыми». Кстати, в благополучных США таких, соответственно, 30, 58 и 12%.

Никакого парадокса тут нет. Еще в 1987 году король Джигме Сингье Вангчук ответил афористичной фразой: «Валовое внутреннее счастье намного важнее валового внутреннего продукта». Мудрый монарх был прав. Он знает свой народ и потому спокойно отдает его в руки своему сыну.

Бутан – действительно очень и очень экзотичное королевство. Вопросы сохранения природной среды и культурного наследия в Бутане регулируются на законодательном уровне. В соответствии с нормами религии всем подданным, кроме профессиональных резников, запрещено убивать животных, в том числе и домашних. До 1999 года здесь было запрещено даже телевидение: власти боялись, что влияние извне дурно повлияет на национальную культуру, опорочит монарха и нарушит спокойствие. Для сохранения культурной самобытности бутанцев призывают носить лишь традиционные одежды, не поддаваясь соблазну примерить европейские костюмы. Бутан – единственная страна в мире, где запрещена продажа сигарет и табачных изделий! Здесь не увидишь и альпинистов, ведь они могут навредить девственным лесам, которые по законам королевства должны занимать не меньше 60% его территории. К тому же туристы, как считают местные жители, тревожат покой живущих на вершинах гор богов. По этой же причине здесь нельзя купаться в реках и озерах и даже бросать в воду камни. А здания в Бутане проектируются с учетом национальных традиций, а национальные костюмы являются дресс-кодом для появления в общественных местах.


Здания в Бутане проектируются с учетом национальных традиций


И сегодня попасть в горное королевство непросто – туристическую визу выдают лишь состоятельным визитерам, способным тратить не менее 200 долларов за день пребывания в стране! Да и то не всем – существуют квоты на туристов, и менять эту систему, направленную на сохранение Гималаев от «цивилизованных» варваров, власти Бутана, похоже, не собираются.

Теперь, после мартовских парламентских выборов и смены монархов, в Бутане может многое измениться. Но, в принципе, все разумные реформы в стране уже проведены. Молодому королю остается только не нарушать буддистской гармонии. В конце концов, еще больше открывать стану для западных пороков, разрушать ее экологию и образ жизни он явно не будет. Иначе предок-дракон изрыгнет на его голову проклятье: ведь из истории этой страны известно, что монархи, нарушавшие законы гор, обычно умирали недостойной смертью. А в соседнем Непале таких просто свергали. Так что новый король должен только следовать дороге божественной мудрости.